Так ли важно для фотографа владеть новейшим оборудованием?
Фотография — это работа, которая сильно зависит от техники. Основные производители камер, тратят много средств и времени, раскручивая свои новые модели и поселяя в вас страх остаться на обочине, если вы не приобретёте их продукт с невероятными характеристиками. Тем не менее, очень многие профессионалы, которых я знаю, не сильно торопятся обновлять свой парк фототехники. Например, мой знакомый фуд-фотограф ежедневно использует фотовспышки 90-х годов. Другой знакомый фотограф из мира моды использует камеру 2012 года для большинства своих коммерческих проектов. Так почему же многие профессионалы предпочитают обходиться без самого передового и новейшего фотоборудования?
Автор: Illya Ovchar (website, Facebook)
Профессиональное использование и жёсткая эксплуатация
Давайте сначала рассмотрим, как профессиональные фотографы используют своё оборудование. Фотографы дикой природы, например, могут отправиться в самые отдаленные места на этой планете, чтобы запечатлеть то, что можно описать только как захватывающие дух фотографии нашего удивительного мира. Их камеры и объективы подвергаются воздействию грязи, пыли, низких температур и попадают под дождь или снег.
Если говорить об объективах, то правильный объектив для съёмки дикой природы имеет достойную цену. Фотограф дикой природы может сменить основной телеобъектив лишь небольшое количество раз за всю свою карьеру. В основном, этот объектив используется до тех пор, пока он не сломается или фотограф не совершит неоправданно дорогой переход с одного бренда на другой.
Ситуация с камерами немного отличается. Характеристики новой камеры могут быть значительно лучше предыдущей модели, поэтому фотограф может решиться на обновление. Тем не менее, есть фотографы дикой природы, которые до сих пор используют снаряжение десяти летний давности и создают невероятные работы.
То же самое относится и к спортивным фотографам. Конечно, многие в этой нише, вероятно, используют новейшие камеры, такие как Canon R3 или 1D X Mark III, но они все еще находятся среди большого числа тех, кто работает со старыми камерами.
Ярким примером того, где фотография действительно не изменилась с 2009 года, является мода и предметная съёмка. В моём собственном портфолио есть изображения, снятые на Canon 5D Mark II, Canon 5D Mark IV, Canon 5Ds, iPhone 12 Pro Max и плёнку Kodak формата 35 мм. Зрители, как правило, не могут отличить хорошую фотографию, созданную с помощью 5D Mark II от хорошей фотографии, созданной с помощью 5Ds. Определить это можно только в тех случаях, когда я использую 5D Mark II в кроп-режиме или у меня очень плохой свет, когда я снимаю на 5Ds.
С точки зрения предметной съёмки разница ещё менее очевидна. Возьмём, к примеру, старые и новые камеры среднего формата. Есть много фотографов, работающих со старыми задниками PhaseOne P+ (выпущенными в 2008 году) или даже P (выпущенными в 2005 году). С технологической точки зрения старые задники относительно ужасны, но это не большая проблема для некоторых фотографов, занимающихся коммерческой съёмкой. Несмотря на несколько устаревшее оборудование, они по-прежнему создают высококачественные работы.
Таким образом, первая причина, по которой профессионалы не спешат обновлять парк своей техники, заключается в том, что модернизация зачастую просто не имеет смысла, потому что их старое оборудование все еще хорошо работает, несмотря на то, что его изрядно потрепали в процессе использования.
Покупка нового оборудования. Когда и почему?
Так когда же профессиональные фотографы обновляют своё оборудование? Что заставляет кого-то менять систему или покупать новую камеру? Я заметил, что фотографы часто покупают две или более одинаковых камер, а затем используют их до тех пор, пока механизмы затвора этих камер не выйдут из строя. Если на рынке нет подходящего по характеристикам устройства, фотограф просто заменяет затвор, а отремонтированная камера продолжает и дальше служить рабочей лошадкой.
Этот цикл может в значительной степени продолжаться бесконечно — по крайней мере, в определенных нишах фотографии — до тех пор, пока не появится действительно веские причины для инвестирования в новую систему.
Для многих цена обновления напрямую связана с вопросом «принесут ли вложения бОльшую прибыль?». Например, я бы никогда не купил студийную вспышку Profoto C1 Plus для смартфона. Конечно, когда я получил одну из них в качестве подарка, я начал использовать её каждый день. Мне нравится Profoto C1 Plus, но я бы никогда не стал тратить на это деньги.
То же самое касается и того, почему я лично всё ещё использую зеркальные камеры и не спешу заменять их беззеркальными аналогами. Беззеркальные камеры - это отличная техника, я не сомневаюсь, что некоторым фотографам она нужна. Однако многие продолжают снимать на зеркальные камеры, в том числе и я.
Таким образом, отсутствие финансовой выгоды, в условиях, когда существующее оборудование всё ещё хорошо справляется со своими задачами, является второй причиной, по которой профессионалы не спешат обновлять парк своей техники.
Старое фотооборудование не значит плохое фотооборудование.
Технологии камер достигли точки, когда характеристики датчиков не улучшаются так резко с каждым новым поколением, как это было в первые годы цифровой фотографии. Раньше клиенты настаивали на большем разрешении, но с тех пор войны за мегапиксели несколько поутихли.
Области, для которых профессиональные фотографы создают изображения, не сильно изменились. Как и не случилось нового технологического прогресса, требующего от коммерческих фотографов создавать изображения по-новому. Произошла лишь диверсификация печатных средств массовой информации, которые большим потоком хлынули в Интернет. По этой причине уже более десяти лет, на самом деле, не выпускается «плохих» камер. Независимо от бренда, все они, как правило, способны производить коммерческую работу на достойном уровне.
Если это так, то почему в моём арсенале сразу две камеры: 5D Mark IV и 5Ds? Я использую 5D Mark IV из-за диапазона ISO, а также по причине производительной автофокусировки. Как правило, этой камерой я снимаю на открытом воздухе. Что касается 5Ds, то её я использую в основном в студии. В этой камере есть что-то особенное, что заставляет меня замедлиться, подумать и более тщательно подойти к созданию образов.
Обесценивание
Стоимость владения камерой складывается из многих факторов. Одним из них является фактор обесценивания. Например, в тот момент, когда вы покупаете новую камеру, значительная часть заплаченных за неё денег теряется из-за обесценивания. Другими словами, новая камера превращается в б/у, как только вы достали её из коробки.
И чем дольше вы владеете камерой, тем больше она теряет в цене, однако заключённые в ней технологии держатся дольше и имеют тенденцию резко устаревать лишь через несколько лет после выпуска (и даже больше, когда технология окончательно устаревает с появлением новых функций и характеристик).
Предположим, профессионал покупает новую камеру каждый раз, когда она выпускается. Многие фотографы могут использовать свои камеры только один или два раза в неделю (это, конечно, может варьироваться в зависимости от их ниши), поэтому переход на новую камеру каждые два или три года после использования 100 или 200 раз, скорее всего, не лучшим образом отразится на финансах.
Таким образом, профессиональные фотографы, как правило, используют оборудование, до тех пор, пока оно приносит прибыль. Количества этого оборудования должно быть достаточно, чтобы не ограничивать творческий потенциал художника или качество предлагаемого продукта, если это достигнуто, фотограф, скорее всего, выиграет, сосредоточившись на обновлении своего продукта, а не на обновлении своих инструментов.
Комментарии