Эрнст Хаас - пионер цветной фотографии
Эрнст Хаас, один из самых влиятельных мастеров в области фотоискусства, был пионером цвета, чьи глубоко захватывающие образы выражали художественный потенциал фотографии и оказали влияние на целые поколения выдающихся практиков.
Эрнст Хаас родился в Вене в 1921 году. Его родители, правительственные чиновники, всегда поощряли его развивать свои творческие таланты. Хаас видел мир в цвете и отказался идти на компромисс со своим взглядом, несмотря на снобизм индустрии по отношению к цветной фотографии в то время.
Свой первый фотоаппарат он купил в возрасте 25 лет, обменяв 10 килограммов маргарина на Rolleiflex. С тех пор он стал увлечённым документалистом, и всего лишь 10 лет спустя был избран для участия в исторической выставке «Family of Man» в MoMA.
Неослабевающая страсть к медиа принесла Хаасу работу в таких известных журналах, как «DU» и «Heute», и он был первым человеком, опубликовавшим цветной фоторепортаж для «LIFE» в 1953 году, освещавший возвращение военнопленных. Этот фоторепортаж позволил Хаасу войти в круг знаменитых фотографов, среди которых были Вернер Бишоф, Анри Картье Брессон и Роберт Капа. Капа посоветовал Хаасу заняться цветной фотографией, после чего он начал снимать на Leica и цветную пленку.
Хотя Хааса приняли в ряды ведущих документалистов своего времени, его помнят за его коммерческую работу, он был одним из первых, кто снял «Ковбоя Мальборо», но его частная работа действительно освещает его истинные чувства.
В своё время Эдварду Стейхену, фотографу, который когда-то поддерживал движение пикториалистов, предложили создать в МоМА выставку об истории современного человека, рассказанную с помощью фотографии. Эта выставка по-прежнему является одним из самых знаковых событий для фотографии в 20-м веке - закрепляя определенные имена и проекты в нашей коллективной памяти и подтверждая определенных людей как мастеров своего дела.
Однако Стейхен, который придумал этот знаменательный проект, не знал, что его реализацией будет заниматься Джон Шарковски. У Шарковски был другой взгляд на вещи, он отстаивал идеи, противоположные идеям Стейхена, и, к сожалению, не оценил работу Эрнста Хааса так же высоко.
Навязывая свой вкус, похвала Шарковски в сопроводительных текстах, следующих за работой Эрнста Хасса, была очень слаба. И все же, хотя бесспорный талант Хааса стал жертвой «вкусовщины», что в какой-то степени исключило Хааса из канона цветной фотографии, его работа и вклад в фотоискусство выдержали испытание временем, и, несмотря на разногласия, в 1959 году Хаас был избран президентом «Magnum Photos».
В основном Хааса помнят за его эксперименты с цветной пленкой и за его абстрактные композиции, которые больше похожи на тщательно сконструированные картины, чем на фотографии. Он был поистине мастерским практиком, чья вера в важность поэзии в фотографии была описана критиками как «рисование с помощью фотоаппарата».
Хаас говорил: «Мне наскучила очевидная реальность, и я нахожу свое увлечение в том, чтобы трансформировать ее в субъективную точку зрения. Не касаясь моей темы, я хочу подойти к тому моменту, когда благодаря чистой концентрации взгляда составленная картина становится скорее написанной, чем сфотографированной. Без описательной подписи, оправдывающей её существование, она будет говорить сама за себя – менее описательная, более креативная; менее информативная, наводящая на размышления - меньше прозы, больше поэзии».
Его новаторское использование малой глубины резкости, размытого движения и селективной фокусировки, а также длинных выдержек определяют его как индивидуалиста, который не был связан условностями своего времени. Являясь одним из первых фотографов, который активно работал с процессом переноса краски, Хаас добивался визуальной аутентичности, не имеющий аналогов по сей день. До сих пор, его работы продолжают очаровывать и вдохновлять как зрителей, так и художников.
Больше работ Эрнста Хааса вы можете найти здесь >>
Комментарии