«Мистер Джи» Жильбера Гарсена
Жильбер Гарсен - один из редких эрудитов, который является режиссером, фотографом и сценографом. Его черно-белые, искусно поставленные изображения представляют собой высокоинтеллектуальную и умелую смесь юмора и серьезности, ставящую под сомнение преходящую природу человеческого состояния и существования. Принадлежа к жанру сюрреализма, его работы ассоциируются с такими людьми, как Жак Тати, которого часто называют «духовным родственником Рене Магритта».
Недавно найденное хобби
Жильбер Гарсен родился в 1929 году в Ла-Сьота, городке на средиземноморском побережье Франции. Он изучал светотехнику и основал собственную компанию по производству освещения в Марселе, в которой проработал до выхода на пенсию. В 1994 году, в возрасте 65-ти лет, он получил небольшой приз от Паскаля Долесемье на Международном фотофестивале в Арле, где представил свой фотомонтаж и другие техники создания фотографий. Именно это обстоятельство побудило его двигаться дальше в своём фотографическом путешествии, и он сконцентрировался на создании аранжировок, сочетающих в себе простоту и минимализм.
Мир мистера Джи
Фотография Гарсена исследует вымышленный мир, центральным персонажем которого является высокий француз в черном пальто, прозванный зрителями мистером или месье Джи. В этом мире Джи постоянно попадает в абсурдные или ироничные ситуации, наполненные метафорами и символизмом. Несмотря на минимализм, каждая фотография Гарсена сама по себе является театральным действием, которое происходит в тщательно поставленных декорациях.
Эти декорации Гарсен моделирует в своей студии, тратя 2-3 дня на реализацию своей идеи. Его реквизит часто состоит из картона, бечевки, песка и палочек. Финальная фотография создаётся в два этапа: сначала он фотографирует себя в роли мистера Джи в тех позах, которые ему необходимы, затем фотографирует общую сцену, размещая вырезанную фигуру Джи в декорациях.
Каждая такая сцена - масштабная пьеса, в то время как их черно-белая природа позволяет фотографиям выглядеть как остановленный кадр из фильма. На протяжении всей своей творческой карьеры Гарсен снимал на плёнку и осуществлял печать в фотолаборатории. Он никогда не использовал цифровые технологии для создания своих изображений.
Подвергая сомнению состояние человека
Рассказывая о приключениях своего миниатюрного героя, Гарсен всегда поражает своим символизмом. Сцены передают различные философские послания, он заставляет зрителя задуматься о времени, одиночестве и существовании, исследуя широкий спектр человеческой комедии. Фотографии не драматичны, но представляют собой открытые истории, задающие наивные вопросы о состоянии человека.
Об интерпретации своих работ Гарсен говорит:«Ни у одной истории нет конца. Я просто пытаюсь создать пространство, в котором зритель может проецировать свои собственные идеи и придумывать собственное приключение. Возможно, узреть новый мир между видимым и невидимым, реальным и воображаемым, сознательным и бессознательным»
Всегда уникальные, заставляющие задуматься и поражающие как содержанием, так и творчеством, работы Жильбера Гарсена являются отражением человечности. Несмотря на то, что он преуспел в области фотографии в более поздний период своей жизни, его работы демонстрировались на многочисленных международных выставках и были собраны, среди прочих, такими музеями, как Европейский дом фотографии (Париж), Collection (Вена), Veendam Arthotheque (Нидерланды) и Национальным фондом современного искусства (Франция). Жильбер Гарсен скончался в Марселе в 2020 году в возрасте 90 лет.
Все фотографии ©Gilbert Garcin
Комментарии