Франко Фонтана: жизнь в цвете
Пионер цвета и один из самых влиятельных пейзажистов современности, Франко Фонтана посвятил почти шесть десятилетий тому, чтобы запечатлеть окружающую среду с мастерским подбором тонов и композиции. Его уникальное чутье к цвету и форме разбирает природные ландшафты на их основные составляющие, в результате чего получаются поразительные геометрические композиции, завораживающие своей простотой.
Родившийся в Модене, Италия, в 1933 году, Фонтана начал экспериментировать с фотографией в возрасте около 30 лет, чтобы «выразить эмоции, которые он испытывал, наблюдая за окружающим миром».
Это было в начале 1960-х, более чем за полтора десятилетия до того, как цветная фотография начала получать признание как законный вид искусства. Любовь Фонтаны к живописи заложила основу для его фотографической практики. Черпая вдохновение у таких светил, как Марк Ротко и Барнетт Ньюман, он с самого начала почувствовал потенциал цвета.
«Я всегда стремился интерпретировать и передать то, что глубоко резонирует внутри меня. Однако я начал замечать возможные параллели с известными художниками, когда мой интерес к искусству, особенно к живописи, стал более глубоким. Это было визуальное понимание цвета и пространства, которое уже существовало в моем восприятии» - говорит Фонтана.
К концу 1960-х уникальный взгляд Фонтаны начал привлекать внимание. Свою первую персональную выставку он провел в 1968 году в своем родном городе Модена, и в течение следующего десятилетия создал несколько своих самых знаковых работ, в том числе потрясающие изображения холмистых пейзажей Базиликаты, демонстрирующие уникальный визуальный язык, благодаря которому он впоследствии получил всемирную известность.
В 1978 году он опубликовал свою дебютную книгу «Горизонт», получившую широкое признание, и продолжал фотографировать по всему миру, запечатлевая сельские и городские пейзажи. Наряду с этими работами он также начал экспериментировать с полароидными снимками, запечатлевая детали своего окружения, а также портреты обнаженной натуры.
Polaroid привлёк Фонтану за его динамизм и уникальность. И хотя эти изображения более легковесны, они, тем не менее, несут в себе его особую эстетику. «Для меня это было похоже на детскую игру, в которой ты сразу видишь результат. Кроме того, можно было снова вернуться к тем моментам и попытаться сделать всё по-другому» - говорит Фонтана.
Ныне признанный ключевым пионером художественной цветной фотографии, Фонтана на протяжении многих лет вносил свой вклад во многие наиболее известные мировые издания, такие как Time-Life, Vogue и New York Times. На его счету порядка 400 персональных и групповых выставок по всему миру, а его изображения хранятся в коллекциях некоторых из самых престижных учреждений мира, включая МоМА (Нью-Йорк), Музей современного искусства (Париж) и Гражданскую галерею современного искусства Moderna Contemporaneo (Турин).
Он также опубликовал около 70 книг и получил множество наград, но остается таким же загадочным визионером, как и всегда. Когда его спросили об эволюции его практики, его ответ был весьма туманным: «Процитирую фразу принца Салины из "Леопарда": "все меняется, чтобы оставаться таким, как есть"».
Все фотографии ©Franco Fontana
Комментарии