Сергей Шакуто: «Талант получить просто. Отдавать его людям сложнее и интереснее»
Судьба Сергея Шакуто похожа на сказку. Приехать на Бали и превратиться в успешного фотографа. Другое дело, что легкость фотографии обратно пропорциональна тем колоссальным усилиям, которые он вкладывает в каждый снимок. Внимательность и осторожность, которую ему приходится проявлять во время экстремальной фотосъемки, наложили отпечаток на его поведение в повседневной жизни. Выверенность и основательность во всем — в словах, делах и фотографии, стала его отличительной чертой. Экстрим не означает безбашенность поступков и необдуманность действий. Риск велик, но Сергей Шакуто делает всё, чтобы свести его к минимуму. Хотя на фотографии экстрим присутствует в избытке.,
Сергей Шакуто
Почему вы стали заниматься фотографией? Что послужило отправной точкой?
Наверное, могу сказать, что фотография присутствовала в моей жизни всегда, с 18 лет точно. Поскольку я профессионально занимался графическим дизайном, мне приходилось делать техническую съемку для создания рабочих материалов. Снимал рекламу, фэшн. В то время для приобретения пленочной камеры просто не было денег, поэтому моим первым аппаратом сразу стал цифровой фотоаппарат. Параллельно я развивался как экстремальный спортсмен-сноубордист. Постепенно перешел на съемку спорта. Сначала был сноубординг, потом серфинг.
Иными словами, с аналоговыми технологиями вы никогда не сталкивались?
Как ни странно, все с точностью до наоборот. У меня был период, когда я приобрел среднеформатную фототехнику и стал снимать на пленку. Успешно реализовывал коммерческие проекты, в том числе спортивные. Однако когда в 2008 году мы с будущей женой Ириной переезжали на Бали, я прекрасно понимал, что там не будет возможности обрабатывать пленку, поэтому о ней можно забыть. В результате я продал среднеформатную систему и купил цифровую Canon.
Не жалеете, что оставили плёнку?
А вот не знаю, как ответить на этот вопрос! (Улыбается.) Я бы с удовольствием снимал на пленку, но только на большой формат. «Семерки» Sony поставили точку на существовании плёночного 35-мм формата. Эта эпоха завершилась. А вот средний формат предполагает качество совсем другого уровня. Шахтный видоискатель, энергетика... В среднем формате присутствует стремление к совершенству. Это как слушать виниловые пластинки.,
Значит, вы поклонник теплого лампового звука...
Да, я вообще сторонник натурального звука, у меня даже есть проигрыватель пластинок и коллекция винила — все это я привез на Бали из России.
Возникало желание бросить фотографию?
Как любой нормальный творческий человек я пережил кризис. Я как бы перекипел. Вдохновения не было, денег фотография не приносила. Я никак не мог признаться себе, что я не фотограф. Мы уже несколько лет жили на Бали, и вдруг у меня воруют весь комплект техники, камеру и объективы. Изначально хотел купить Canon, но в этот момент у компании Sony появляются «семерки», и я сделал выбор в пользу Sony. С этого момента у меня как открылось второе дыхание. Так что мой переход на Sony совпал с завершением кризиса.
Когда пришло осознание, что вы стали профессиональным фотографом?
Перелом произошел, наверное, около двух лет назад. Шел... 2013 год. Тогда я ощутил, что стал очень серьезно прогрессировать как фотограф.
Что такое «хорошая фотография» в вашем понимании?
Хорошая фотография должна нести некий смысл, гармоничный и приятный, как музыка. Хотя может быть, не всегда понятный и доступный для зрителей.
Какие фигуры в области визуальных искусств являются для вас знаковыми?
Сходу называю Хельмута Ньютона. Нравится стиль, который он использует, чтобы подать фотографию. В его творчестве присутствует позерство - естественное и неестественное. И мне бы хотелось перенести его стиль в спортивную фотографию. Вообще мне нравятся старые фотографы, которые снимали на пленку. Например, у меня есть альбом такого американского фотографа, как Лерой Франк Грэнис, В свое время он был ведущим фотографом в авторитетном журнале Surfing.
У вас есть ученики?
Конкретных имен не назову, но точно знаю вот что. По отзывам, некоторые фотографы говорят, что их вдохновляют мои работы. На мастер-классах многие говорят мне спасибо. Честно скажу, приятно это осознавать.
Были неудачи в работе?
Какие-то частные случаи вряд ли представляют большой интерес. Другое дело, что сейчас я немного жалею, что в 20 лет был ветреным и не таким серьезным, как сейчас. Иногда ощущаю, что мне не хватает знаний, которые нужно было приобретать в те годы. А потратить несколько лет взрослой жизни на учебу сейчас уже вряд ли получится. Зато мне повезло, что после переезда на Бали я стал прогрессировать.
Вы живете на Бали довольно долго, можете сравнить отечественных фотографов и зарубежных?
Если говорить про Бали, то местные фотографы снимают свадьбы, серфинг, лайфстайл, фэшн. Реальных профессионалов очень мало как среди иностранцев, так и среди русских. Каждый хочет попробовать себя в роли фотографа и на Бали имеет на это время. В России есть хорошие фотографы, но рынок настолько странно сформирован, что, с одной стороны, есть фотографы с нереальными гонорарами, гораздо выше, чем у некоторых иностранных коллег, более профессиональных.
С другой стороны, присутствует нереальный демпинг со стороны начинающих фотографов, которые готовы работать почти бесплатно, лишь бы заработать себе имя. Все бы хорошо, но новичок далеко не всегда может обеспечить стабильный результат, он не знает, как общаться с клиентом. На Западе этому учатся, работая ассистентом профессионального фотографа. Кроме того, на том же Западе профессиональные фотографы сотрудничают с агентствами, которые могут отличить новичка от специалиста.
Насколько велико участие заказчика в конечном изображении?
Вопрос не без провокации. Вы хотите сказать, что если фотограф выполняет определенный коммерческий заказ, то доля его авторского участия в конечном изображении уменьшается прямо пропорционально количеству представителей заказчика, присутствующих на съемочной площадке. В моем случае эта формула не работает. Экстремальный спорт непредсказуем. Заказчик может желать все, что угодно, и я это, естественно учитываю. Однако результат невозможно гарантировать на сто процентов. Никогда нельзя спрогнозировать температуру воздуха скорость ветра и высоту волн. Кроме того, заказчики, конечно, могут попробовать присутствовать во время съемок, но не уверен, что им это понравится...
Ваша профессиональная мечта?
Скорее всего, не буду оригинален, но все равно скажу, что у меня присутствует огромное желание снимать больше коммерческих проектов, связанных со спортом. Когда я снимаю в одиночку, то серьезно ограничен в выборе дополнительного оборудования и техники. Если заказчик обладает хорошим бюджетом на съемку, то сразу появляются широкие возможности: выезды на особые локации, использование вертолета и проч.
Какие профессиональные советы можете дать начинающему фотографу, который желает добиться успеха?
Наверное, я буду говорить о том, что нужно знать экстремальному фотографу. Прежде всего, нужно досконально изучить тот вид спорта, который планируется фотографировать. Со спортсменами, а люди они довольно специфические, следует обязательно разговаривать на их языке. Лично я стараюсь сделать такие снимки, которые будут сочетать в себе и художественную составляющую, и документальную, и спортивную, то есть все спортивные элементы должны не только узнаваться, то быть изображены безукоризненно.
Иными словами, нужно не просто смотреть, как тренируются и выступают спортсмену, но быть одним из них. Например, я освоил следующие виды спорта: сноуборд, серфинг, фридайвинг, скайдайвинг, параглайдинг и подводную охоту. Кроме того, нужно очень внимательно относиться к своей безопасности. Экстремальный фотограф находится в более сложных условиях, чем спортсмен, который думает только о результате. Фотографу приходится думать обо всем. И в любой момент ему может, например, доска в голову прилететь. Оборудование, в том числе спасательное, следует подбирать не менее тщательно, чем фотографическое. Кстати, нужно уметь очень хорошо плавать, если планируется съемка водных видов спорта.
Больше работ Сергея Шакуто вы можете увидеть здесь: Вконтакте >>, LiveJournal>>
Комментарии