Тест зеркального фотоаппарата Nikon D800e: особая версия превосходит любую другую камеру по передаче мелких подробностей

Зеркальная фотокамера Nikon D3000

До выхода в свет камеры Nikon D800 все знали, что есть страшно дорогие многомегапиксельные камеры, недоступные большинству фотографов по причине запредельной цены; что этими камерами и цифровыми задниками для среднего формата снимают высокооплачиваемые элитные рекламные фотографы; что думать о них нет никакого смысла. Но вот наконец появилась хотя и дорогая, однако вполне посильная — для нормально зарабатывающего профессионала — камера. Новая модель полноформатной профессиональной камеры компании Nikon выпускается в двух вариантах. Один из них известен уже всем, другой отличается индексом и не всем понятной специализацией. Именно он и был выбран для тестирования.

Текст и фото : Сергей Стеблюк

 

Технические характеристики

Байонет

Nikon F

Формат матрицы

CMOS (формат FX), 35,9×24 мм

Кроп-фактор

1

Размер матрицы

36,3 млн., 7360×4912 пикс.

ЖК-дисплей

8 см, 921 000 пикс., режим Live View

Форматы фотоснимков

3:2, 5:4, 16:9

Автофокус

51 точка

Диапазон выдержек

30–1/8000 с

Режимы съемки

P, A, S, M

Серийная съемка

до 6 кадров/с

Экспозамер

3D, матричный, центровзвешенный, селективный, точечный

Баланс белого

Авто, 13 предустановок, ручной

Чувствительность

Авто, 100–6400 ISO (расширенный 50–25 600 ISO)

Вспышка

встроенная (GN 12), «горячий башмак», синхроконтакт, Х-синхронизация на 1/250 с

Видеосъемка

1920×1080; 30p (прогрессивная), 25p, 24p 1280×720; 60p, 50p, 30p, 25p. Фактическая частота кадров при видеосъемке для 60p, 50p, 30p, 25p и 24p составляет

Карты памяти

CompactFlash типы I, II; SD, SDHC, SDXC

Интерфейсы

USB 3.0, HDMI, jack 3,5 мм стерео, 10-контактный разъем ДУ

Питание

Li-Ion EN-EL 15

Размеры

146×123×81,5 мм

Вес

900 г

Ориентировочная цена

139 000 руб.

Комплектация

Литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL15 с защитной крышкой, зарядное устройство MH-25, ремень, USB-кабель UC-E14, зажим USB-кабеля, защитная крышка BF-1B, крышка башмака для принадлежностей BS-1, крышка монитора BM-12, установочный компакт-диск с ПО ViewNX 2

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e

О камере

Не так-то просто удивить фотографический мир. В вечной гонке технологических новинок постоянно появляются большие и маленькие лидеры, все преимущество которых может порой заключаться в правильно выстроенной маркетинговой кампании. На самом деле за последние несколько лет было всего несколько камер, о которых можно с уверенностью сказать, что они изменили уровень цифровой фотографии.

Полнокадровая матрица с разрешением 36 мегапикселей, с «редким» расположением чувствительных элементов и высоким соотношением «сигнал — шум», с высокой, хотя и не запредельной чувствительностью, с достаточной для нормального репортажа скоростью съемки. Мощная система высокоточного автофокуса, 3D-цветовой многорежимный замер, процессор обработки изображений EXPEED 3.

Пылевлагозащищенный магниевый корпус и гарантированный ресурс на 200 000 срабатываний. Режим видеосъемки высокого разрешения с возможностью записи несжатого сигнала через ресивер и качественная запись стереозвука с регулировкой по каналам. Это главные характеристики, общие для двух модификаций камеры. По сути, различие между моделями только в спектральном фильтре матрицы.

Все сенсоры в цифровых камерах, вне зависимости от типа, имеют упорядоченную структуру. Попросту говоря, много-много чувствительных точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Факт общеизвестный и очевидный. Ничего плохого в этом нет, кроме одного неприятного эффекта.

Обычно объекты с полностью упорядоченной структурой встречаются в фотографической практике редко, но, если их изображение, проецируясь на матрицу, имеет совпадающую цикличность, проявляется всем известное явление муара, которое может полностью разрушить естественное изображение. Для борьбы с ним в закрывающем сенсор фильтре обязательно присутствует рассеивающий компонент. Из-за него разрешение заметно снижается, но и риск появления муара практически исчезает.

В камере D800e спектральный фильтр лишен такого эффекта, поэтому появляется риск искажения цвета и появления муаровых разводов на отдельных участках. В монохромном режиме съемки эти дефекты должны отсутствовать, а четкость и микроконтраст изображения должны быть заметно выше. Для реализации максимально резкого, ограниченного только возможностями современной оптики изображения и была создана модификация D800e.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3000 - дисплей

Фотосъемка

Ко времени проведения теста в Москве уже было достаточно владельцев базовой модификации D800. На форумах и в соцсетях бурный интерес сменился не менее бурным хвастовством счастливых обладателей. Известные фотохудожники публиковали замечательные фотографии, а техноориентированные фотографы продолжали считать пиксели на каждом изображении.

Было уже ясно, что лучшей по разрешению камеры на сегодняшний день нет, и с этим согласились даже самые оголтелые сторонники фотопленки. Однако модификация «Е» по-прежнему оставалась загадкой. Вопросы к ней сформировались исходя из сомнений, одолевающих фотографическое сообщество.

Главный и основной вопрос: будет ли эта модель пригодна для широкого круга задач, или ее применение — удел профессионалов-«монохромщиков»? Перспектива приобретать специализированную камеру для одного вида съемки не очень привлекательна. Второй вопрос касался разрешения камеры: насколько нужно такое высокое разрешение и оправдывает ли результат значительное увеличение размера файла?

Для всесторонней проверки применялись только высококачественные объективы, способные передать все нюансы изображения. В съемках использовались фишай 16mm f/2.8D AF Fisheye-NIKKOR, сверхширокоугольный зум AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR, широкоугольный дискретник AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, «полтинник» NIKKOR 50 мм f/1,8, длиннофокусный зум AF-S NIKKOR 70–200mm f/2.8G ED VR II. Эти объективы имеют очень высокие разрешение и контраст изображения, а также отличаются хорошей работой при любом освещении и достаточно равномерным распределением резкости по полю. Их характеристики позволяют в полной мере оценить реальное качество изображения.

Первые сюжеты подбирались с максимумом мелких деталей и снимались в основном широкоугольной оптикой. После первой же съемки обнаружилась интересная особенность, с которой на других камерах сталкиваться не приходилось. Общеизвестный принцип, гласящий, что для получения резкого изображения при съемке с рук длительность выдержки должна в цифровом значении совпадать с величиной фокусного расстояния объектива в миллиметрах, в случае с D800e не сработал.

Разрешение настолько высокое, что на передаче мелких деталей сказывается малейшая вибрация. Стабилизатор изображения тоже не всегда помогает. Экспериментально было установлено, что проще всего настроить камеру на ограничение выдержки не длиннее 1/200 с, и тогда можно не особенно беспокоиться о максимальной резкости картинки.

Несколько десятков технических серий снимков с самой различной оптикой убедили в том, что никаких сомнений в высоком качестве матрицы нет и наилучшее качество реализуется при съемке в несжатом формате NEF, дающем максимальные возможности для последующей обработки. Работу камеры в реальных условиях предстояло оценить уже на пленере, в разных световых условиях и на разных сюжетах, исходя из ее предназначения.

Серия снимков городского пейзажа показала, что ориентироваться только на высокое разрешение и передачу мелких деталей на самом деле нет никакого смысла, — все это получается само собой при соблюдении достаточно незатейливых правил, касающихся и любой другой камеры, а именно: использование штатива, минимальная чувствительность и минимальное сжатие при съемке. Гораздо более интересна тональная передача, пусть и не настолько бросающаяся в глаза, но обеспечивающая заметно более тонкую градацию тона при последующей обработке.

В этом случае как раз и сказываются и высокое разрешение, и возможности процессора камеры, обеспечивающего изрядный запас «тягучести» файла. Цветопередача камеры в разных световых условиях как в авторежиме, так и при индивидуальных настройках не отличалась от репортажной Nikon D4, и никаких претензий по этому показателю не было. Собственно, ничего другого не ожидали, все же в двух «верхних» моделях Nikon достаточно общих компонентов, и алгоритм обработки скорее всего один и тот же.

Съемка при разных значениях ISO тоже не принесла никаких неожиданностей. Безусловно, D800e не конкурирует с репортажными камерами по этому показателю, но и не особенно отстает, если не требуется особо качественное изображение. Заявленная максимальная чувствительность в 6400 ISO вполне годится для вечернего репортажа, хотя действительно хорошее качество достигается и на более низких чувствительностях. Расширение до 25 600 ISO явно предусмотрено «на крайний случай».

Скорость серийной съемки не впечатлит спортивных репортеров и любителей снимать длинными сериями, однако для обычного репортажа вполне достаточна. Тем более что к скорости работы автофокуса никаких претензий нет. В любом из режимов камера «схватывает» объект устойчиво, и даже при съемке мелких животных никаких проблем при достаточной дистанции съемки не было.

Оценить работу камеры в режиме видеосъемки без применения специальной аппаратуры в рамках обычного фотографического теста невозможно. Высочайший уровень качества, превосходящий большинство профессиональных видеокамер, требует помимо визуальной еще и аппаратной оценки. Но те несколько коротких роликов, которые удалось сделать, произвели очень хорошее впечатление при просмотре.

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - вид сверху

Выводы

Несмотря на предупреждения производителя о возможных проблемах с цветом изображения в некоторых сюжетах, никаких заметных отклонений цвета визуально обнаружить не удалось. Возможно, какие-то особенности проявятся в студийной съемке с некоторыми специфичными объектами. Применение поляризационного фильтра на обычных сенсорах дает более заметные отклонения цвета и плотности, но в большинстве случаев на это никто внимания не обращает.

То же самое можно сказать и в отношении муара: с трудом удалось подобрать объект (ткань), на котором в отдельных участках проявился муар. Про четкость изображения можно с уверенностью сказать, что разрешение снимка больше зависит именно от объектива. Применять бюджетную оптику на этой камере просто нет смысла.

Визуально разница в разрешении между полноцветным и монохромным режимами присутствует, однако заметна именно на сверхувеличениях. Модификация D800e, безусловно, превосходит любую другую камеру по передаче мелких подробностей, однако такие «сверхспособности» в полной мере проявляются только при съемке в формате NEF и печати в большом размере.

 

Тесты в картинках

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Резкий по всему полю снимок. В публикации и даже при рассматривании на экране компьютера трудно оценить детализацию картинки. Ее эффект в полной мере проявится только при печати в большом размере (26 мм, f/11, 1/500 с, ISO 400).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - храм Христа Спасителя

Объектив «рыбий глаз» позволяет получить предельно резкое изображение от переднего плана до бесконечности. Хорошо видно и широту динамического диапазона: на снимке проработаны даже очень светлые участки (16 мм, f/13, 1/640 с, ISO 640).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Среднее значение чувствительности. Характерная особенность камеры — совершенно одинаковая структура изображения в светах и тенях (155 мм, f/8, 1/250 с, ISO 640).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Вечернее освещение и характерная дымка. Длиннофокусный объектив своим рисунком подчеркнул дистанцию съемки (200 мм, f/9, 1/320 с, ISO 400).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Высокая детализация снимка по всему полю и прекрасная передача тональности (28 мм, f/14, 1/800 с, ISO 640).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

На фоне явно заметна сетка на окне, но эффект муара не возник из-за большой разницы между размерами ячеек и величиной структуры матрицы. По быстродействию автофокуса камера легко справляется со съемкой животных (31 мм, f/8, 1/80 с, ISO 500).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Великолепная детализация снимка и хорошая насыщенность цвета. Пасмурная погода сгладила естественные перепады яркости (17 мм, f/11, 1/500 с, ISO 640).

 

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D8000e - пейзаж в Москве

Сюжет, в котором при увеличении исчезает резкость. Выдержка оказалась недостаточно короткой, чтобы получить резкими практически неподвижные детали (200 мм, f/2,8, 1/100 с, ISO 1600).

Обзор и тест объектива Canon EF 35/1.4 L

Обзор и тест объектива Canon EF 35/1.4 L

Тесты7 лет назад
Один из наиболее "хвалимых" объективов Canon. Многие фотографы считают обязательным иметь в своем ар...
На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

Тесты5 лет назад
Объектив Sony FE 24-240mm f/3.5-6.3 OSS (SEL-24240) был анонсирован в начале 2015 года. Этот 10-крат...
Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000

Тесты12 лет назад
Продолжая обзор новых поступлений от фирмы Nikon, представляем новую зеркальную камеру начального ур...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тесты12 лет назад
Своими впечатлениями о полноформатной 21,1-мегапиксельной фотокамере EOS 5D Mark II делится наш эксп...
Тест и особенности Nikon D7500

Тест и особенности Nikon D7500

Тесты7 лет назад
Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменал...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контраста камера показала себя отлично, прорабатывая свет и тени

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контр...

Тесты11 лет назад
Компания Canon имеет большой опыт в создании камер с размером сенсора 24×36 мм. Прежде всего хочется...
Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тесты5 лет назад
Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус польз...
Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположит...

Тесты11 лет назад
Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал смен...
Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тесты10 лет назад
Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заяв...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты8 лет назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D7000

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D7000

Тесты12 лет назад
Камера Nikon D7000 в линейке зеркальных любительских фотоаппаратов компании Nikon занимает верхнюю п...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты7 лет назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Тесты10 лет назад
Осенью прошлого года компания Nikon представила новую фотокамеру Nikon D5300. Эта модель является да...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тесты12 лет назад
В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержат...
Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Тесты6 лет назад
Самое интересное, пожалуй, в видео режиме Nikon D850 - это съемка ТimeLapse или цейтраферное видео,...
Тест зеркального фотоаппарата Nikon D800e: особая версия превосходит любую другую камеру по передаче мелких подробностей
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить