Марианна Смолина: «Мечтаю снять хотя бы один маленький шедевр, который войдет историю»

Марианна Смолина из С.-Петербурга стала победителем Национального конкурса Russia National Award 2022, который проводится в рамках международного фотоконкурса Sony World Photography Awards 2022. Жюри рассматривает работы, поступающие на Открытый конкурс, и в каждой стране выбирает одну лучшую. Так определяется победитель Национального конкурса.

marianna_smolina

«Полет»/«The Flight». С.-Петербург, 2021. С этой работой Марианна Смолина стала победителем Национального конкурса Russia National Award 2022, который проводится в рамках международного фотоконкурса Sony World Photography Awards 2022.

«Передать словами мои эмоции очень сложно, - делится впечатлениями Марианна. - Сначала я даже не поверила, что заняла первое место. А когда поняла, что произошло, была безумно рада! Всегда невероятно приятно осознавать, что твою работу оценили так высоко. Подобный результат очень подстегивает, сподвигает не останавливаться на достигнутом и держать высокую планку».

У Марианны Смолиной уже есть несколько наград в престижных фотоконкурсах. Первое место в ежегодной премии Russian IPA в профессиональной категории «Люди. Дети» (2018); победитель конкурса Best of Russia (2016 и 2017); победитель международной премии Metro Photo Challenge в категории «Счастье» (2018); Гран-при «Фотограф года» по версии ежегодной международной Премии детских и семейных фотографов BICFP (2019 и 2021) и другие.

«Однако победа в Sony World Photography Awards 2022 выделяется среди остальных, потому что она, пожалуй, самая масштабная из всех предыдущих. Я вообще люблю участвовать в фотоконкурсах. Если побеждаю, то меня это чрезвычайно вдохновляет и мотивирует. А если проигрываю - мотивирует еще больше. Можно даже сказать, что это мое хобби — участвовать в конкурсах».

marianna_smolina_1

Марианна Смолина закончила среднюю школу с серебряной медалью. Параллельно прошла обучение в музыкальной школе по классу фортепиано. Училась в Академии народного хозяйства при правительстве РФ (сейчас РАНХиГС), получила диплом менеджера организации и переводчика с английского языка. Работала в крупной сырьевой компании, где встретила будущего мужа. У нее прошли две персональные выставки (2017 и 2020), также она принимала участие во многих коллективных выставках, например, «Best of Russia - лучшие фотографии России» (2017 и 2018). Специализируется на детской и семейной фотографии.

Вы стали фотографировать в отпуске по уходу за ребенком. Когда поняли, что вас привлекает фотография?

Началось все со стоков. Я искала удобный способ подработки и наткнулась на блог фотографов, которые продавали свои работы на стоках, а на заработанные деньги путешествовали по всему миру, где снимали новый материал. Я захотела так же. Для авторов на том фотостоке тогда существовал экзамен, и мне пришлось сдавать его целых десять раз! Ведь я совсем ничего не умела. Но я очень упрямая. Свои первые 100 долларов я зарабатывала в течение 8 месяцев. Потом стало легче, заработки возросли, но я неожиданно влюбилась в художественную фотографию, и стоки отошли на второй план.

Насколько интересен для фотографов этот способ заработка?

Это такой же труд, как и любой другой. И если не уделять ему достаточное количество времени, то выхлопа не будет. Есть еще один интересный момент. Ты вдруг начинаешь замечать свои работы в самых неожиданных местах: в статьях в интернете, в учебниках английского языка, на обложках тетрадей, в различных рекламах. Очень необычно, например, зайти в крупный супермаркет электроники и увидеть, что с каждого столба на тебя смотрит моська твоего сына. А потом оказывается, что это не какая-то местная акция, а масштабная реклама по всей стране, и в каждом городе есть билборды с фотографией твоего сына. Мне кажется, это очень классный старт и интересный опыт для фотографа-новичка.

image_1

«Скакалка». Москва, 2017

В своих интервью вы часто рассказываете об обучении, которое прошли у фотографа Елены Карнеевой. Какое влияние она на вас оказала?

Работы Лены я увидела в 2015 году. Увидела - и пропала... На тот момент они казались мне чем-то невероятным и волшебным. А снимать так, как она, казалось невозможным. Особенно после мучений со стоками. Но очень хотелось попробовать! И я записалась к Лене на мастер-класс. С него, как мне кажется, и началось мое превращение в фотографа. Лена, конечно, невероятно вдохновляющий учитель. Но на самом деле, гораздо более значимыми для меня с точки зрения творческого роста оказались приобретенные на том мастер-классе новые друзья. Очень здорово, когда появляются единомышленники. Мы дружим до сих пор, делимся опытом, помогаем друг другу, делаем совместные фотовыезды. Некоторые мои самые любимые кадры сняты именно благодаря нашим фото-баттлам.

Что для вас является источником вдохновения?

Чаще всего это мои дети, их у меня двое: Федя (8 лет) и Маргоша (3 года), а также мои детские воспоминания. Еще это могут быть старые открытки, фильмы, иллюстрации и картины художников. Так, например, на серию с балеринами меня вдохновили картины Евгении Гапчинской. Вообще я очень люблю и Гапчинскую, и Нино Чакветадзе. Их работы очень созвучны с моим пониманием прекрасного.

image_2

«Очередь за подарками». С.-Петербург, 2019

Какой был первый серьезный фотопроект?

Проект, про который я хочу рассказать, не связан с коммерческой и художественной фотографией, но для меня, как для фотографа, он многое значит. Когда родился сын Фёдор, я сразу решила, что у него должен остаться сборник оформленных воспоминаний, а не хаос в виде завалов цифровых кадров. И с самого его рождения я начала верстать для Феди фотокниги. В них присутствуют не только упорядоченные в хронологическом порядке фотографии, но и текстовые комментарии. Я записываю все важные события, первые слова, смешные истории. Сейчас у сына уже три таких альбома, а я верстаю четвертый. Все они объединены названием «Федькина молодость». У дочери будет такая же серия фотокниг «Маргоша. Начало» - в верстке сейчас второй альбомом. Не могу назвать это серьезным проектом для меня как фотографа, потому что я начала верстать эти книги еще до того, как научилась снимать на камеру. Но это очень серьезный проект для меня как мамы. Кстати, и сейчас я добавляю туда не только красивые художественные кадры, но и обычные фото с телефона. Мне важна не художественная ценность кадра, а момент, который на нем запечатлен.

Какая у вас лучшая работа?

Не знаю, какая самая лучшая, но самая любимая - «К маме». На этом снимке изображен мой сын Федька, крадущийся ночью в обнимку с подушкой в родительскую кровать. Я долго вынашивала этот кадр, он - очень личный и жизненный. Когда Федька был еще малышом, его переселили в отдельную комнату, но он долгое время прибегал к нам с мужем в середине ночи досыпать. И каждый раз я просыпалась и тихо наблюдала, как он осторожно крадется в темноте с подушкой в руках. Это было очень трогательно... Я решила, что обязательно должна сохранить эти эмоции в виде фотоснимка. Около года обдумывала, где снимать этот кадр. В итоге осуществила идею на нашей даче. В роли мамы выступила Федина бабушка — моя мама.

marianna_smolina_2

«К маме». С.-Петербург, 2018

Когда вы осознали, что состоялись как успешный фотограф?

Мне кажется, я до сих пор до конца этого не осознаю. Не было такого, чтобы однажды утром я проснулась, и сразу мысль: «Да я ж крутой фотограф!». Каждый раз с удивлением читаю отзывы зрителей, добрые слова подписчиков и сообщения о победах в конкурсах. И всегда поражает: «Неужели это все - обо мне?». Правда, был момент, когда я поняла, что достигла определенного уровня и на любой съемке могу выдавать качественный результат. Это случилось пару лет назад. Условия съемки были сложные: народу много, дети разбегались, папа хмурился, и, кроме мамы, никто не хотел сниматься. Но мне все равно удалось собрать этот пазл.

Вы говорите, что скучаете по воспоминаниям из детства, и часто эти эмоции реализуются в виде фотографий. Фактически то, что вы делаете, это не детская фотография, а взрослая фотография о том детстве, в которое никогда не вернуться. Можно ли сказать, что фотосъемка становится рефлексией взрослого человека на тот мир, который его окружает и в котором отсутствует гармония? Иными словами, фотография превращается в способ скрыться от реальности.

Безусловно, в моих снимках присутствует сильная ностальгия по детству. Своими снимками я стараюсь вернуть кусочек прошлого и оживить мои собственные детские воспоминания. Ну, а если повезет, то и чьи-то еще. Пою про детей, но, на самом деле, получается, о взрослых и для взрослых. А вообще я искренне верю, что не бывает взрослых дяденек и тетенек, бывают повзрослевшие мальчики и девочки. Ведь в каждом взрослом живет малыш, который скучает по своему детству. По вкусу хлеба на морозе, по бабушкиным сказкам, по любимым игрушкам, по маминым колыбельным. Хотя во взрослой суете мы часто забываем об этом. Но я категорически не согласна, что в окружающем нас взрослом мире отсутствует гармония. Наоборот, я наблюдаю ее каждый день: в закатном солнце, в полете бабочки, в любимой музыке, в улыбках моих детей и шутках мужа. Даже в туфлях на шпильке она есть. Это все - реально, и мне совершенно не хочется от этого никуда убегать. Получается, что в моем творчестве можно выделить две грани: ностальгия по прошлому и любовь к настоящему. Последняя проявляется в семейных кадрах для моих клиентов и моей семьи.

image_3

«Охота за бабочками». С.-Петербург, 2018

Вы критикуете цифровые технологии за то, что люди создают много фотографий, но хранятся они бессистемно и иногда теряются. Что нас ждет в будущем?

Действительно, я критикую бездумное создание и бессистемное хранение цифровых фотографий. Они лежат тоннами на цифровых носителях, но их скорее всего никто и никогда не будет пересматривать. Я ратую за то, чтобы фотографии печатались. Только тогда у них появляется шанс на жизнь. Почти у всех представителей моего поколения есть детские фотоальбомы, это очень важно и ценно. У современных детей таких альбомов почти нет, и я считаю это ужасным упущением. Когда они (дети) повзрослеют, у них обязательно должен оставаться в руках кусочек осязаемого прошлого. Где мама - молодая, красивая; папа – смешной; бабушка - с пирожками. И чтобы солнце в окно, и лето, и клубника с грядки, и твоя чумазая и счастливая физиономия. Своей аудитории я всегда говорю: печатайте фотографии, делайте фотокниги. Одна моя постоянная клиентка очень метко назвала это инвестициями в семейные воспоминания.

Когда вы говорите о качественной фотографии, то используете термин «метод ёка». Что он означает?

Метод ёка - мой любимый, он однажды повстречался мне где-то на просторах интернета, и с тех пор я его с удовольствием использую. Терпеть не могу, когда фотографию судят по обрезанной руке, смазанном фокусе или наличии/отсутствии ретуши! Выдающийся британский фотограф 20 века Билл Брандт говорил следующее: «Фотография – это не спорт. У нее нет правил. Все должно быть испробовано». Я с ним полностью согласна. Хорошее фото - нечто большее, чем правильная композиция, звенящая резкость и красивый свет. Технически правильно сделанный кадр может не содержать в себе совершенно ничего - никакой мысли, никакой эмоции. Но если ты смотришь на картинку и чувствуешь, что у тебя замирает все внутри, ёкает сердце, значит, этот кадр - точно хороший!

image_4

«Чумазое лето». Нижегородская обл., 2016

Вы сами обрабатываете изображения?

У меня нет ассистента, и я все делаю сама. Честно говоря, даже представить не могу, чтобы допустить кого-то к моим кадрам. Залезть ко мне в голову же никто не может, значит, никто не сможет сделать так, как я хочу. Обработка одного кадра может занимать разное количество времени. Иногда ретуши почти нет, и все происходит быстро, а иногда я могу сидеть часами, крутя настройки в поисках оптимального решения.

У вас есть мечта, которую вы хотите реализовать в фотографии?

Если говорить о глобальной мечте, то мне бы очень хотелось оставить свой след в мировой фотографии. Мечтаю снять хотя бы один маленький шедевр, который войдет историю. Как бы пафосно это ни звучало. А еще мне бы хотелось открыть фотогалерею, чтобы выставлять там работы лучших современных авторов.

Заключение

Марианна Смолина использует следующие объективы: 135 мм, 85 мм, 35 мм и 50 мм. Свой стиль описывает как «душевный». Начинающим фотографам советует «искренне любить то, чем занимаешься». Ни о чем не жалеет: «Фотография - это одна большая любовь, а от любви добровольно не отказываются. Желания бросить фотографию никогда не возникало. Это как отдать своего ребенка. Такое даже в голову не может прийти».

В этом году Марианне Смолиной нужно будет принимать решение: возвращаться в офис или оставаться свободным фотографом. Родители категорически против увольнения, а супруг Евгений поддерживает: «Никакие деньги не стоят мечты, а у тебя есть шанс попробовать ее воплотить».

В любом случае первые шаги к воплощению своей мечты Марианна Смолина уже сделала. А дорогу осилит идущий.

***

Больше работ Марианны Смолиной вы можете увидеть на её веб-сайте >> и странице в Instagram >>

Все фотографии: © Марианна Смолина

Источник: SonyAlphaPro

Визуальный оксюморон на фотографиях Кристофера Томаса

Визуальный оксюморон на фотографиях Кристофера Томаса

Фотохудожники1 год назад
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, самое раннее использование словосочетания «горько-с...
Хорст П. Хорст: классическая мода

Хорст П. Хорст: классическая мода

Фотохудожники4 мес. назад
Хорст Пауль Альберт Борман, более известный как Хорст П. Хорст - выдающийся модернистский фотограф м...
Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Фотохудожники10 лет назад
Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой...
Георгий Петрусов — метод  длительного наблюдения

Георгий Петрусов — метод длительного наблюдения

Фотохудожники10 лет назад
Думаю, Георгий Петрусов особенно интересен живущим сегодня. Не только тем, что это был Мастер с боль...
Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

Фотохудожники8 лет назад
В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое де...
Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Фотохудожники8 лет назад
Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда — один из главных н...
Фотограф Александр Джус: мне хотелось снять истребитель на закате, на высоте 9 тысяч метров...

Фотограф Александр Джус: мне хотелось снять истребитель на закате, на высоте 9 т...

Фотохудожники8 лет назад
Темная туша самолета-бомбардировщика всей массой давит на бетонные плиты аэродрома. Кажется, те долж...
Непостижимый Александр Китаев и его Петербург

Непостижимый Александр Китаев и его Петербург

Фотохудожники10 лет назад
Выставка Александра Китаева в Центре фотографии имени братьев Люмьер стала настоящим событием в куль...
Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть ...

Фотохудожники8 лет назад
Форма сама рождает содержание. В фотографии она и есть содержание. Для русского человека это сложно ...
Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотохудожники5 лет назад
Мой фотороман с Володей Вяткиным начался давно. Еще в ту пору, когда я заведовала фотослужбой в журн...
Фотограф Павел Кривцов

Фотограф Павел Кривцов

Фотохудожники8 лет назад
Те, кто знают Пашу Кривцова «не очень», никогда не согласятся с моим сравнением его с айсбергом. Сра...
Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

Фотообзор: Александр Абаза — фотограф и человек

Фотохудожники10 лет назад
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Аб...
Фотограф Анни Лейбовиц: жизнь как фотография

Фотограф Анни Лейбовиц: жизнь как фотография

Фотохудожники10 лет назад
Для современной американской фотографии имя Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) является знаковым. Пожал...
«Бархатное королевство» Генри Престеса

«Бархатное королевство» Генри Престеса

Фотохудожники1 год назад
Поля и леса Южной Европы обладают особой кинематографичностью. В своём проекте «Бархатное королевств...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ева Арнольд

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ева Арнольд

Фотохудожники7 лет назад
Ева Арнольд — первая женщина, принятая в фотоагентство «Магнум». Как фотожурналист она снимала в сам...
Марианна Смолина: «Мечтаю снять хотя бы один маленький шедевр, который войдет историю»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить