Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой

1. Сергей Максимишин. Индонезия1. Сергей Максимишин. Индонезия

В проекте «FotoFond — территория фотографии» собрался «золотой» состав участников, среди которых единственная российская женщина, удостоенная «Золотого глаза» (высшей награды World Press Photo); обладатель гранта Юджина Смита (одного из самых престижных в мире грантов в области фотографии); единственный русский фотограф знаменитого французского агентства Magnum Photos; лауреаты российских и международных фотоконкурсов, чьи работы хранятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях и публикуются в ведущих мировых изданиях. Все разные, каждый со своим видением, почерком и приемами. Отсюда многообразие авторских работ на выставке: черно-белые и цветные, снятые цифровыми и пленочными камерами, широкоугольными, длиннофокусными объективами и моноклем — они показывают основные направления современной фотографии.

Проект идеально вписался в непростое пространство Третьяковской галереи на Крымском валу и произвел сильное впечатление по архитектуре, освещению и современной подаче материала. Кроме хорошо напечатанных работ, автономного представления каждого автора, можно было посмотреть слайд-шоу о стране в цифровых рамках и отдельный, хорошо выполненный мультимедийный проект, дающий представление о грандиозном замысле его организаторов.

Андрей Безукладников, основатель и руководитель интернет-портала Photographer.ru:

— Получил удовольствие от того, как освоено сложное пространство. Бывает, приходишь на выставку и идешь, будто вдоль длинного забора, на котором монотонно висят фотографии, и атмосфера вокруг усыпляющая. А здесь жизнь, жизнь пульсирующая. Пространство освоено великолепно. Мне сразу стало нескучно. Я испытал состояние приключения. Ты не знаешь, что за углом. И каждый раз за углом что-то новое. Многое неожиданно и непривычно — и в оформлении работ, и в том, что они разные по размеру, и выделены цветом рамок и паспарту, и как подсвечены. Разнообразно и сбалансированно выглядит экспозиция. Даже не вглядываясь в фотографии, получаешь удовольствие от того, насколько интересно, красиво и деликатно они поданы. Очень современно. Мне было интересно!

Удалось собрать такую мощную бригаду разных фотографов, которые делают такую яркую фотографию, и видно, что они не уставшие, что им самим интересно, что они хотят быть первооткрывателями. Считаю, очень удачный проект. Кого-то отметить, особо выделить пока не могу: я сначала прошел эту выставку как лес, сейчас рассматриваю деревья. Из того, что успел заметить, понравился Сергей Трапезин, сделавший работы моноклем. Монокль — это же банально, а у него получилось не банально. Его работы — как картины, у которых хочется медитировать. Пинхасов, как всегда, меня взбудоражил. Очень понравились работы Наташи Беркутовой про папуасов. Козырев очень понравился — такая простая фотография, какую я люблю. Такой минимализм, и при этом все сказано. Чисто, прозрачно, как воздух, который ты вдыхаешь и выдыхаешь…

Алексей Мякишев, участник проекта:

— Мне достался Тайвань. Я первый раз был в Азии. Это как на другую планету попасть. Все то же самое, только все другое. Другая культура, другой менталитет, другие краски, другое состояние. Вернулся домой и неделю не мог понять, в какой я реальности. Часть работ я снимал на цифровую камеру и на черно-белую пленку. У меня получилось около 30 роликов пленки и более 5000 цветных изображений. Я сдал весь материал. Сделал свой отбор, у меня получилось около 200 цветных и около 70 черно-белых. Потом кураторы посмотрели и сделали свой отбор: для сайта одни, для слайд-шоу другие, для мультимедиа третьи…

Тайвань — остров со своим политическим устройством. Больше всего запомнились люди, как устроена их жизнь, их менталитет. Поразило метро. Я, не зная иероглифов, легко ориентировался в нем. Восточный рынок — это потрясает, это взрыв: масса мелких лавочек, где можно все попробовать, необыкновенные и необычные на вкус продукты. Меня интересовали взаимоотношения людей и океана. Моя задача была снять людей через океан, но я снимал шире, старался передать свои ощущения от места, от страны.

Там все по-другому, другая цивилизация. Для меня это был хороший, полезный опыт. Масштабный проект. Такие проекты крайне необходимы. Они стимулируют фотографа поехать в другую страну, сделать историю, передать свои ощущения — это всегда стимул к дальнейшему росту и развитию.

Дмитрий Моргулис, участник проекта:

— Мне досталась Новая Зеландия — самая отдаленная точка этого проекта. Новозеландцы — очень интересные люди, очень вежливые, чрезвычайно радующиеся жизни. Они не похожи на американцев. Ехал в состоянии страха, потому что задача сложная. Очень длинный перелет с двумя пересадками. Тяжело было сразу включиться: разница во времени, другой климат — антипод нашего, у них зима, у нас лето. Доволен ли я отбором? Да, хотя я представил бы другие работы. Например, для меня было неожиданно, что выбрали пейзажные работы. Но в целом тем, что отобрано и как это подано публике, я доволен. Я надеюсь, что кураторы проекта пойдут нам навстречу и дадут возможность показать эту выставку и в других городах. Например, я был бы рад, чтобы она состоялась у нас в Хабаровске. Это первый масштабный фотопроект в России. Наверное, потом будет второй и третий. Но мы были первыми. Мы — первые!

Михаил Дашевский, фотограф, участник проекта:

— Я был в Китае, в Шанхае. Представьте: вы приехали в Москву из другой страны, вы никогда здесь не были и не понимаете русского языка — и вы поймете мое состояние. Лучшее, на что бы вас хватило — поехать снимать всем известные «московские» достопримечательности. Меня Бог миловал. Я хотел снять настроенческие картинки. Я их снял. Три дня у меня был переводчик, потом я работал сам.

Как готовился к поездке? Купил карту и путеводитель. Попросил моего переводчика Сашу показать мне трущобы Шанхая и не встретил с его стороны никаких возражений. Он отвел меня в трущобы, я там побродил. Было лишь два «нельзя снимать» за всю поездку. Считаю, что это ничтожно мало для коммунистической страны. 38 градусов жары, и я — свободно снимающий на улицах Шанхая. Почему не снял Тихий океан? Туда надо было ехать, я подумал, что лучше Шанхая я ничего не сниму, и не стал распыляться. Сами подумайте: что мне, городскому человеку, снимать на побережье? Сто тридцать пятую сеть, как ее штопают и закидывают в океан?

Игорь Гаврилов, руководитель отдела российской фотографии фотоагентства EAST NEWS:

— Странно, что из 21 автора ни у кого нет хорошей фотографии океана. А океан — это самое мощное существо, живущее на нашей планете. Океан — это то, из чего мы вышли и куда уйдем. Ни один автор не озадачился осмыслением того, что такое океан…

Виктория Ивлева, участник проекта, фотожурналист:

— Самое приятное в этом проекте — он получился именно таким, каким и был задуман. Все, что кураторами было задумано, им удалось осуществить. Это с проектами бывает далеко не всегда. Я лично побывала в Брунее, очень закрытой стране, и это само по себе было интересно. Бруней оказался местом не очень фотографическим, поэтому тут был и дополнительный профессиональный вызов. Основная сложность, как мне кажется, возникла на этапе отбора картинок, поскольку большинство из нас привыкло заниматься отбором вместе с куратором, а FOTOFOND взял все в свои руки, и мы были лишены этого удовольствия. Сейчас с нетерпением ждем выхода альбома «ХХI. Мой Тихий океан» с нашими фотографиями.

Владимир Богданов, фотожурналист:

— Прекрасная выставка. Хорошая тема. Но это скорее выставка документальной фотографии, а она позиционируется как выставка художественной фотографии. Против этого у меня внутренний протест.

Кирилл Василенко и Анастасия Давыдова (авторы оригинальной идеи, кураторы проекта):

— По каким критериям вы отбирали авторов в проект?

— Мы были в числе главных организаторов Первого международного портфолио-ревю для российских фотографов, которое прошло в Москве в августе-сентябре 2011 года. Взаимодействие с фотографом, как вы знаете, на портфолио-ревю только зарождается, это такая нулевая отметка на старте, который к чему-то непременно должен привести в случае, если интересные авторы вам встречаются. Нам встретились. Некоторых их них очень хотелось показать. Некоторые из них, как мы поняли уже в результате созданного проекта, стали открытием не только для наших зрителей, но и для людей искушенных и профессиональных.

Так вот, нам хотелось объединить фотографов в рамках какого-нибудь одного проекта. Поэтому больше половины фотографов в экспедиции — участники московского международного портфолио-ревю. С Людмилой Кецлах мы познакомились на портфолио в рамках хьюстонского «Фотофеста 2012» и также пригласили ее в проект. В окончательном нашем списке, из которого мы выбирали участников, было не то 87, не то 89 авторов. Разных. Совершенно. Сознательно и намеренно мы изначально хотели, чтобы в проекте встретились репортеры, документалисты и художники, чьи имена ассоциируются с арт-направлением в фотографии. Мы хотели собрать Авторов с большой буквы, способных фотографически осмысливать природу, сущность, контекст увиденного пространства, в котором они окажутся (в основном впервые), и линзой вытащат из него то, что их зацепило. Отсюда — «МОЙ» в названии проекта, слово ключевое и определяющее. Нам было важно собрать авторов, не примыкающих к тому или иному фотографическому клану, чтобы на нашем примере из 21 автора выкристаллизовался некий срез отечественной современной фотографии со всей ее неоднозначностью (например, знание и чутье мировых тенденций в каких-то случаях и тотальное выпадение из мирового контекста в других; умение проектно мыслить и работать и полное непонимание того, что делать с собственным материалом), которая также была предсказуема сразу и изначально нами подразумевалась.

— Как выбиралась страна для каждого автора?

— Страны были распределены между авторами в результате жеребьевки, которая состоялась 5 июня 2012 года в Международном мультимедийном пресс-центре РИА «Новости»: из мнимого Тихого океана (аквариума) фотографы вытягивали бутылки, в которых находились свитки с указанием той страны, куда на неделю отправится фотограф.

— Обсуждали ли вы с авторами, что вы хотите получить в результате, давали ли им какие-то установки, рекомендации, советы, пожелания, или они действительно были свободны в выборе тем, техник и приемов съемки?

— Обсуждали — нестандартный авторский взгляд в ситуации, когда даже профессиональный фотограф подвержен влиянию туристических красот и видов, авторский взгляд, вскрывающий поверхностное впечатление и достающий линзой значительно глубже стандартной туристической картинки. Просили не снимать что-либо, напоминающее рекламу Bounty. В выборе тем, техник и приемов съемки — да, действительно, авторы были свободны. Поскольку мы приглашали в проект состоявшихся авторов, способных выкадрировать из действительности свою историю-идею и фотографически осмыслить увиденное.

— Предлагали ли вы сделать авторам предварительный отбор съемки и учитывали ли их мнения при формировании выставки (хотя вряд ли все понимают, что выставка такого количества авторов и столь разных не равна персональной выставке каждого из них)?

— Да, предлагали и рассматривали предложения. Но это не синоним «рассматриваем — значит включаем в выставку». Так не делается нигде в профессиональном мире в подобных проектах. Особенно в коллективных, где необходим проектный подход, формирование целостной картины и экспозиции, где не может быть речи о натягивании одеяла на свое субъективное и порой консервативное восприятие себя. К тому же не все фотографы умеют и хотят мыслить проектно. Кто-то смог предложить проект. И в этом случае мы делали отбор, либо полностью, либо частично основываясь на отборе, предложенном автором. Кто-то предложил то, что называется аргументированной позицией автора, основываясь на которой принимали те или иные решения. А было и то, что называется лексикой каприза: «Мне не нравится!». И все — точка, профессиональная позиция выражена. Для нас «аргумент» слабый, говорящий об отсутствии культуры профессионального взаимодействия. Что касается обещаний, что отбор авторов — в случае, если он вообще предложен, — совпадет с выставочным отбором, — никто никому не давал ни в письменной, ни в устной форме.

— Как вы сами оцениваете результат: все ли удалось реализовать из того, что вы планировали, какие были сложности при формировании экспозиции?

— Про сложности… А их, в общем, не было. Было важно создать единое пространство, гармонично дышащее, живое. Пара десятков бессонных ночей — и, вроде, получилось. Если серьезно, то дело скорее не в сложности, а в неоднозначности, неровности полученного материала, о чем мы сказали выше: язык прогрессивной мировой фотографии в одном случае и, в общем, некая «просторечность» фотографического высказывания, утратившая силу и актуальность — в другом. Но это все решалось при создании экспозиции.

— Пожалуйста, отметьте работу тех, кто помогал вам в создании сложной, многослойной и современной экспозиции.

— Над проектом в целом (организация экспедиции, отбор материала, продакшн-постпродакшн, фотовыставка во Владивостоке, фотомузыкальное представление во Владивостоке, выставка в Третьяковской галерее, книга, фильм о фотомузыкальном представлении во Владивостоке, который появится в начале декабря) работала серьезная команда людей, больших профессионалов — примерно 80 человек. Логотип проекта, например, разработал художник, скульптор, профессор Королевской академии художеств Сергей Мирош (Мирошниченко).

Что касается экспозиции в Третьяковской галерее (дизайн, архитектура пространства, элементы мультимедиа, концепция оформления работ, формирование авторских блоков), то она была создана Анастасией Давыдовой и Кириллом Василенко при участии коллег из проекта «FotoFond — территория фотографии».

— Будете ли в дальнейшем продолжать такие масштабные тематические проекты? Поделитесь ближайшими планами, пожалуйста.

— Проще всего было бы сказать — конечно, планируем и будем продолжать! Но ТАКИЕ проекты слишком многодельны и очень затратны на всех этапах — от разработки до реализации. Поэтому правильнее всего будет сказать так: у нас есть новая идея, которую мы вынашивали не один месяц. Эта идея сформирована и продумана, ее масштабность сопоставима с «Моим Тихим океаном», она предполагает участие не одного десятка фотографов. И не только. Нам, конечно же, хотелось бы реализовать еще не один подобный проект, но… загадывать не будем, от «разговоры разговаривать» тоже, пожалуй, воздержимся. Хотим сделать. Возможно, предложим какой-то новый формат, потому что это работает.

На этапе создания фотомузыкального представления разные «доброжелатели»-коллеги из фотографического сообщества говорили нам (и не нам), что это чушь, что никто и ни за что не придет смотреть фотографию на площадь, где выступают обычно для народа всякие-разные поп-звезды. В результате на берегу Амурского залива на Спортивной набережной во Владивостоке во время этого самого представления работы фотографов-участников проекта стояли и смотрели 1,5 часа более 5000 человек. Иными словами, фотовыставку, представленную в оригинальном формате, посмотрели за полтора часа 5000 человек, многие из которых говорили потом, что это «мероприятие для думающих людей». Мы довольны этим результатом. И впечатлениями зрителей, которые посмотрели нашу выставку в Третьяковской галерее. Нам было интересно пригласить совершенно разных авторов, которых вряд ли когда-либо еще собрали бы в одном проекте, и показать их работы зрителю. Нам это удалось!

Вопросы задавала Наталья Ударцева.

Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой

НА ФОТО:

2. Артем Житенев. Корея

2. Артем Житенев. Корея

3. Андрей Шапран. Сингапур

3. Андрей Шапран. Сингапур

4. Михаил Дашевский. Китай

4. Михаил Дашевский. Китай

5. Владимир Семин. Перу

5. Владимир Семин. Перу

6. Виктория Ивлева. Бруней-Даруссалам

6. Виктория Ивлева. Бруней-Даруссалам

7. Игорь Михалев. Вьетнам

7. Игорь Михалев. Вьетнам

8. Юрий Козырев. Россия, Камчатка, 2012

8. Юрий Козырев. Россия, Камчатка, 2012

9. Георгий Пинхасов. Мексика

9. Георгий Пинхасов. Мексика

10. Эмиль Гатауллин. Австралия

10. Эмиль Гатауллин. Австралия

11. Алексей Мякишев. Китайский Тайбэй

11. Алексей Мякишев. Китайский Тайбэй

12. Сергей Трапезин. Малайзия

12. Сергей Трапезин. Малайзия

Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции12 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Тенденции10 лет назад
С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортре...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции10 лет назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — нача...

Тенденции10 лет назад
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспоном...
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России....

Тенденции10 лет назад
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного ре...
Всматриваясь в девяностые…

Всматриваясь в девяностые…

Тенденции12 лет назад
Тема 1990-х вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Они стали Рубиконом, отделившим одну страну ...
Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Тенденции12 лет назад
Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его ...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции8 лет назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Профессия — военный корреспондент

Профессия — военный корреспондент

Тенденции10 лет назад
«Поеду посмотрю на трупы», «Ты знаешь, каким красивым бывает взрыв?», «Хочу на войну! Тут все скучно...
Гений места. Классика литовской фотографии

Гений места. Классика литовской фотографии

Тенденции10 лет назад
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный ...
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции10 лет назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Тенденции12 лет назад
Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Ре...
Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Тенденции10 лет назад
Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестер...
Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики»

Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики...

Тенденции12 лет назад
Открытие нового, равно как и познание того, что стало историей, одинаково увлекательно и, по сути, я...
Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Тенденции12 лет назад
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию ...
Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить