Мария Ионова-Грибина: смотреть и видеть, искать и находить

Фотограф Мария Ионова-Грибина родилась и выросла в Москве, училась на художника, но уже более десяти лет занимается фотографией. Московская Академия Фотографии и Школа современного искусства «Свободные мастерские», где она училась, сейчас принимают ее в качестве преподавателя (как и другие творческие школы, например Школа визуальных искусств). Мария — член Союза фотохудожников России, ее профессиональный стаж включает персональные и групповые выставки, сотрудничество с журналами, репортаж, документалистику, портретную съемку, учебные курсы и программы и, разумеется, собственные творческие проекты, не связанные с журналистской работой и коммерческими заказами.

Текст: Ирина ТКАЧЕВА; Фото: Мария ИОНОВА-ГРИБИНА

Как человек и художник Мария вполне открыта новому опыту и впечатлениям, использует все возможности для саморазвития и творческого роста. Она исследовала свой потенциал в разных областях, например: от предмета к человеку, от студийной съемки к репортажу, от черно-белого изображения к цвету. Тем не менее каждый ее проект сохраняет свою ценность и всегда содержит видение и манеры автора. У Марии практически нет «устаревших» работ даже среди тех, которые она сама считает пройденными этапами, потому что каждая из них в свое время была продумана и отвечала текущему моменту, настроению и своей идее.

Фотография мертвого ёжика, из проекта Natura Morta

При этом, по ее собственному признанию, Мария лишь недавно стала работать над темами, важными для нее лично, над тем, что можно назвать персональным интересом. Сюжеты, связанные с детскими воспоминаниями, семьей, размышлениями о жизни и искусстве сквозь призму опыта. Это не значит, что раньше она делала то, что ей неинтересно, но интерес был направлен на внешние объекты, от которых нужно получить ответы на свои вопросы, в то время как недавние проекты связаны скорее с сообщением, которое художник транслирует от себя.

Эти рассуждения — попытка сказать о том, что вообще-то трудно поддается вербализации и визуализации. Работы Марии отличаются конкретностью визуального выражения и лишены какой-либо литературности. О них трудно говорить — на них хочется смотреть, они изначально ориентированы на пластические, а не умозрительные концепции и ценности. Но, безусловно, в основе каждого проекта лежит ясная, проговариваемая идея и концепция. Например, «Шведская семья» рассказывает о социальных нормах, культурных стереотипах, о естественном любопытстве к чужому образу жизни и просто об отдельных человеческих историях. «Старт» — тоже о стереотипах, о символах, простых формах и красоте, а еще об агрессии, смелости и вызове. «Summertime» — о детях, лете и каникулах, свободе от расписаний и регламентов, но одновременно — о восприятии своего творчества другими, о свободе автора выбирать тему без оглядки на стереотипные оценки сюжетов, связанных с ее собственными детьми. «Natura morta» — о смерти, детских воспоминаниях, наивности, опыте и, безусловно, тоже о красоте.

«Почти как все девочки» — о медиа, массовой культуре, работе фотографа и судьбе фотографии в наше время, о самопрезентации, взгляде на себя со стороны, о том, что о тебе думают другие. Эти идеи более-менее очевидны при рассматривании фотографий, но само по себе рассматривание уже доставляет удовольствие — акт чистого зрения, ничего больше не требуется.

Даже самый повествовательный мультимедийный проект «Одиночество» со звуком, текстом и музыкой легко может быть разобран на отдельные фотографии и возвращен к единичному изображению. Каждое из этих изображений не потеряет при этом своей ценности — они успешно работают вместе, но вполне могут существовать и автономно. Пожалуй, так можно сказать о многих сериях Марии. Это устойчивые конструкции, собранные из деталей, каждая из которых — самостоятельный эстетический объект.

Возможно, это свойство появляется за счет упомянутого отсутствия литературности и сентиментальности в работе фотографа. Мария Ионова-Грибина отдает предпочтение четким, ярким формам и ориентируется непосредственно на объект, который фотографирует. Фотограф контролирует реальность, но дает ей право голоса и прислушивается к этому голосу. Среди фотографий Марии есть и такие, которые с первого взгляда не назовешь реалистичными и конкретными, сюжет может выглядеть странно, человек утверждает, что не узнает себя, фотография выглядит загадочно, однако более пристальный взгляд снова возвращает нас к реальным фактам, в которых мы можем обнаружить новые стороны.

Фотограф не придумывает некие альтернативные миры специально, не стремится поразить зрителя, он просто с искренней заинтересованностью смотрит на вещи и неизменно находит в них пищу для воображения. Дуэйн Майклз говорил, что обычно фотограф воспринимает мир как набор объектов для рассматривания, и видел в этом недостаток. Мария Ионова-Грибина в этом отношении определенно относится к фотографам, которым не надоедает смотреть и видеть, искать и находить. Иногда даже не нужно искать, достаточно проснуться, открыть глаза и увидеть, как нечто знакомое вдруг решило повернуться к тебе другой стороной, которую ты еще не разглядывал.

Один из последних проектов Марии — исследование сюжета, не нового для истории, но далеко не исчерпанного идейно и визуально. Проект «Красивка» снимается в психоневрологическом интернате в Тульской области. И снова фотограф смотрит на людей, их среду и пейзаж вокруг, видя в том, другом и третьем бесконечный потенциал раскрытия, огромный выбор объектов для наблюдения и интерпретаций, стараясь при этом избежать шаблона и снова предоставить слово самой натуре, без предвзятости. Показать обитателей интерната не такими, какими заранее ожидает их увидеть стереотипный взгляд, а так, как они, возможно, видят себя сами или какими мы могли бы увидеть их, если бы знали больше о болезни, здоровье и относительности этих понятий.

— У них есть представление о внешнем мире, и мне захотелось, чтобы у людей из внешнего мира тоже появилось преставление о них. Не сложилось, а просто появилось, — говорит Мария.

Сейчас проект оформляется в книгу, и снимки встраиваются в более сложную, комплексную структуру вместе с текстами, интервью, документами, наблюдениями и размышлениями.

Впитывать визуальные впечатления, постигать через зрение, смотреть, рассматривать, замечать, чувствовать — это работа зрителя. Фотограф делает то же самое, но в его случае к этому списку добавляется слово «показывать». Зрителю предлагается посмотреть глазами фотографа на выбранный фотографом фрагмент реальности, но сделать из увиденного собственный вывод.

Портрет Нины Гомиашвили, фотография из проекта «Они мечтают»

Портрет Варвары Гладкой

 

Портрет Надежды Толоконниковой

Василий Церетели, для книги FROZEN DREAMS, изд.Thames&Hudson

 

Портрет Алексея Мускина

Из съемки для бутика MaxMara г. Новосибирск

  

Дайдо Морияма: окаменелость света и времени

Дайдо Морияма: окаменелость света и времени

Фотохудожники1 год назад
Известный своими снимками, изображающими крушение традиционных ценностей в послевоенной Японии, япон...
Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Фотохудожники12 лет назад
Творчество легендарного петербургского фотографа Бориса Смелова вызывает интерес у искусствоведов, к...
10 любимых фотографий Сергея Максимишина

10 любимых фотографий Сергея Максимишина

Фотохудожники6 лет назад
Сергей Максимишин учился в Ленинградском политехническом институте на кафедре экспериментальной ядер...
Белла Котак: заколдованные царства и цветочные мечты

Белла Котак: заколдованные царства и цветочные мечты

Фотохудожники1 год назад
Используя текстуры и цвета природного мира, Белла Котак создает очаровательные фотографии с изобилие...
Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура  «Люди угля»

Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура «Люди угля»

Фотохудожники5 лет назад
Профессиональный фотограф Максим Мармур 2016-2017 годы провел в угольных шахтах и разрезах России, ч...
Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до ...

Фотохудожники10 лет назад
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда ...
Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотохудожники10 лет назад
Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США)...
Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

Фотохудожники12 лет назад
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Аб...
Нирав Патель: взгляд в глубину души

Нирав Патель: взгляд в глубину души

Фотохудожники3 мес. назад
«Для меня отличный портрет - это тот, который отражает суть объекта съемки, а не только его внешние ...
Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Фотохудожники1 год назад
Джулия Фуллертон-Баттен - фотограф, известная своими кинематографичными визуальными повествованиями,...
Максимы Сергея Максимишина

Максимы Сергея Максимишина

Фотохудожники7 лет назад
Сергей Максимишин энергично ведет занятие курса фотожурналистики. Тема занятия — фотоистория о челов...
Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Фотохудожники8 лет назад
Вместе с Игорем мы отобрали из его огромного архива 50 кадров, сделанных им в самые разные периоды ж...
«Страна Чудес» Кристи Митчелл

«Страна Чудес» Кристи Митчелл

Фотохудожники3 года назад
«Я думаю, что история «Алисы в стране чудес» в некотором роде напоминает о том, что жизнь страшна, о...
Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотохудожники10 лет назад
Артем Житенёв родился в Москве. Фотография окружала его с детства. Отец не расставался с фотокамерой...
Вадим Гиппенрейтер — наше все

Вадим Гиппенрейтер — наше все

Фотохудожники12 лет назад
К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы...
Мария Ионова-Грибина: смотреть и видеть, искать и находить
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить