Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии

Монголия – самобытная и удивительная страна, не сверкающая ослепительным блеском алмазов или манящая запахом нефти, но при этом сохранившая верность древним традициям. Здесь практически везде витает дух Чингисхана. Его не просто помнят, а почитают, любят, исполняют некоторые, дошедшие до наших времен, заветы. Стоит ли говорить, что его портреты вместе с портретами сыновей и последователей висят практически везде.

В феврале мне посчастливилось попасть на проводимый впервые в Монголии фестиваль «Снега и оленей», за что хочется выразить искреннюю благодарность организаторам, как на монгольской, так и на российской стороне. Цель проведения фестиваля - это развитие международных отношений в области туризма, а также привлечение внимания к вопросам сохранения природы и самобытности коренных народов. Организаторы фестиваля проделали огромную работу для придания широкой огласки этому торжеству, были приглашены фотографы из Монголии, России и Внутренней Монголии – территории ныне принадлежащей Китаю.

Сам по себе праздник похож на нашу «масленицу». На него съехалось достаточно много местных жителей. Приезжали кто на чем мог: на машинах, в основном это УАЗик (рашен кар) или другой внедорожник, (увы, но с дорогами в Монголии не просто), на мотоциклах, лошадях, а из близ лежащего селения приходили и пешком.  

Сначала была торжественная  часть, на которой выступали организаторы, спонсоры, представители административных округов и гости из других стран.

Затем под общее ликование был зажжен костер и далее, на расстеленном на снегу ковре, появился шаман…

Глухие удары в бубен, щелканье многочисленных подвесок на его руках и ногах, зычный глас, все это смешивалось в единый гул, сопровождая постепенно набирающий амплитуду, таинственный танец и превращалось в завораживающее зрелище для всех собравшихся вокруг шамана людей. Было крайне сложно пробиться внутрь круга, чтобы сделать хорошие снимки. Ближе к концу первобытного шаманского обряда в круг по очереди выходили женщины несущие в руках блюда с хлебом, монгольским сухим сыром и жидкостью, видимо молоком. Они обходили вокруг костра, бросая в огонь свои подношения духам. Толпа зевак плотно поддерживала обряд не громкими выкриками и жестами. Это было очень удивительное и прекрасное в своей первобытности и в хорошем смысле дикости, зрелище. Вот шаман остановился и позвал из толпы одну из женщин, что бы та прошептала ему на ухо просьбу. Что она говорила, никто не знает, но мы надеемся, что ее желание духи, по просьбе шамана, обязательно исполнят. Уставшего и обессилившего шамана подняли под руки и унесли в его чум, стоявший неподалеку от сцены.

Центр поляны начал редеть, появились кинооператоры и журналисты местного телевидения, которые брали интервью у представителей административных округов, зарубежных гостей и просто у собравшихся на праздник людей.

Началось настоящее народное гулянье. Вокруг стояли юрты, в которых угощали всех кто входил. Такой уж гостеприимный народ монголы – всем кто входит к ним, они предлагают чай, сыр, сахар, творог.

Есть у мужчин интересный обычай – делиться табаком. У каждого из них имеется шитый кисет, в котором лежит табакерка, но не такая, какой мы привыкли ее видеть, а виде небольшой бутылочки в крышке которой есть лопатка. При встрече монголы достают каждый свою табакерку и дают друг другу понюхать табак.

При помощи лопатки, приделанной к крышке, из бутылька извлекается небольшое количество табака, надо отметить, что табак перетерт до состояния порошка, после чего табак вдыхается в нос. Очевидно это не чистый табак, т.к. аромат достаточно приятный, отдающий мятой. К сожалению, полный состав узнать не удалось.

На улице были разведены костры, на которых монголы готовил в огромных чанах чай. Вокруг чана собирались знакомые, друзья и просто проходящие мимо.

Люди присаживались на обычное полено и им давали пиалу с чаем. Рецепт чая тоже не простой и, по всей видимости, целиком  отвечает суровым требованиям жизни кочевника. Чай, как я понял, готовиться на воде, в которую бросают чайный лист, может быть добавлена хвоя лиственницы, молоко, масло и соль или точнее хужир, так монголы называют некий минерал похожий на пищевую соду в смеси с солью.  Чай сам по себе нейтральный по вкусу, но достаточно сытный.

Праздник продолжается. Вокруг расстелены ковры с различными товарами. В основном это изделия из меха, кожи, дерева и кости. Торгуются монголы неплохо. Мне предложили купить рыбу сделанную из рога за 15 000 тугров, на что я сказал, что возьму за 10 000 и монгол сразу согласился. «Наверное, слишком мало скинул» - подумал я, но деваться уже было некуда. 

Не успел я моргнуть глазом, как посреди поляны была натянута сеть для волейбола, и счастливые монголы, включая не только юношей, но и девушек, бодро подобрав полы своих халатов и подоткнув их за пояс, стали играть в волейбол. Это было зрелище похлеще пляжного волейбола. Представьте на вас одет овчинный тулуп (халат), вы в валенках или унтах прыгаете по площадке, засыпанной по щиколотку снегом, пытаясь достать мяч.  

Монгольские олени это отдельная тема для разговора и уж тем более для съемки. Привыкший видеть крупных северных оленей, я сперва опешил и подумал, что монголы привели молодых животных, но нет, это оказались вполне взрослые особи, просто они меньше ростом, как впрочем и кони. Несмотря на свой небольшой рост, скачки на оленях действительно были. Правда, надо отметить, что монгольский олень несет на себе на более 25 кг, поэтому в скачках участвовали дети. Пока олени несли своих юных сидаков к финишу, на другой стороне поляны разгорелись не шуточный страсти.

Там начались соревнования по борьбе. Причем выступали не только мужчины, но и женщины. Со стороны, кажется, что борящиеся достаточно жестко проводят поединок, но как потом нам поведали, борцы относились друг к другу очень бережно ведь их цель была не только победить, но и показать свое уважение  выразить признательность сопернику.

Из проводимых конкурсов были еще перетягивание каната и показ национальной одежды.

Характерной особенностью является то, что монголы носят свою национальною одежду – халат, не только в праздники, но и в повседневной жизни. Пояс, которым подвязывается халат, является для монгольского мужчины не только украшением или знаком отличия, но и оказывает лечебно-профилактическое действие.

Монголы верят в то, что внутренняя энергия находится в животе и туго подвязывая пояс, человек не дает энергии уходить наружу. Это способствует тому, что мужчины (по их словам) надолго сохраняют потенцию и не страдают простатитом. Также у халата, подвязанного поясом, есть и более практическая сторона – часть халата на животе выступает в качестве большого кармана, куда можно положить очень многое.

Сапоги не менее интересны и самобытны как с внешней стороны, так и с практической точки зрения. Сапоги монгола сделаны из кожи, войлока и ткани. Имеют разнообразный узор и цвет голенищ, также у них удлиненные носки, загнутые вверх и немного удлиненная пяточная часть. Как удалось выяснить такая форма носка и пятки позволяет сохранить внутри сапогу воздух, что способствует сохранению тепла. Также в сапогах с загнутым носком гораздо удобнее делать захват ноги соперника при борьбе.

В конце праздника традиционно награждали победителей. Вручали грамоты, наградные доски, подарки и пр. А вечером в клубе была дискотека. Интересное зрелище - монголы танцуют практически под любые мелодии одними и теми же танцевальными движениями, похожими на вальс. Но это не главное, пожалуй, первое, что бросилось в глаза и абсолютная атмосфера доброжелательности и радости. Люди пришли сюда отдохнуть, нет ни малейшего намека на конфликты или неприязненное отношение.

На прощальном ужине монголы приготовили нам Хорхог, это куски баранины, запеченные раскаленными камнями во фляге. Мясо действительно было очень мягким и вкусным. По местному обычаю, камни, извлеченные из фляги, пока они еще не остыли, все участвующие в трапезе берут в руки и перекидывают из одной руки в другую. Зачем это делается, толком никто не ответил, вроде как просто такой обычай. После чего садятся за стол и едят мясо, пьют горячий бульон из фляги, разлитый по мискам.

 Лично мне очень понравилось это небольшое, но достаточно увлекательное и познавательное путешествие по северной части страны великого Чингисхана. Здесь непосредственно из уст местных жителей я узнал о великом завоевателе много нового и интересного, какие мудрые решения и приказы он отдавал своим подданным. Это все история, которая сохранилась по сей день в Монголии. Слушая рассказы, невольно думаешь о том, как же все-таки богата наша собственная история, но насколько же сильно она исковеркана и была перевернута в угоду политической ситуации, а порой и просто ради амбиций и жажды величия отдельной группы власть придержащих.

P.S. Еще раз огромное спасибо Доржи – нашему гиду, идейному вдохновителю, организатору и спонсору фестиваля, а также Наталье и Михаилу, пригласивших меня, на этот удивительно красивый и неповторимый по своей самобытности, праздник.

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог9 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Создайте свою собственную камеру-обскуру

Создайте свою собственную камеру-обскуру

Блог3 года назад
Если вы когда-нибудь застрянете дома и вам понадобится веселый и познавательный проект, попробуйте п...
Тунисский фотограф Скандер Клиф Делает Потрясающие фотографии улиц Токио

Тунисский фотограф Скандер Клиф Делает Потрясающие фотографии улиц Токио

Блог1 год назад
Тунисский фотограф Скандер Клиф покорил аудиторию своей потрясающей серией уличных фотографий Токио,...
5 кадров с Hasselblad XPan

5 кадров с Hasselblad XPan

Блог2 года назад
Вскоре после того, как мне захотелось более серьезно относиться к плёночной фотографии, я наконец, р...
Художественная черно-белая фотография Кьювона Лима

Художественная черно-белая фотография Кьювона Лима

Блог1 мес. назад
Черно-белая художественная фотография Кювона Лима передаёт глубокое чувство одиночества и артистизма...
6 причин, по которым мне нравится использовать свой 35-мм объектив для свадебной фотографии

6 причин, по которым мне нравится использовать свой 35-мм объектив для свадебной...

Блог2 года назад
У большинства фотографов, которых я знаю, есть множество любимых объективов, которым они отдают пред...
Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Блог3 года назад
После окончания Второй мировой войны сдавшаяся Япония была опустошена. Все крупные города, промышлен...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Джордж Бирн: четкая геометрия

Джордж Бирн: четкая геометрия

Блог1 год назад
Джордж Бирн создает крупномасштабные фотографии, которые изображают повседневные поверхности и пейза...
Фотограф Мэг Лоукс запечатлевает повседневные моменты жизни своих детей

Фотограф Мэг Лоукс запечатлевает повседневные моменты жизни своих детей

Блог3 года назад
Фотография предоставляет творческим людям возможность создавать свои собственные миры. Независимо от...
Зимний Крым

Зимний Крым

Блог6 лет назад
Когда-то я задался вопросом: куда можно поехать на новый год, чтобы «и недорого, и красиво, и тепло»...
Полная реставрация ветхой камеры Edixa Reflex 1960-х годов, найденной на гаражной распродаже

Полная реставрация ветхой камеры Edixa Reflex 1960-х годов, найденной на гаражно...

Блог2 года назад
Посещая очередную гаражную распродажу, фотограф Матье Стерн наткнулся на старую камеру Edixa Reflex ...
Уличная фотография Анны Бирет

Уличная фотография Анны Бирет

Блог1 мес. назад
Путь Анны Бирет в фотографии — это путь спонтанности, открытий и глубокого уважения к простым, искре...
Правила жизни. Антон Агарков

Правила жизни. Антон Агарков

Блог9 лет назад
Сегодня мы подготовили для вас интервью с потрясающим фотографом Антоном Агарковым. Читайте его прав...
Завораживающая макрофотография Лары Бонаццы

Завораживающая макрофотография Лары Бонаццы

Блог10 дн. назад
Итальянский фотограф Лара Бонацца запечатлевает чарующий мир маленьких и часто упускаемых из виду ве...
Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии
Владимир Белогорохов

Комментарии

Отправить