Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA

Когда берешь в руки объектив Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA (SEL-50F14Z), сразу возникает ощущение, что это премиальный продукт. Объектив был выпущен почти три года назад, в июле 2016-ого. Довольно габаритный и массивный. Но именно эти характеристики меня совершенно не смутили, поскольку за время использования других фотосистем у меня сформировалась привычка, что дискретный объектив с подобной высокой светосилой должен быть именно тяжелым и крупным.

Автор: Сергей Гаврилов

00

На удивление, этот оказался легче, чем я предполагал, и никого неприятия не возникло. Он ухватистый и удобный. Левая рука комфортно располагается под объективом для его удержания. Масса составляет 778 г, а камера ILCE-7RM3, с которой я проводил тестирование, весит меньше 657 г. Объектив тяжелее, но в руках лежит сбалансированно, и впечатление громоздкости не вызывает. В повседневной работе я склонен к компромиссу и скорее предпочту оптику менее светосильную, но также менее габаритную. Однако для некоторых съемочных ситуаций, когда требуется получить красивое боке и нужна светосила f/1.4, такой объектив, как SEL-50F14Z, незаменим.

Конструктив

В объективе реализованы высокотехнологичные решения. Например, в оптическую схему входит 12 элементов в 9 группах, включая один низкодисперсный ED-элемент (Extra-Low Dispersion) и два асферических, среди которых один усовершенствованный AA-элемент (Advanced Aspherical). Благодаря этим элементам уменьшается сферическая и хроматическая аберрации. Также имеется антибликовое покрытие Carl Zeiss T*, которое минимизирует появление бликов и радужных ореолов и одновременно увеличивает точность цветопередачи и контрастность изображения.

01

Для сравнения ознакомьтесь с другими «полтинниками» с E-байонетом. Объектив SEL-50F18 – 9 элементов/8 групп; SEL-50F18F – 6/5; SEL-55F18Z – 7/5. А здесь целых 12 элементов! Как поясняет сама компания Sony, эта усовершенствованная оптическая схема устраняет кривизну поля изображения и другие оптические искажения, обеспечивая при этом качественную контрастность и детализацию по всему полю изображения при любом значении диафрагмы. Стабилизатора нет, с другой стороны, он не слишком и нужен, поскольку у всех последних полнокадровых камер Sony имеется 5-осевая стабилизация на матрице. В объективе используется внутренняя фокусировка, а значит, передний элемент не вращается. Корпус имеет пыле/влагозащищенное исполнение.

Боке

Как я уже сказал в самом начале, этот объектив привлекает меня очень интересным боке. Оно формируется в том числе за счет 11-лепестковой циркулярной диафрагмы. Следует отметить, что в обычной циркулярной диафрагме фирменного дизайна Sony имеется 9 лепестков, как, например, в объективе SEL-55F18Z. Благодаря 11-лепестковой конструкции, формируется очень красивое, благородное, ровное и четкое боке. Возникает ощущение объемности изображения. Блики, которые появляются в некоторых сюжетах, снятых на f/1.4, обладают ровными формами.

02

Управление

С помощью отдельного кольца можно управлять диафрагмой (f/1.4-16) с шагом 1/3EV. Каждое положение жестко фиксируется. Есть специальный переключатель, который отключает эти «клики», и тогда кольцо вращается плавно и практически бесшумно. Подобное решение оптимально для съемки видео. Ручное кольцо диафрагмы не полностью механическое, оно имеет электронный сервопривод.

03

Повернув кольцо в крайне правое положение, можно переключиться в режим «А» (сюда происходит переключение с кликом даже в плавном видеорежиме). В этом положении объектив отдает управление диафрагмой камере — режимы A/S/M. К слову, если для установок диафрагмы используется кольцо на объективе, то в камере можно устанавливать только выдержку в режимах S и M. В режиме М за остановки выдержки отвечают оба колесика на камере. Обмануть электронику не получится...

04

Второе кольцо на объективе, широкое, используется для ручной фокусировки. Оно также управляется электронным сервоприводом. Поначалу можно немного запутаться. Например, как установить сразу в бесконечность, если нет фиксированного предельного положения кольца? Но потом привыкаешь к этому стилю работы. Ход ручного фокусировочного кольца плавный и тугой.

Чтобы перейти в ручной режим, нужно воспользоваться переключателем MF/AF. Другой вариант — произвести переключение в меню камеры. Физический переключатель в этом случае не играет никакой роли. Например, вы можете на объективе оставить положение AF, а в камере выставить MF. Объектив будет работать в ручном фокусе.

Автофокус

В камере используется ультразвуковой мотор SSM (Supersonic Wave Motor), благодаря которому, согласно заявлению компании Sony, обеспечивается быстрый и бесшумный автофокус. По результатам практического использования нельзя сказать, что он совершенно бесшумный. Его работу слышно, однако с практической точки зрения, важнее скорее качество аудио на видеозаписи, чем акустический комфорт фотографа.

Самый лучший вариант получился при записи на встроенный микрофон, если крутить кольцо диафрагмы и кольцо наводки на резкость плавно, без фанатизма. А вот рысканье автофокуса все равно слышно. Кстати, правильно снимать видео в ручных режимах, в том числе без автофокуса, когда звуки от его работы отсутствуют.

05

Обратите внимание, что даже при диафрагме f/1.8 обеспечивается микроскопическая глубина резкости, например, на снимке выше буквально 3-4 мм. И резкими здесь получились ресницы правого (дальнего) глаза и зрачок. Но в портретной съемке при использовании светосильной оптики подобные решения допускаются. Собственно, в этом и смысл, чтобы поставить четкий акцент при общем мягком плане и смягченной фактуре. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/50 с, f/1.8, ISO 640, f=50 мм.

Автофокус абсолютно уверенный, рысканий мало, наводится четко, можно спокойно снимать на полностью открытой диафрагме f/1.4. Но для подстраховки я бы рекомендовал прикрываться на треть ступни, до f/1.6. Поскольку я фотографирую в основном портреты, то всегда использую режим автофокуса по глазам. С этим объективом он работает идеально. У меня никаких претензий нет. Для съемки динамичных объектов эксперты рекомендуют использовать режим захвата и слежения Lock-on AF Expand Flexible Spot («Следящий автофокус: расширенное регистрационное пятно АФ»). Тогда, как отмечают эксперты, будет все 100 процентов попаданий.

Качество изображения

По результатам анализа проведенной съемки можно назвать этот объектив обеспечивающим отличное качество изображения. Для определенных сюжетов он действительно прекрасен. Демонстрирует стабильную резкость по всему полю изображения. Правда, на максимально открытой диафрагме f/1.4 эта резкость уменьшается по углам, появляется легкое смягчение, но начиная с чуть прикрытых диафрагм объектив резок по всему полю. С другой стороны, лично меня резкость при f/1.4 полностью устраивает.

Дисторсию фактически не видно невооруженным глазом. Виньетирование незначительное: на открытой диафрагме f/1.4, конечно, чуть сильнее, но меня не смущает. Бликозащищенность отличная, в условиях контрового освещения контраст сохраняется. Также могу отметить корректную цветопередачу тонов кожи.

06

Для этого объектива все значения диафрагмы являются рабочими, в том числе максимально открытая f/1.4. Обеспечивается отличное объемное изображение - чрезвычайно резкий объект съемки при мягком размытом фоне в нерезкости. Отлично работает фокусировка по глазам. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/60 с, f/1.4, ISO 1250, f=50 мм.

07

Итоговое изображение - резкое, сбалансированное, корректно передающее фактуру кожи. За счет небольшой глубины резкости обеспечивается акцент на ключевых элементах (в данном случае глаза) с дальнейшим плавным переходом в сбалансированный расфокус. Получается изображение с красивым воздушным объемом, но без излишней желейности. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/100 с, f/1.4, ISO 250, f=50 мм. 

Хроматические аберрации эффективно исправлены, я обнаружил только эффект «фрингинга» (fringing), который возникает в сложных (высококонтрастных) условиях освещения и выражается в микроскопической кайме, которая заметна лишь при значительных увеличениях свыше 100 процентов.

Для таких светосильных объективов, как SEL-50F14Z, характерно появление сферохроматизма, или «цветового боке». Эффект возникает вне зоны резкости, на переднем или на заднем плане. Например, в процессе нашего тестирования мы обнаружили зеленые края у бликов только в некоторых высококонтрастных сюжетах и при увеличениях свыше 100 процентов.

image_11

image_12

Таблица MTF. Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.

Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии, представленные с частотой 10 пар лин./мм, 30 пар лин./мм и 40 пар лин./мм. Измерения выполнены на максимально открытой диафрагме f/1.4 и диафрагме f/8.

Вертикальная ось показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось ответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края. Например, в полноформатном 35-мм кадре расстояние от центральной точки до угла равна 21,6 мм.

Заключение

Я редко выбираю оптику с фокусным расстоянием 50 мм, мне ближе 35 мм или 85 мм. Однако в объективе Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA для меня ценна именно максимальная светосила f/1.4, которая позволяет получать прекрасные объемные изображения. Также следует отметить отличное ровное разрешение, пластичное боке, эффективно исправленные хроматические аберрации, отсутствие видимой дисторсии, приемлемое виньетирование. Благодаря диафрагменному кольцу можно осуществлять оперативное управление во время съемки. Видеографам понравится ручное и бесступенчатое управление диафрагмой. Значительные габариты и масса объектива меня совершенно не смущают. Кроме того, нужно учитывать, что существуют полтинники f/1.4 гораздо более тяжелые и массивные.

Подводя итог, могу сказать, что объектив позволяет получать изображения с премиальной пластикой и способен стать прекрасным выбором для тех фотографов, которым необходимы достоинства диафрагмы f/1.4.

Достоинства: отличная пластика, ощущение премиального качества изображения, резкость на максимальной диафрагме f/1.4, ровное разрешение по всему полю кадра; бесступенчатое управление диафрагмой, наличие диафрагменного кольцо с двумя режимами работы

Недостатки: недостаточно тихий привод автофокуса при съемке видео со встроенным микрофоном

Спецификации

Байонет Sony E

Формат 35 мм (экв. f=75 мм для APS-формата)

Оптическая схема 12 элементов в 9 группах, включая один низкодисперсный ED-элемент (Extra-Low Dispersion) и два асферических, в том числе один AA-элемент (Advanced Aspherical)

Угол поля зрения: 47°

Макс. увеличение 0,15x

Мин. диафрагма f/16

Диафрагма 11-лепестковая

Минимальная дистанция фокусировки 45 см

Пыле/влагозащищенное исполнение

Диаметр под фильтр 72 мм

Габариты 108х83,5 мм

Масса 778 г

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/obiemnyj-risunok-test-obiektiva-sony-carl-zeiss-planar-t-fe-50mm-f-1-4-za
LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генерато...

Тесты2 года назад
В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ве...
Тест беззеркального фотоаппарата Canon EOS M: вхождение в класс «системных» камер со сменной оптикой можно считать в высшей степени успешным

Тест беззеркального фотоаппарата Canon EOS M: вхождение в класс «системных» каме...

Тесты6 лет назад
Из всех крупных производителей фототехники Canon вошел в класс беззеркалок (или, правильнее, «систем...
Тест зеркального фотоаппарата Nikon D7100: в целом камера определенно понравилась и внушила уважение

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D7100: в целом камера определенно понравилас...

Тесты6 лет назад
20 февраля 2013 года Никон анонсировал новую модель зеркального цифрового фотоаппарата – Nikon D7100...
Надежный компаньон: тест объектива Sony E 20 ММ F2.8

Надежный компаньон: тест объектива Sony E 20 ММ F2.8

Тесты2 мес. назад
Объектив Sony E 20mm F2.8 (SEL-20F28) был выпущен в 2013 году. Прошло шесть лет, однако оптические х...
На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

Тесты2 мес. назад
Объектив Sony FE 24-240mm f/3.5-6.3 OSS (SEL-24240) был анонсирован в начале 2015 года. Этот 10-крат...
Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Тесты2 мес. назад
Для поклонников фототехники Canon ожидание беззеркальной системы EOS R было долгим и напряженным. На...
Работает за двоих: тест объектива Sony FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS

Работает за двоих: тест объектива Sony FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS

Тесты2 мес. назад
Макрообъектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS (SEL90M28G) довольно новая модель. Он был анонсирован в с...
Весь мир в одном объективе: тест объектива Sony E 18–200 ММ F3.5-6.3 OSS LE

Весь мир в одном объективе: тест объектива Sony E 18–200 ММ F3.5-6.3 OSS LE

Тесты2 мес. назад
Многие мечтают об универсальном объективе. Чтобы надел на камеру и пошел. Чтобы не упускать никакие ...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тесты7 лет назад
В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержат...
Полевой тест Nikon DF: новая классика в дикой природе

Полевой тест Nikon DF: новая классика в дикой природе

Тесты5 лет назад
Отправляясь в длительную экспедицию по исследованию природы за много тысяч километров от дома надо д...
Снимаю на Nikon D5

Снимаю на Nikon D5

Тесты3 года назад
Те, кто снимает дикую природу, знают: животные, как правило, активны утром, вечером и ночью. В сложн...
Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS

Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS

Тесты2 мес. назад
Объектив Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) отличается уникальным сочетанием высокой детали...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты2 года назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тесты2 мес. назад
Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус польз...
Тест зеркального фотоаппарата NIKON D4: прозрачная, чистая и хорошо проработанная картинка

Тест зеркального фотоаппарата NIKON D4: прозрачная, чистая и хорошо проработанна...

Тесты7 лет назад
О том, что новая топовая репортажная камера Nikon должна выйти вот-вот, буквально на днях, инсайдеры...
Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить