Мартин Парр — ловец жемчужин в море повседневности
Труднее всего снимать повседневность, вылавливая в ней то, что мы привыкли не замечать или даже игнорировать; искать типичное или необычное, удивительное или новое, рассказывая языком, понятным любому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Звезда мировой фотографии, англичанин Мартин Парр снимает, на первый взгляд, простые бытовые сюжеты, которые благодаря ему становятся яркой метафорой, обобщением, рассказом о явлении или проблеме. Парр в своих работах ищет и борется с «пропагандой повседневности», с тем «как принято», «как положено», с ожидаемым и очевидным, выводя их на поверхность, часто резко или даже вульгарно, заставляя зрителя смотреть на то, что для него с детства было невидимым культурным фоном. Он доступен для общения и демократичен. Его работы наполнены юмором, иронией, самоиронией и гротеском.
Текст: Александр Наану, Фото:Мартин Парр
Martin Parr /Magnum Photos/agency.photographer.ruGB. England. Weymouth. Playing bowls on a bowling green. 1998.
Великобритания. Англия. Уэймут. Игра в шары на траве. 1998 год
Современный британский фотограф и фотожурналист. Родился 23 мая 1952 года в Эпсоме, Суррей, Англия. Его отец был фотографом-любителем, возможно, поэтому Мартин с 14-летнего возраста мечтал заниматься документальной фотографией.
С 1970 по 1973 год Парр изучал фотографию в Манчестерском политехническом университете, который сейчас известен как Метрополитен.
С середины 1970-х он начал карьеру профессионального фотографа, а также преподавал фотографию.
В 1980 году он женился на Сьюзен Митчелл, в 1986-м у пары родилась дочь Эллен.
Мартин Парр поначалу создавал черно-белые фотографии и создал несколько успешных проектов, в том числе Bad Weather (1982) и A Fair Day (1984), но в 1984 году начал снимать на цветную пленку. Через два года была опубликована его книга Last Resort: Photographs of New Brighton.
С 1994 года Мартин Парр — член агентства Magnum Photos, а c 2008-го — почетный доктор искусств университета Метрополитен.
В 2004-м году Парр был куратором выставочной программы фотофестиваля в Арле. В 2007 году он снимал рекламную кампанию «осень-зима 2007/2008» для марки Paul Smith, а позже, в 2008-м, рекламу для Louis Vuitton.
Он опубликовал почти 50 фотокниг и участвовал примерно в 80 выставках по всему миру.
Фотограф-документалист повседневности, Мартин Парр также известен как собиратель фотоотпечатков и фанатичный коллекционер книг и фотоальбомов, почтовых открыток с изображениями банальных вещей, интерьеров и мест. Он заполнил ими несколько этажей здания, которое он снимает в Лондоне. Это свое собрание Парр опубликовал в нескольких альбомах и демонстрировал на выставках.
С 1997 года Парр выступает как режиссер, продюссер и оператор: ему принадлежит ряд картин для британского телевидения, а в 2006 году вышла малобюджетная лента It’s Nice Up North.
Весной 2012 г. выставка фотографий Мартина Пара демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее (Москва) в рамках девятого месяца фотографии «Фотобиеннале-2012».
Труднее всего снимать повседневность, вылавливая в ней то, что мы привыкли не замечать или даже игнорировать; искать типичное или необычное, удивительное или новое, рассказывая языком, понятным любому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Звезда мировой фотографии, англичанин Мартин Парр снимает, на первый взгляд, простые бытовые сюжеты, которые благодаря ему становятся яркой метафорой, обобщением, рассказом о явлении или проблеме.
Парр в своих работах ищет и борется с «пропагандой повседневности», с тем «как принято», «как положено», с ожидаемым и очевидным, выводя их на поверхность, часто резко или даже вульгарно, заставляя зрителя смотреть на то, что для него с детства было невидимым культурным фоном. Он доступен для общения и демократичен. Его работы наполнены юмором, иронией, самоиронией и гротеском.
Мартин начал свою карьеру фотографа в середине 70-х, в середине 80-х перешел «на цвет» в противовес распространенной в европейской фотожурналистике черно-белой фотографии. И до сих пор, находясь в постоянном поиске нового видения и нового визуального языка, он остается актуальным, экспрессивным, парадоксальным, весьма востребованным мастером, который остро чувствует современные тенденции и во многом задает их.
— Мартин, Вы фотограф, куратор, колекционер, кинемотографист (film maker) и отец. Как получается вместить все это в Вашу жизнь?
— (Cмеется) Я очень рано встаю и очень интенсивно работаю. Я помешан на своей работе.
— Я ничего не пропустил?
— Вроде бы нет: куратор, редактор, фотограф… Отец — я раньше никогда не слышал этого в списке! Но почему бы и нет?
— А какой пункт Ваш любимый?
— Фотограф, конечно, — мое любимое занятие.
— Важнее семьи?
— Это нечестный вопрос!
(Смеемся оба)
— Можете не отвечать…
— Нет-нет, я с радостью отвечу, просто это нечестно. Конечно, семья — это главное! Ну и после этого я фотограф.
— Ваша семья интересуется, чем Вы занимаетесь?
— Да, но у семьи мало выбора: настолько это большая часть моей жизни. Моя жена и партнер очень редко ездит со мной куда-либо. Иногда, но редко. Ей не нравится летать, ей не хочется быть «Миссис Мартин Парр» и просто присутствовать. Так что она очень тщательно выбирает, куда ей ехать, она сопровождает меня на очень большие мероприятия, все остальное пропускает.
— Ваш ребенок занимается фотографией?
— Нет. У меня дочь, она шеф-повар, и она не фотографирует.
— Переключимся на фотографию. Что Вас забавляет и раздражает в этом деле?
— Меня на самом деле очень мало что раздражает. У меня привилегированное положение: я езжу и фотографирую по всему миру, мне за это платят, я стою на платформе, которую я вырабатывал годами. Так что меня в фотографии ничего не раздражает, даже, наоборот, мне фантастически повезло: имея такие возможности, делиться моими работами.
— Большая часть Вашей работы — это проекты. Вы работаете на заказ, по заданию?
— Да, правда, на данный момент я чаще работаю над культурными проектами, чем на журналы. Меня приглашают сделать серию или может быть книгу про какое-либо место и потом ее, книгу, в этом месте презентовать. Сначала я еду туда на две-три недели работать, а потом возвращаюсь на презентацию. У меня есть мои собственные проекты и идеи, которые я постепенно собираю, и, в конце концов, они тоже превращаются в книги, выставки и другие проекты.
Эти два направления живут параллельно, иногда они пересекаются. У меня всегда много проектов одновременно в работе, например, в 2012-м планируются к выходу пять моих книг. Постоянно приходится смотреть и разбирать съемки, общаться с дизайнером, кураторами, организаторами — это настоящая работа. У меня даже есть офис в Лондоне и два с половиной сотрудника, которые мне помогают.
— В основе большей части Ваших проектов лежат Ваши идеи?
Martin Parr /Magnum Photos/agency.photographer.ru
HUNGARY. Budapest. Szechenyi thermal baths 1997
Венгрия. Будапешт. Лечебные купальни Сечени 1997 год
— На самом деле чаще всего это смесь моих идей с заказом. Например, когда меня пригласили в Атланту, мне никто не говорил, что именно фотографировать, и это были мои идеи. Заказчик помогал мне продюсировать работу, организовывал доступ. Иногда бывает так: у меня свои идеи, у заказчика свои, мы их обсуждаем, потом строим плотный график, так как я предпочитаю работать в интенсивном режиме. Обычно я снимаю с 8 утра до полуночи каждый день, чтобы максимально отработать ситуацию.
— Один проект или несколько одновременно?
— У меня всегда в работе несколько проектов. Но я не могу снимать больше одного проекта в какой-либо один момент времени. Но мне нужно заполнять пробелы в графике, на следующий год у меня уже запланировано 7 или 8 проектов, одни — небольшие и короткие, другие — длительные. У меня очень запутанная жизнь, я очень самонадеян с точки зрения того, что, мне кажется, я могу в нее вместить. (Смеется.)
— Вы курируете собственные проекты?
— Я редактирую и курирую собственную работу, да и большую часть своих проектов, но я также часто работаю с редактором, с которым делю этот опыт, и почти всегда работаю с командой, в которой обязательно есть дизайнер и редактор.
— Чужие фотографии Вам нравятся так же, как и Ваши собственные?
— Конечно! Я наслаждаюсь чужими работами, и это привело меня к кураторской деятельности, потому что меня раздражает, когда серьезные молодые фотографы не имеют возможности реализовать свои проекты.
— Вы работаете с чужими архивами?
— Обычно я не смотрю чужие архивы, а стараюсь искать новых фотографов и выставлять их или публиковать. Почти всегда это уже целостная работа, я иногда помогаю с отбором, но я стараюсь не доходить до чужих архивов.
— Как Вы сочетаете работу фотографа с кураторской деятельностью?
— Работа фотографа — основное, курирование и отбор — это то, что я иногда делаю рано утром, ну еще бывают специализированные поездки. Я только что вернулся из Китая, часть времени я снимал, часть времени работал над своей книгой о Китае, встречался с фотографами, кураторами, ходил по книжным магазинам и торговцам, работал со своим партнером в Пекине.
— Новые люди, новые находки?
— Да, всегда!
— Вы ищете новые фотографические имена в России?
— Я всегда ищу новые работы и новые имена, и не важно, откуда они. В этом смысле Россия ничем не отличается от других стран.
— В этой поездке Вы на задании?
— Есть коммерческое задание, еще лекции и семинары. Для меня это шанс увидеть, что тут происходит, посмотреть на новые альбомы, книги… Я всегда ищу что-то новое.
— Судя по архиву «Магнума», Ваши первые фотографии в России были сделаны в 92-м…
— Я точно не помню даты, но да, похоже на правду…
— Вы несколько раз после этого приезжали в Россию, в середине и конце 90-х, начале 2000-х…
— Вы знаете мои поездки лучше, чем я! (Смеется.)
— Я просто перерыл Ваш архив на сайте «Магнума». Изменилась ли Россия, на Ваш взгляд?
— Конечно, Россия стала богаче, признак богатства — это пробки. И вы — короли пробок и заторов!
— Как же Токио, и рекорд на самую длинную пробку?
— Нет, Токио — ничто по сравнению с Москвой, может, там и была самая длинная пробка, но в Токио автомобильное движение никогда не является проблемой, а в Москве — просто катастрофа!
— А что не изменилось?
— Россия все еще остается Россией, слава богу! Еще об изменениях. Еда, хорошая еда — очень дорогая, но когда я впервые сюда попал, мне кажется, это было сильно раньше 90-х, еда была плохой, просто ужасной, почти не съедобной…
— Некоторые скучают по той еде…
— Я это видел, понимаю, что ностальгия по коммунистическим временам — это неизбежно, но у меня никакой тоски по той еде нет, и я не удивляюсь тому, что московский «Макдоналдс» был таким успешным, когда он впервые открылся в начале 90-х.
— Вы планируете проекты, связанные с Россией?
— Пока нет, ничего конкретного, но я бы хотел сделать здесь большую выставку. Россия — очень энергичный фоторынок, полный энтузиазма, я очень жду того, что произойдет в Хьюстоне на полностью русском «Фотофесте». Россия — одна из ключевых стран в мире фотографии, место, за которым сейчас надо очень внимательно наблюдать, место, где очень неплохо показывать серьезные выставки.
— Можете назвать любимых русских фотографов?
— Я видел очень многих, в моей коллекции целая полка отдана русским фотографам, все — от Родченко до современных мастеров, но, извините, мне трудно даются русские имена.
— Давайте сменим тему и поговорим о цифровой эре. Вы все еще снимаете на пленку?
— Нет, я уже три или четыре года не снимал на пленку.
— В 2007 году вы сказали, что Flickr* станет угрозой таким агентствам, как Getty Images, а сейчас Flickr и Getty — это одно и то же**. Каково быть пророком?
— Пророком?!
— Вы же предсказали, что социальные фотохостинги, такие сайты, как Flickr, будут серьезно конкурировать с большими агентствами на рынке.
— Я плохо помню, что я такое говорил, я совсем не пророк, но это вполне логично — создав коллекцию фотографий, продавать ее.
— И что дальше?
— Цифровая фотография будет расти, это фантастически демократическое занятие. За то время, что я фотографирую, аудитория фотографии и количество фотографов выросли до невообразимых масштабов. Сейчас, в эру Интернета, у всех есть более простой и дешевый механизм распространения. Я очень рад распространению фотографии и ни в коем случае не считаю это угрозой для себя или для самой фотографии. Я очень рад, что это происходит, моей основной аудиторией сейчас могут быть другие фотографы, а это самая преданная публика. Конечно, я не хочу быть в гетто, а хочу иметь самую широкую аудиторию, но я знаю, что фотографы очень внимательно и преданно смотрят других фотографов.
— Вы пользуетесь социальными фотографическим сайтами для распространения своих фотографий?
— Нет, но сайт «Магнума» (www.magnumphotos.com) доступен всем, и там 25 тысяч моих фотографий, и если кто-то захочет увидеть много фотографий Мартина Парра, то у него есть такая возможность. К тому же меня есть группа на Flickr — называется Martin Parr WE Love U (//www.flickr.com/groups/martinparr).
— То есть Flickr не является угрозой для фотографии?
— Ни в коем случае! Flickr — одна из самых интересных платформ, которая есть у фотографов.
— Многие фотографы боятся массового притока людей в фотографию…
— Да, многие боятся, но я этому притоку только рад. Считаю, что глупо бояться, так как самое интересное и важное свойство фотографии — это ее постоянный рост и демократизация.
— Что Вы думаете о массовом самиздате, как относитесь к таким сервисам, как blurb.com***?
— Отлично, это просто отлично! Одна из сторон русской фотографии, что мешает ей развиваться так, как развивается фотография остального мира, — это то, что русские фотографы недостаточно занимаются изданием и раскруткой своих работ, они пока не осознали, насколько эффективными и интересными могут быть новые способы распространения. Но я надеюсь, что ситуация в скором времени улучшится.
— Вы сами издаете собственные проекты?
— Нет, но только потому, что мне очень повезло: у меня нет недостатка в издателях. Но есть исключения, например, в прошлом году мы с другом сделали одну книгу на blurb, и это было правильное решение.
— Такие сервисы, как blurb.com, заменят книжную индустрию?
— Нет, они ее дополнят. В blurb.com издается более миллиона книг в год, это просто феноменально! И не забывайте про то, что нам нужны плохие книги, чтобы лучше понимать хорошие. Так что вся эта конкуренция и распространение хороши для фотографии, потому что только в сравнении с плохим мы можем оценить хорошее.
— На данный момент есть и совсем новые рынки: приложения для планшетов и других мобильных устройств. Вы двигаетесь в этом направлении?
— Есть несколько предложений — как «Магнуму», так и мне — на изготовление приложений, у меня нет с этим проблем. Но я все еще считаю, что книга работает именно как физический объект. Я знаю, что за последние десять лет случился расцвет интереса к книге, ее публикации, коллекционированию. Приложения никогда книгу не заменят, но они будут дополнять этот рынок.
— За последние несколько лет сильно упали бюджеты редакций газет и журналов на editorial. Это как-то отразилось на Вашей работе?
— Конечно, я сейчас гораздо меньше работаю на журналы. Но на замену журналам пришла идея издания собственных проектов и, как я уже говорил, культурных проектов. Это гораздо более интересная работа, чем съемка по редакционному заданию: у вас больше свободы и времени, можно более серьезно работать, вам больше платят. Вместо нескольких разворотов в журнале вы можете рассчитывать на книгу как на продукт вашей работы. По сути, это только хорошие новости. Все то, что другие красят черным цветом, я считаю хорошими новостями и прогрессом.
— Еще два вопроса напоследок: за свою карьеру Вы делали какие- либо ошибки, о которых хотели бы рассказать или от которых хотели бы предостеречь начинающих?
— (Смеется) Я не знаю об ошибках!
— Совет для начинающих фотографов или первый совет, который Вы даете своим студентам?
— Работайте не покладая рук и любите то, чем занимаетесь. Будьте честны перед собой. Проблема в том, что большая часть студентов совсем не работает, они не знают, что такое работать. Проблема заключается в том, что профессия фотографа выглядит как очень зрелищная и яркая карьера. Люди думают, что это просто: взял камеру — и пошел снимать. Но на самом деле в фотографии нельзя скрыть того, сколько труда стоила работа, а точнее нельзя скрыть то, насколько мало труда было вложено в проект. Это всегда видно. Фотография интересна тем, что это одновременно и самое простое занятие, и в то же время самое сложное.
Martin Parr. From the series The Last Resort: Photographs of New Brighton. 1983-1985.
Courtesy of Martin Parr / Magnum Photos
Мартин Парр. Из серии "Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона". 1983-1985.
(C) Мартин Парр / Magnum Photos
Фотографии из серии "Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона" предоставлены Мультимедиа Арт Музеем (Москва). Выставка фотографий Мартина Парра проходит в рамках девятого месяца фотографии «Фотобиеннале-2012».
Благодарим также агентство Photographer.ru за предоставленные фотографии.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Flickr — сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видеороликов. Один из самых популярных сайтов среди блогеров для размещения фотографий. По состоянию на 4 августа 2011 года сервис имел в своей базе более 6 млрд. загруженных изображений. Flickr был приобретен Yahoo! в марте 2005 года.
Википедия, //ru.wikipedia.org/wiki/Flickr
** В 2008 году Flickr и Getty Images объявили о намерении завязать более тесное сотрудничество в области фотографии. Представители GI отметили, что будут рады воспользоваться теми коллекциями Flickr, которые сочтут наиболее подходящими стандартам известного стока. Редакторы GI исследовали коллекции пользователей на предмет лучших стоковых снимков, связывались с авторами и предлагали заключить договор на продажу их фотографий на GI. В течение двух лет в коллекцию GI вошло более 100 000 изображений. Сегодня уже любой пользователь Flickr может предложить свои снимки на продажу, выбрав опцию Request to License.
*** Американский сайт blurb.com специализируется на выпуске авторских книг любого формата и содержания небольшим тиражом (от одного экземпляра). Сайт также дает возможность выставить книгу на продажу.
Комментарии