Роберт Элиассон: без прикрас
Из-за экономического кризиса безработица на Кубе в настоящее время очень высока. Так называемая «дедушкина революция» отошла на второй план. Во время своих последних поездок на Кубу фотограф Роберт Элиассон непредвзято взглянул на отчаяние и постоянные беспокойства кубинцев о своём будущем.
Вы неоднократно посещали Кубу, чтобы фотографировать истории местных жителей. Вы помните тот ключевой момент, когда вы влюбились в эту страну?
Несколько лет назад я увидел рекламу Кубы по телевидению и был очарован цветами, светом и автомобилями. Уже через неделю после этого я впервые прикоснулся к кубинской земле в Гаване. Когда я приехал туда, меня сразу же поразила гордость и отзывчивость кубинского народа. Никто не одинок, когда закрывает за собой дверь своего дома. Люди могут рассчитывать друг на друга, и когда кто-то из соседей нуждается в помощи, возникает немедленная взаимная поддержка.
Конечно, им нужно уметь держаться друг за друга, потому что они понимают, что все сидят на одном тонущем корабле. Сейчас на Кубе много чего происходит. Молодое поколение не может найти работу. Только в 2022 году более 220 000 кубинских граждан — два процента кубинского населения — прибыли на границу между Мексикой и США. Это на 470 процентов больше, чем в 2021 году. Большинство из них — одинокие молодые люди.
Как вы находите подход к людям, чтобы попасть в их личное пространство?
Прежде всего, это неподдельный интерес к жизни этих людей. Кроме того, конечно, это установка доверительных отношений. В любом случае, я также должен быть готов открыться тому, кто передо мной, и рассказать что-нибудь о себе. Это брать, одновременно предлагя что-то взамен.
Это также является причиной моих частых визитов сюда. Я просто брожу по городу, сажусь в кафе и жду — часто люди подходят сами, заводят разговор. Так я знакомлюсь с кубинцами. Все это происходит сначала без камеры. Сначала я налаживаю знакомство, устанавливаю связь и уже потом завожу разговор о фотосъёмке. В целом люди очень открыты и дружелюбны. Это долгий и мягкий способ документирования происходящего.
На одной из ваших фотографий изображён художник, выглядывающий из окна? Могли бы вы рассказать несколько слов о нём?
Это кубинский уличный художник Фабиан Эрнандес (первая фотография в подборке ниже). Его также называют «кубинским Бэнкси». Меня сразу же очаровали его граффити, которые можно увидеть по всему городу. Мне очень хотелось найти его и познакомиться с ним. Случилось это через три года и по случайному стечению обстоятельств.
Я отправился навестить даму, которая должна была сдавать мне квартиру, но она ушла за покупками незадолго до моего прибытия. Пока я сидел под дверью и ждал её возвращения, какой-то человек вышел из соседнего дома и начал красить стену. Стиль его работы показался мне очень знакомым и тогда я понял, что это Фабиан Эрнандес! Мы оказались на одной улице в одно и то же время. Далее у нас завязались дружеские отношения. В конце концов, я привез Фабиана в Швецию для участия в совместной выставке в отеле Lydmar в Стокгольме. Для выставки он расписал стены в холле отеля.
Какое оборудование вы используете для своей фотографии?
В данный момент я фотографирую на Leica SL2 с электронным видоискателем EyeRes, который делает мою фотосъемку более комфортной. В видоискателе видно все до мельчайших деталей, что позволяет оптимально скомпоновать картинку. С другой стороны, мне нравится внешний вид снимков, сделанных на аналоговую пленку Kodachrome – пластичность изображения, ощущение резкости, а также цвета. С объективами Summilux-M 28 f/1.4 Asph и Summicron-M 35 f/2 Asph я довольно близко подобрался к этому виду. Я всегда могу положиться на эту комбинацию
Все фотографии ©Robert Eliasson
Комментарии