Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Осенью прошлого года компания Nikon представила новую фотокамеру Nikon D5300. Эта модель является дальнейшим развитием популярной серии массовых зеркальных фотоаппаратов серии 5ХХХ, которые сочетают в себе весьма широкие возможности съемки, гибкую настройку многих параметров и вполне доступную для большинства фотолюбителей стоимость. Иногда эту группу техники называют камерами начального уровня.

Текст и фото: Андриан КОЛОТИЛИН.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6639

Зеркальная фотокамера Nikon D5300

Технические характеристики

 

Введение

Разработчики постарались не создавать искусственных ограничений функционала в недорогих моделях и применили технологические решения, расширяющие удобства работы при съемке. В результате получается не фотоаппарат начального уровня, а технически насыщенное и сбалансированное устройство. Попробуем разобраться, какие технологические изменения произошли в конструкции нового фотоаппарата и как они практически повлияют на возможности фотографа.

 

Особенности камеры

Сердцем фотоаппарата стала связка новой CMOS-матрицы разрешением 24,2 миллиона пикселей формата APS-C (т.е. с кроп-фактором 1,5) и новейшего процессора Expeed 4, который обеспечивает улучшенные функции фокусировки и обработки данных при съемке видео и более щадящее энергопотребление. Однако самым важным событием для камер этого класса стало удаление из блока матрицы оптического фильтра низких частот.

Этот фильтр предотвращал возникновение муара на изображении в некоторых случаях, например при съемке синтетических тканей или оперения птиц (надо отметить, это крайне редкая для фотолюбителя ситуация). Побочным эффектом этого было некоторое — иногда значительное — снижение резкости при передаче мелких деталей. Теперь можно ожидать более точной передачи мелких деталей на снимке. О том, насколько это соответствует действительности, мы поговорим в практическом разделе теста.

У нового фотоаппарата, как и у всей продукции фирмы, отличная для своего класса система автоматической фокусировки. 39 точек фокусировки расположены равномерно по площади кадра, при вертикальной ориентации фотоаппарата нет мертвых зон в верхней или нижней частях изображения. В нормальных или затененных условиях все точки фокусировки работают быстро и надежно, при наводке на резкость в темной комнате, ночном клубе, под пологом леса лучше пользоваться центральной точкой фокусировки. Именно с ней сопряжен небольшой фонарик подсветки, помогающий фотографу.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6654

Органы управления камеры заточены под фотолюбителя, знакомого с азами фотографии, но не ставящего себе задачу постоянно вручную контролировать все параметры съемки. Из особенностей стоит отметить поворотный в двух плоскостях дисплей, к сожалению, не сенсорный. Дисплей может отображать информацию в двух стилях. По умолчанию установлен графический стиль отображения, с мелкими цифрами и анимированным отображением значений диафрагмы. Во время реальной съемки это неудобно, лучше переключить отображение параметров при помощи меню в классический стиль с крупными буквами и цифрами.

О любительском назначении камеры свидетельствует отсутствие кнопки чувствительности ISO. Вероятно, предполагается, что фотолюбитель будет доверять сюжетным программам «Портрет», «Ночной пейзаж» или «Еда», что вполне справедливо для большинства неискушенных. Использование зеркальной техники в странах бывшего СССР имеет свою специфику, которая заключается в наличии у многих любителей значительного багажа знаний о принципах фотографии.

Именно для таких пользователей в камере есть программируемый орган управления — кнопка Fn, которой можно назначить опцию изменения чувствительности ISO и взять полностью или частично управление камерой в свои руки.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6661

В камере присутствует уже ставший традиционным модуль связи для соединения по Wi-Fi с мобильным устройством, коммуникатором или смартфоном. Связь с развернутыми сетями, внутриквартирной или офисной, в аппарате не предусмотрена. Прекрасным дополнением для путешественника стал модуль GPS, который проставляет в описание каждой фотографии его географические координаты, воспринимаемые всеми основными программами для работы с геоданными. В моем случае модуль показал точность в 35–40 метров по сравнению с профессиональным туристским навигатором серии Garmin 62s.

 

Качество изображения

Перед тем как провести реальную съемку, я попробовал разобраться в особенностях работы камеры на разных значениях светочувствительности. В процессе теста использовался предложенный производителем суперзум AF-S Nikkor 18–300 VR G стоимостью около 30 000 рублей. Этот объектив способен решить почти все задачи фотолюбителя — путешественника и стрит-фотографа, компактен и имеет надежную для своего класса оптики конструкцию.

Естественно, результаты сопоставлялись с аналогичными и более продвинутыми по классу системами камера — оптика, в том числе от конкурентов. В диапазоне 100–400 ISO изображение гладкое, детализация и шумы визуально не отличаются от других представителей в любом классе, имеется большой потенциал для редактирования и поднятия визуальной резкости. 800–1600 ISO сохраняет хорошую детализацию в светлых участках изображения, но проявляются размытие деталей в тенях и цифровой шум.

При 3200–6400 ISO заметно влияние внутренней обработки сигнала (шумоподавление установлено на минимум), резкость искусственно увеличивается, шум приобретает характер имитации пленочного зерна. Изображение полностью пригодно для печати и просмотра. Изображения при 12 800 ISO полностью приобретают характер зерна высокочувствительной пленки и после некой обработки и уменьшения размеров могут вполне применяться в любительской фотопечати, в новостных изданиях, в Сети без ограничений. Однако по сравнению с камерами высшего класса проигрывают по разрешению (передача мелких деталей) и количеству времени, затраченному на обработку. Но это очень хороший результат для зеркальной камеры любительского класса!

А что же с обещанным производителем увеличением детализации мелких объектов? Обнаружить какие-либо отличия на фото с матрицы Nikon D5300 без низкочастотного фильтра от снимков, сделанных другими традиционными конструкциями, невооруженным взглядом мне не удалось. Поэтому я обратился к знакомому специалисту — физику и фотографу. Илья Луцкер, физик-оптик, разработчик оптических систем из Израиля, разъясняет: «Увидеть реальное изменение можно лишь с объективами, дающими разрешение порядка 150 линий на мм и выше. 

Таких в фотографии немного. Современные очень дорогие длиннофокусники на апертурах f/4–5,6 должны дать подобное разрешение (при отсутствии вибрации), наблюдать отличие можно сравнивая перья птиц, тонкие веточки и подобные объекты. На «средних» объективах (все зумы, портретники, широкоугольники) разницу заметить практически невозможно: хроматические аберрации и дифракция выполняют роль подобного фильтра». 

Будем считать, что отсутствие низкочастотного фильтра принесет реальную пользу владельцам первоклассной оптики, которая нечасто встречается в арсенале пользователей зеркальных камер начального уровня. Эта опция вряд ли может быть определяющей при выборе новой фотокамеры, но уж конечно не лишней.

К приятным бонусам, которыми радует нас производитель, можно отнести ряд таких регулировок, которые нечасто встретишь у конкурентов. Изменение интервала задержки автоспуска от 2 до 20 секунд и количества сделанных после этого кадров (от 1 до 9), сложение нескольких изображений в одно, набор различных украшающих эффектов без применения графического редактора и интервальная съемка могут заинтересовать фотолюбителя, покупающего свою первую зеркалку. Изучив довольно большой набор этих предварительных установок и систему подсказок, можно даже выработать свой первый творческий стиль.

 

Практическая работа

Любительской камере зададим простую любительскую задачу: «фотки» с общественного мероприятия. Но с элементами хаотического движения в условиях толпы — пусть это будет встреча весны, широкая Масленица, русский праздник, с кулачным боем, гуляниями и обязательным медведем.

Самая простая ситуация — съемка по свету на невысокой чувствительности — дает достаточную резкость, по снимку при большом увеличении можно изучать детали архитектуры, легко просматриваются две птицы в небе (хотя они не будут заметные при полиграфической печати). Виньетирования и геометрических искажений объектива не заметно. Правая крайняя фокусировочная точка, глубину резкости обеспечивает сильно закрытая диафрагма, для компенсации большого количества белого в кадре применена коррекция +2/3 EV.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_1_DSC_0001_2

Для компенсации большого количества белого в кадре применена коррекция +2/3 EV ( 400 ISO, f/14, 1/640 с).

 

Вот более сложная ситуация, когда освещенность теневых и ярких участков превышает динамический диапазон матрицы. Применен фирменный режим внутренней обработки HDR, когда камера делает автоматически последовательно несколько снимков и складывает их в приемлемый результат. Степень воздействия фильтра слабая, так как сильное вмешательство приводит к нереальному, «мультяшному» результату. Аналогичный результат может быть получен продвинутым фотографом при съемке в формат NEF и последующей обработке в приобретаемых отдельно RAW-конверторах.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_2_DSC_0002_2

Применен фирменный режим внутренней обработки HDR (результирующие параметры –100 ISO, f/9, 1/40 с).

 

При съемке сверхконтрастного сюжета с солнцем в кадре потребовалось уменьшить его влияние на экспонометрию камеры, поскольку справиться с этим не может ни одна автоматическая система матричного замера, а использование точечного для любителя слишком сложно. Коррекция –2 EV, но можно воспользоваться эффектом «Силуэт», который создаст схожий результат.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_3_DSC_0003_2

Эффект «Силуэт» (400 ISO, f/9, 1/4000 с)

 

Резюмируя, стоит отметить, что возможности матрицы и математики камеры допускают работу в условиях сильного перепада контраста и освещенности, результат съемки может быть подвергнут последующей обработке в графическом редакторе в широких пределах.

Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду доставила определенные сложности, поскольку буфер камеры мог принять всего 1 секунду съемки (т.е. те самые 5 кадров), а потом замирал на долгие 15 секунд. Поэтому пришлось перейти в традиционный режим JPG, тем самым увеличив длину серии до 15 кадров, — вероятность поимки нужного момента стала выше.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_4_DSC_0009_2

Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду (800 ISO, f/8, 1/1600 с)

 

Автоматическая фокусировка против света велась без контроля по матовому стеклу, просто навскидку, потому что в видоискателе, залитом солнцем, трудно оценить результат. Но фотоаппарат отработал точно по правой боковой точке, а вот цвета изменились при съемке в JPG непредсказуемо.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_5_DSC_0012_2

Цвета изменились при съемке в JPG ( 800 ISO, f/8, 1/1250 с).

 

Увеличение чувствительности до 1000 и более единиц ISO при съемке репортажа не принесло катастрофического ухудшения качества изображения, как и обещал производитель, и позволило избежать смаза картинки даже при работе на больших фокусных расстояниях. Помогла и функция оптической стабилизации, которой теперь наделяются все новые зумы. Диафрагма полностью открыта.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_6_DSC_0006_2

Диафрагма полностью открыта (1000 ISO, f/5,6, 1/400 с)

 

Заключение

Nikon D5300 полностью соответствует облику современной недорогой любительской фотокамеры с большими возможностями. Прежде всего она предназначена для съемки в формате JPG, сочетая хорошую скорострельность, точную фокусировку и приемлемую цветопередачу. Немного усложненное меню заставит сначала потренироваться, чтобы запомнить необходимые установки.

Есть некоторые ограничения при работе со вспышкой, но с ее помощью можно получать и вполне качественный результат в тех областях фотографии, что не связаны с быстрым принятием решений и скоростной серийной фотосъемкой. Имеется хороший технический потенциал для съемки любительского видео, хотя для этой цели существуют более удобные решения — например, те, где реализован гибридный автофокус.

Для требовательных фотолюбителей требуются иные, более дорогие инструменты, а для пользователей предыдущей модели Nikon D 5200 изменения будут незначительны. Поэтому на новую модель стоит обратить внимание покупателям своей первой зеркалки или владельцам устаревших моделей Nikon начального уровня.

 

Фотокамера Nikon D5300DSC_0007_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0005_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0015_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0004_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0013_2

Технические характеристики

Сенсор

 

CMOS, 23,5×15,6 мм (формат Nikon DX), разрешение 24,2 млн. пикс.

Объектив

сменный, байонет Nikon F

Стабилизация изображения

во многих сменных объективах c байонетом Nikon F

Защита от пыли

автоматическая и принудительная очистка от пыли

Видоискатель

оптический, покрытие 95 % площади кадра

Дисплей

диагональ 8,1 см, разрешение 1037 тыс. точек, откидной поворотный, регулируемый в двух плоскостях

Фокусировка

автоматическая и ручная, 39 точек фокусировки (9 крестового типа), автофокусировка в режимах Live View и видеосъемки

Диапазоны выдержек

1/4000 до 30 с, от руки

Режимы съемки

P, A, S, M, 2 полностью автоматических и 16 специализированных автоматических программ, режим мультиэкспозиции, режим HDR, регулируемый режим D-lighting, 9 специальных эффектов

Экспозамер

замер экспозиции TTL с помощью 2016-пиксельного датчика RGB матричный 3D-замер, центрально-взвешенный, точечный

Коррекция

от –5 до +5 EV в режимах P, S, A и M

Вспышка

встроенная, ведущее число 12, выдержка синхронизации до 1/200 с

Чувствительность

100–12 800 ISO

Форматы фото

NEF (RAW) 12 или 14 бит, RAW+JPEG, JPEG 3 размеров и 3 типов сжатия

Карты памяти

SD, SDHS, SDXC

Серийная съемка

до 5 кадров/с. Интервальная съемка с развернутыми регулировками

Видеосъемка

Full HD с автоматической и ручной фокусировкой, ручными и автоматическими режимами экспозиции и баланса белого.

Формат видеофайла MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding)

Интерфейсы

HDMI, разъем для выносного микрофона, разъем для пульта дистанционного управления, аудиовидеоразъем, разъем USB

Питание

батарея EN-EL14a, 7,2 В, 1,23 A

Размеры

125×98×76 мм

Вес

530 г (body с батареей и картой памяти)

Стоимость

~30 000 рублей. (body)

 

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тесты7 лет назад
Своими впечатлениями о полноформатной 21,1-мегапиксельной фотокамере EOS 5D Mark II делится наш эксп...
Обзор и тест объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0

Обзор и тест объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0

Тесты2 года назад
Летом этого года на тесте побывал первый из анонсированных Yongnuo автофокусных объективов – Yongnuo...
Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру

Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру

Тесты4 года назад
Ведущие производители фототехники всегда стремились создать универсальную зеркальную фотокамеру, иде...
LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генерато...

Тесты2 года назад
В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ве...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты2 года назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Тесты1 год назад
Камера Canon 6D Mark II недавно была протестирована в лаборатории DXO Mark и по результатам основных...
Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Тесты2 года назад
Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изм...
Тестовое видео Nikon Z7: матричная и цифровая стабилизация

Тестовое видео Nikon Z7: матричная и цифровая стабилизация

Тесты2 мес. назад
Когда снимаешь эпизод с рук, включив двойную стабилизацию, по отснятым кадрам кажется, что съемка ве...
Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450

Тест зеркальных фотоаппаратов Sony A550/A500/A450

Тесты7 лет назад
Наблюдать за выходом Sony на «зеркальный» рынок интересно, как за хоккейным матчем. Ведь это не рыно...
Nikon D5500: подавление шума в кадре

Nikon D5500: подавление шума в кадре

Тесты3 года назад
Камера программными средствами смягчает шум ветра. В случаях, когда задув очень сильный, это не выру...
Тестовое видео Nikon Z7: замедленная съемка 120 кадров/сек

Тестовое видео Nikon Z7: замедленная съемка 120 кадров/сек

Тесты2 мес. назад
Съемка Full HD со скоростью до 120 кадров/сек выдает очень эффектные ролики. Это настоящая замедленн...
Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix P510: камера хорошо подойдет на роль единственной в путешествиях, особенно для фотоохоты

Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix P510: камера хорошо подойдет на роль...

Тесты7 лет назад
Выпустив в 2008 году псевдозеркальную камеру Coolpix P80 с 18-кратным зумом, компания Nikon затем еж...
Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тесты6 лет назад
На основании длительной тестовой съемки можно сделать вывод о том, что, если вы планируете приобрест...
Видео Nikon D5: автофокус при быстром движении

Видео Nikon D5: автофокус при быстром движении

Тесты3 года назад
Отличная система автофокусировки при переходе в режим Live View начинает вести себя неуверенно. Каме...
Тест и особенности Nikon D7500

Тест и особенности Nikon D7500

Тесты1 год назад
Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменал...
Тест зеркальной камеры Nikon D5300
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить