Обзор международных портфолио-ревю
Говорят, Москву ничем не удивишь. Говорят, московские фотографы знают все и бывали везде, так что привозить в город новые фотографические события бессмысленно, что, мол, теперь в Москве мультимедиа, а фотография… Что фотография? Уже не в фаворе?
Только это не так. Фотография развивается независимо от чьей-либо доброй или злой воли, кто бы ни пытался ее затенить. Такая у нее природа, световая. Все равно найдет дорогу к публике. И раз уж нет пророка в своем Отечестве, придется для начала найти дорогу к публике мировой и профессиональной, а там, глядишь, и свои подтянутся.
Текст: Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения.
Ирина Чмырева - кандидат искусствоведения. В настоящее время является старшим научным сотрудником отдела русского искусства ХХ–ХХI вв. Научно-исследовательского института теории и истории искусства Российской академии художеств в Москве.
Член Международной ассоциации искусствоведов с 1993 года и член Oracle с 2002 года.
Входит в состав международных редакционных советов журналов по фотографии European Photography (Германия), Fotografia Kwartalnik (Польша) и IMAGO (Словакия). Ее тексты (более двухсот) были опубликованы в специализированных журналах по фотографии, среди которых Aperture (США); PHOTO (Франция); Multimedia art (Польша); Eyemazing (Нидерланды); Foto&Video, ZOOM (Россия). Ее перу принадлежат тексты в нескольких альбомах и монографиях по истории фотографии и о творчестве российских и зарубежных авторов.
Ирина Чмырева — доцент кафедры художественно-технического оформления печатной продукции Московского государственного университета печати с 1999 года.
Является куратором более 150 выставок современной и исторической российской фотографии и современного искусства в музеях, центрах фотографии и искусств, в рамках фестивальных программ, в том числе в рамках биеннале фотографии FotoFest в Хьюстоне.
Ирина Чмырева была одним из организаторов и арт-директором I Фестиваля современных искусств Pandus в Москве (2007), она является арт-директором фестиваля фотографии Photovisa в Краснодаре с момента основания фестиваля (2008).
Она работала в команде организаторов первого Международного портфолио-ревю для российских фотографов в Москве, которое состоялось в августе–сентябре 2011 года. Также она входит в число трех российских кураторов основной выставочной программы биеннале фотографии FotoFest 2012 в Хьюстоне, главная тема которой — современная российская фотография.
ВМоскве, как мне приходилось слышать неоднократно, считают, что портфолио-ревю — это когда уважаемый аксакал фотографии смотрит работы зеленых юнцов и ответственно заявляет, что не так и не тем или вообще невпопад. Спешу заверить, что такое бывает, но это в рамках школы и для студентов. Очень полезно в приемлемых дозах. Но портфолио-ревю в переводе на русский — это просмотр портфолио. И вопрос в том, кем, когда и зачем осуществляется просмотр. А также кто, для чего и с какой целью это портфолио сложил.
В мире
Международные портфолио-ревю проводятся в мире с 1970-х годов. Можно сказать, что все начиналось в Перпиньяне, на одном из старейших фестивалей документальной и журнальной фотографии, где форма встреч между редакторами журналов и фотографами складывалась стихийно. Это была поистине ярмарка проектов: одна сторона — фотографы — предлагала свои отснятые материалы и (реже) еще не снятые идеи, другая — редакторы журналов и агентств — выступала в роли «покупателей», будучи на самом деле посредниками между фотографами и публикой.
Самая успешная форма проведения портфолио-ревю, получившая название «Место встреч» (Meeting Place), была выработана к началу 1990-х годов Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне.
Портфолио-ревю в Хьюстоне — это место встречи фотографов и экспертов, которые могут помочь им в развитии карьеры. В свое время активные фотожурналисты Фредерик Болдвин и Венди Вотрисс участвовали в фестивалях в Перпиньяне, в Париже, и там постепенно у них начала складываться идея собственного фестиваля, сотканного, как все хорошие идеи, из множества наработок предшественников.
В 1986 году FotoFest (организация, основанная Болдвином, Вотрисс и их партнерами в 1983 году) открывает первую в США Международную биеннале фотографии — FotoFest в Хьюстоне.
110 кураторов, издателей, редакторов журналов и фотоагентств, владельцев галерей, коллекционеров, влиятельных арт-критиков, представляющих Северную Америку и Европу, на две недели приехали на FotoFest, чтобы просмотреть работы фотографов на портфолио-ревю Meeting Place. Тогда мероприятие прошло в отеле Warwick, символе старого Хьюстона, пребывание в котором всегда считалось знаком социального признания. Самим выбором места для портфолио-ревю был подчеркнут его статус и задачи: сделать фотографию частью общественной жизни, дать отдельным авторам возможность получить высокое общественное признание.
Meeting Place становится одним из отличительных признаков FotoFest, и эту модель затем воспроизводят фотографические институции в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Дании, Германии, Канаде, Колумбии, Мексике, Румынии, Словакии и в разных городах США. Начиная с 1986 года Meeting Place дал старт карьерам сотен фотографов… В 2008 году на портфолио-ревю в Хьюстон собралось более 800 авторов из 38 стран и 140 экспертов из 22 стран; в 2010-м приехало более 1100 авторов из 42 стран мира и 160 экспертов из 26 стран.
На просмотрах в Хьюстоне стартовала не одна блестящая фотографическая карьера. FotoFest также выступает соорганизатором портфолио-ревю, проходящих под маркой FotoFest Meeting Place в Берлине (2006), Пекине (2007) и Париже (2010, следующее — осень 2011).
Имена тех, кто смотрит портфолио, — своеобразные святцы современной фотографической сцены: Международный центр фотографии (ICP), Нью-Йорк; Музей современной фотографии в Чикаго; Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж; Музей фотографии в Шарлеруа, Бельгия; Австралийский центр фотографии и еще более 100 организаций.
В Москве
В Москве портфолио-ревю пытались делать и делали по-своему и по-домашнему, вероятно, уверившись, что свой особый путь у нас повсюду, тем более в фотографии. Еще в середине 1990-х на фестивале «ИнтерФОТО» директор фестиваля, прекраснодушный Люшин Перкинс, великий американский фотограф в своем поколении и настоящий радетель русской фотографии, именем своим и авторитетом привозил заморских гостей, среди которых были фотографы первой величины, директора музеев, фестивалей, фондов… Кто знал тогда в нашей стране, что от этих людей что-то в фотографии зависит?
Про представителей агентств фотографии как-то понятнее: они что-то продают и могут что-нибудь купить. И тогда на безызвестных гостей, набравшись наглости и положившись на авось, одновременно набрасывались десять-двадцать-пятьдесят (поверите ли, я видела собственными глазами!) российских авторов. Где чей альбомчик фотографий, кому принадлежит коробка и даже рюкзак карточек?
Вопросы в воздух, точнее, в гудящую толпу фотографов. Не говоря уже о проблеме коммуникации. Люди с английским разговорным были на вес золота, и карьера (фотографическая) у иных складывалась пропорционально их оценкам с филфака. Спасибо тем англоязычным, сколько бы они ни строили собственные карьеры, перепадало от щедрот и ситуации в российской фотографии в целом. Древние времена, когда еще не было в стране ни домов, ни музеев фотографии ни в столице, ни в провинциях, а фотография уже была…
Зачем проводить?
Портфолио-ревю — не конкурс, который проводится с целью выявить одного победителя, но платформа, позволяющая выстраивать новые мосты коммуникации.
Портфолио-ревю дает фотографам беспрецедентную возможность показать свои работы ведущим деятелям мирового фотографического сообщества: кураторам крупнейших музеев, издателям, редакторам журналов, владельцам галерей, представителям фотоагентств, коллекционерам, влиятельным арт-критикам.
Как выбирать?
В мире только в 2011 году будет проведено более трех десятков портфолио-ревю, заявленных как международные. И вопрос в том, чтобы суметь рассмотреть, подходит ли то или иное портфолио конкретному фотографу.
Во-первых, очень часто портфолио-ревю являются частью (неотъемлемой и теперь практически обязательной) у серьезных фотофестивалей. Посмотрите, какова направленность фестиваля: фотожурналистика — естественно, портфолио-ревю будет проводится главным образом для репортеров, журналистов и документалистов. Фестиваль с преобладающим уклоном в новые медиа — на портфолио-ревю желанными будут художники, работающие на основе фотографии с новыми технологиями и конструирующие миры из фрагментов и слоев реальности нынешней.
Во-вторых, плата за участие в портфолио-ревю, как ни странно это звучит для российских авторов, тоже является планкой, барьером. Для нас это не очевидно, но факт: чем больше взнос, тем больше фотографов-любителей, воспитанных в прагматическом западном мире капитализма, не решаются подступаться к участию. Да, для русских такой подход не срабатывает: нам что очень дорого, что бесплатно — деньги в творческой среде имеют гораздо меньшее значение, чем в среде зарубежных (к западу от наших рубежей) коллег. И поэтому что московское портфолио-ревю, в этом году бесплатное, что очень дорогое хьюстонское — все одно…
В-третьих, посмотрите, кто ревьюеры, и задайте сами себе вопрос: нужны ли именно эти люди вам лично? Вы ищете издателей для книги, а в портфолио-ревю участвуют галеристы и преподаватели университетов, или, наоборот, вы ищете контакты с музеями, а в портфолио-ревю участвуют кураторы из нескольких музеев. Простая задачка, когда вы готовитесь к участию в портфолио-ревю самостоятельно.
Для кого Международное портфолио-ревю в Москве?
Портфолио-ревю в Москве — одно из важнейших событий на российской фотографической сцене за последние три десятилетия. В таком формате и масштабе портфолио-ревю в нашей стране проводится впервые. Оно обращено ко всем, кто причисляет себя к российскому фотосообществу: к действующим фотографам, к представителям музейной среды, к специалистам в области истории, теории, актуальной критики фотографии, к издателям литературы по фотографии, к кураторам фотовыставок, специалистам разного профиля в области современного искусства, а также к широкой аудитории, интересующейся современным искусством, фотографией, визуальной культурой.
Цели Международного портфолио-ревю — поиск и личное представление талантливых российских фотографов и художников, работающих с фотографией, крупнейшим специалистам мировой фотографической и арт-сцены; просвещение и образование российского фотосообщества; организация новых творческих инициатив и строительство профессиональной инфраструктуры современной российской фотографии.
В Москве портфолио-ревю пройдет в Центре современной культуры «Гараж» под эгидой фонда «Айрис» в рамках проекта «В поддержку фотографии в России». Портфолио-ревю проводится совместно с Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне и информационным агентством «РИА Новости».
На портфолио-ревю в Москве организаторы приглашают наиболее влиятельных людей в сфере фотографии, чтобы представить им российских авторов. Фотографы имеют возможность пообщаться один на один с теми экспертами, которые могут содействовать в устроении выставки, публикации, дать совет, касающийся будущей карьеры.
Истории про Золушку
Бывают ли истории про тех, кто приехал на портфолио-ревю неизвестным, а уезжал знаменитым? Все, кто уже вышел из детства, понимают, что прекрасные сказки о ком-то, который после показа проснулся наутро знаменитым, — гипербола речи, в которую легко поверить, читая какую-нибудь биографию мировой звезды, где речь идет о событиях давно минувших дней, где в тексте время спрессовывается и труд, покрывший парсеки расстояния между шансом, данным портфолио-ревю, и международным признанием, волшебством литературы превращается в пар.
Но о ярких авторах на портфолио-ревю слава среди ревьюеров распространяется быстро и задевает глубоко (вплоть до зависти ревьюеров: кому-то удалось первым прикоснуться к интересному материалу, а у других встречи с новым автором не было в расписании). Портфолио-ревю — это лотерея удач, в которую играют по разным правилам, но одновременно обе стороны: и фотографы, и те, кто смотрит. Поэтому истории о фотографах, чья судьба изменилась на портфолио-ревю, разворачивались и у меня на глазах.
Брэд Темкин, «Открытия Meeting Place FotoFest», выставка в рамках биеннале FotoFest 2006 года; выбор Евгения Березнера и Ирины Чмыревой:
- Человечество любит сады. Они — связующее между человеком и природой, тот островок творчества, который зримо являет масштаб человеческого присутствия в большой природе.
Городское человечество ценит в садах присутствие самой природы внутри маленького частного мира. Так сад становится зримым выражением души, выращивающей самое себя за стеной, отделяющей территорию личности от большого социума. Город становится символом социума, выстроенного столь же иерархично и хаотично, как и он. Сад — выражением личного творчества, выражением человека-творца.
Для человека культуры, выросшей из средиземноморского региона, из Передней Азии, Северной Африки, Греции, Древнего Рима, человека культуры, которую обыкновенно определяют как европейскую, пестование собственного садика становится еще и прикосновением к раю, воспоминанием о нем. Садик, взращенный собственноручно, наполнен символикой, связующей садовода с целым космосом культуры.
У садика может быть стиль, в нем могут подсознательно находиться цитаты из близкой садоводу эпохи культуры, но он может быть и удивительным смешением времен. У творца садика могут быть сколь угодно глубокие европоцентристские корни, но собственный садик, где старые вещи напоминают о личном времени, ушедшем и уходящем, становится садиком, проникнутым поистине «грустью старения вещей» дальневосточной культуры.
Садик связует своего творца с историей культуры, с его собственным прошлым. Но эти связи, которыми проникнут воздух в саду, становятся явными в фотографиях Брэда Темкина (Brad Temkin). Его снимки укрупняют незначительные, незаметные знаки разных времен, его мастерство работы с цветом превращает живую зелень сада в яркость готических витражей с изображениями райского сада.
Фотографии Темкина снимают флер повседневности с садов и раскрывают заложенные в них символы в их первозданной яркости. В этих фотографиях автор не переступает грань, отделяющую легкость удивительного познания художника от типологизирования ученого. Снимки Темкина остаются столь же магическими, как свет и цвет в маленьких уголках рая, созданных самими для себя обитателями больших городов.
С тех пор у Брэда прошло несколько выставок, в том числе в Чикагском институте современного искусства, который, как многие другие системные (работающие внутри единой мировой системы поддержки и поиска художников) организации, с вниманием относится к мнению коллег: выбор на портфолио-ревю, обоснование выбора иностранными кураторами — выставка в Хьюстоне — достаточные основания для работы с молодым (в момент чикагской выставки) автором — а дальше фотограф делает свое дело, центр — свое.
Фрэнк Родик, «Открытия Meeting Place FotoFest», выставка в рамках биеннале FotoFest 2006 года; персональная выставка в рамках Биеннале FotoFest 2010 года (главная тема фестиваля — современная американская фотография):
- Человек — три состояния, соприсутствующие в одном времени: социальное, маска; личное, возможно, тоже удерживаемое силами личности в рамках социальных норм; личное скрытое — там, где бушуют страсти и воспоминания. Фрэнк Родик работает со всеми тремя составляющими единство человеческой души. Он снимает маски; он пишет видео, которое путем технологических трансформаций превращается в фотографию; он обращается к темам древних мифов и теме смерти, в его работах есть реминисценции кино, видео, включая подпольные съемки, отвратительные и привлекательные для публики одновременно.
В фотографиях Родика философия присутствует в снятом виде, не снимки есть иллюстрация идей, но идеи проявляются сквозь фотографию в своей абсорбированной сущностностной красоте формул. Фотографии этого автора — всегда очень личное высказывание. Но одновременно он эстетизирует форму так, что факты собственной жизни, его человеческого бытия становятся символическими, важными за пределами его личного космоса, начинают трогать публику…
Выбирая материалы для иллюстрации статьи о портфолио-ревю, я решила, что пусть истории золушек покажут область интересов профессиональных кураторов, галеристов, издателей — тех, через кого зрители общаются с фотографией в современном мире. Одновременно все три примера: и Темкин, и Родик, и Папо (смотри далее) демонстрируют широту диапазона фотографического бытия, возможности быть востребованными совершенно разным направлениям и стилям, авторским манерам.
Рейчел Папо. Серийный номер 3817131 «Открытия Meeting Place FotoFest», выставка в рамках биеннале FotoFest 2008 года; выбор Кристофа Таннерта, директора музея Künstlerhaus Bethanien, Берлин, Германия.
- Фотографии Рейчел Папо сложно понять, не имея представления об израильском обществе и израильской армии или не имея возможности сопоставить их с другими фотосериями на тему «женщины и армия», например, с «Женщинами на службе в Ираке» и «Иранскими танкистками» Дженни Мэтью или «9,5% PLUS» Анастасии Хорошиловой.
Для женщин эмансипация означает включенность в процесс. Значит ли это, что их должны призывать в армию? Военная служба развивает феминистское самосознание — или только самосознание гражданина? Дженни Мэтью, Анастасия Хорошилова и Рейчел Папо предлагают разные ответы.
Нет предписания, регулирующего обязательства женщин по защите родины, но в большинстве стран им разрешают служить в вооруженных силах. Во всех странах, кроме Израиля, Ливии и Северной Кореи, вооружаться для защиты нации обязаны только мужчины (треть из них освобождена от службы с оружием в руках, преимущественно по религиозным соображениям; вместо этого они проходят службу на технических и административных позициях). Израиль — редкая страна, где женщины призываются в армию на основании закона, хотя только на два года, в то время как мужчин призывают на три. Участие в военных операциях, однако, является добровольным, что законодательно закреплено в 1994 году.
Дискуссии вокруг армии и военной службы формируют израильскую политическую культуру, структуру общества, экономику, систему символов и представления об обществе. На все угрозы существованию еврейского государства Израиль отвечал увеличением военной мощи и постоянной готовностью к войне. Это реакция на Холокост и на отказ некоторых соседей Израиля признавать его отдельным государством.
На фотографиях Рейчел Папо изображена повседневная жизнь женщин-солдат и всеохватывающая милитаризация Израиля. Автор устремляет пристальный взгляд на «женственность» в военной структуре доминирования, но не рассматривает проблему в контексте политической-индустриальной-военной мужской олигархии. Ее фотографии — это не социологическая работа, исследующая гендерные отношения с целью повысить эффективность армии. Действительно, они предоставляют доказательства того, что простое присутствие женщин в областях с преимущественно мужским контингентом (таких, как армия) не устраняет проблемы пола и ассоциирующихся с ним механизмов подавления.
В «Женщинах на службе в Ираке» и «Иранских танкистках» Дженни Мэтью как военный корреспондент держит дистанцию с людьми, которых фотографирует. В «9,5% PLUS» Хорошиловой женщины в армии представлены как сдерживающая сила. В отличие от них Рейчел Папо находит язык для описания экстремальных стрессовых ситуаций, моментов упадка сил, одиночества и страха потерь. Однако несмотря на резкость темы, фотографии Рейчел Папо нежны и человечны.
Среди рассказов о золушках я специально остановила свой выбор на линии современной («новой») документалистики, в обоснование которой немецкий куратор приводит несколько уже сформулированных, «опознанных» примеров, среди которых фотографии нашей соотечественницы Анастасии Хорошиловой: если дома ее работы до сих пор в представлении даже профессиональной публики маргинализированы, то неплохо узнавать, что в мире ее фотографии — устоявшееся явление, к которому уже апеллируют, представляя следующее поколение фотографов.
Модели общества — модели фотографии
Исторически сложилось, что в России с советских времен тянется оппозиция двух начал: официальное — неофициальное; репортаж — арт-фотография. Сохраняется так называемая биполярная картина мира, в данном случае фотографического. В Европе и в Америке, где фотография за последние сорок лет проделала грандиозный путь к утверждению себя в качестве одной из основ современной визуальной культуры, модель фотографии уже давно многополярна, на территории фотографии есть место разным направлениям, которые не борются, а занимают различные ниши, взаимодополняют друг друга.
Собственно, портфолио-ревю и является иллюстрацией такой сложной структуры функционирования фотографического мира, где есть своя иерархия, но где существует единая платформа для понимания друг друга, базис для поддержки и роста фотографов… Наверное, поэтому проведение международных портфолио-ревю за пределами Америки и Европы, не важно, в Китае, в России или в странах Ближнего Востока, является символом перемен, интеграции локальных фотографических сообществ в мировой контекст.
Фотограф говорит с ревьюером Кристофом Таннертом (директором Центра искусств Bethanien, Берлин, Германия) во время официальной части портфолио-ревю на биеннале FotoFest 2008, Хьюстон, © FotoFest
«Ночь фотографов» (открытый показ всех участников портфолио-ревю) во время биеннале FotoFest 2010, Хьюстон, © FotoFest
Портфолио-ревю на биеннале FotoFest 2010, Хьюстон, © FotoFest
Lens Culture FotoFest Meeting Place, портфолио-ревю в Париже в 2010 году в Институте фотографии Spéos, © FotoFest
Йосси Майло, нью-йоркский галерист, выступает перед прессой на открытии Meeting Place FotoFest, Пекин, 2006, © FotoFest
Rodic 97532 Фрэнк Родик, Канада. № 97532.
Bred Temkin. Blue Ball, Blue Wall — Chicago, IL 2003
Брэд Темкин. Голубой мяч, голубая стена. Чикаго, 2003
Bred Temkin. Birdhouses — Chicago, IL 2000
Брэд Темкин. Домики для птиц. Чикаго, 2000
Papo Serial No 01
Рейчел Папо. Серийный номер 3817131
Papo Serial No 02
Рейчел Папо. Серийный номер 3817131
Papo Serial No 03
Рейчел Папо. Серийный номер 3817131
Комментарии