Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан
Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой
1. Сергей Максимишин. Индонезия
В проекте «FotoFond — территория фотографии» собрался «золотой» состав участников, среди которых единственная российская женщина, удостоенная «Золотого глаза» (высшей награды World Press Photo); обладатель гранта Юджина Смита (одного из самых престижных в мире грантов в области фотографии); единственный русский фотограф знаменитого французского агентства Magnum Photos; лауреаты российских и международных фотоконкурсов, чьи работы хранятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях и публикуются в ведущих мировых изданиях. Все разные, каждый со своим видением, почерком и приемами. Отсюда многообразие авторских работ на выставке: черно-белые и цветные, снятые цифровыми и пленочными камерами, широкоугольными, длиннофокусными объективами и моноклем — они показывают основные направления современной фотографии.
Проект идеально вписался в непростое пространство Третьяковской галереи на Крымском валу и произвел сильное впечатление по архитектуре, освещению и современной подаче материала. Кроме хорошо напечатанных работ, автономного представления каждого автора, можно было посмотреть слайд-шоу о стране в цифровых рамках и отдельный, хорошо выполненный мультимедийный проект, дающий представление о грандиозном замысле его организаторов.
Андрей Безукладников, основатель и руководитель интернет-портала Photographer.ru:
— Получил удовольствие от того, как освоено сложное пространство. Бывает, приходишь на выставку и идешь, будто вдоль длинного забора, на котором монотонно висят фотографии, и атмосфера вокруг усыпляющая. А здесь жизнь, жизнь пульсирующая. Пространство освоено великолепно. Мне сразу стало нескучно. Я испытал состояние приключения. Ты не знаешь, что за углом. И каждый раз за углом что-то новое. Многое неожиданно и непривычно — и в оформлении работ, и в том, что они разные по размеру, и выделены цветом рамок и паспарту, и как подсвечены. Разнообразно и сбалансированно выглядит экспозиция. Даже не вглядываясь в фотографии, получаешь удовольствие от того, насколько интересно, красиво и деликатно они поданы. Очень современно. Мне было интересно!
Удалось собрать такую мощную бригаду разных фотографов, которые делают такую яркую фотографию, и видно, что они не уставшие, что им самим интересно, что они хотят быть первооткрывателями. Считаю, очень удачный проект. Кого-то отметить, особо выделить пока не могу: я сначала прошел эту выставку как лес, сейчас рассматриваю деревья. Из того, что успел заметить, понравился Сергей Трапезин, сделавший работы моноклем. Монокль — это же банально, а у него получилось не банально. Его работы — как картины, у которых хочется медитировать. Пинхасов, как всегда, меня взбудоражил. Очень понравились работы Наташи Беркутовой про папуасов. Козырев очень понравился — такая простая фотография, какую я люблю. Такой минимализм, и при этом все сказано. Чисто, прозрачно, как воздух, который ты вдыхаешь и выдыхаешь…
Алексей Мякишев, участник проекта:
— Мне достался Тайвань. Я первый раз был в Азии. Это как на другую планету попасть. Все то же самое, только все другое. Другая культура, другой менталитет, другие краски, другое состояние. Вернулся домой и неделю не мог понять, в какой я реальности. Часть работ я снимал на цифровую камеру и на черно-белую пленку. У меня получилось около 30 роликов пленки и более 5000 цветных изображений. Я сдал весь материал. Сделал свой отбор, у меня получилось около 200 цветных и около 70 черно-белых. Потом кураторы посмотрели и сделали свой отбор: для сайта одни, для слайд-шоу другие, для мультимедиа третьи…
Тайвань — остров со своим политическим устройством. Больше всего запомнились люди, как устроена их жизнь, их менталитет. Поразило метро. Я, не зная иероглифов, легко ориентировался в нем. Восточный рынок — это потрясает, это взрыв: масса мелких лавочек, где можно все попробовать, необыкновенные и необычные на вкус продукты. Меня интересовали взаимоотношения людей и океана. Моя задача была снять людей через океан, но я снимал шире, старался передать свои ощущения от места, от страны.
Там все по-другому, другая цивилизация. Для меня это был хороший, полезный опыт. Масштабный проект. Такие проекты крайне необходимы. Они стимулируют фотографа поехать в другую страну, сделать историю, передать свои ощущения — это всегда стимул к дальнейшему росту и развитию.
Дмитрий Моргулис, участник проекта:
— Мне досталась Новая Зеландия — самая отдаленная точка этого проекта. Новозеландцы — очень интересные люди, очень вежливые, чрезвычайно радующиеся жизни. Они не похожи на американцев. Ехал в состоянии страха, потому что задача сложная. Очень длинный перелет с двумя пересадками. Тяжело было сразу включиться: разница во времени, другой климат — антипод нашего, у них зима, у нас лето. Доволен ли я отбором? Да, хотя я представил бы другие работы. Например, для меня было неожиданно, что выбрали пейзажные работы. Но в целом тем, что отобрано и как это подано публике, я доволен. Я надеюсь, что кураторы проекта пойдут нам навстречу и дадут возможность показать эту выставку и в других городах. Например, я был бы рад, чтобы она состоялась у нас в Хабаровске. Это первый масштабный фотопроект в России. Наверное, потом будет второй и третий. Но мы были первыми. Мы — первые!
Михаил Дашевский, фотограф, участник проекта:
— Я был в Китае, в Шанхае. Представьте: вы приехали в Москву из другой страны, вы никогда здесь не были и не понимаете русского языка — и вы поймете мое состояние. Лучшее, на что бы вас хватило — поехать снимать всем известные «московские» достопримечательности. Меня Бог миловал. Я хотел снять настроенческие картинки. Я их снял. Три дня у меня был переводчик, потом я работал сам.
Как готовился к поездке? Купил карту и путеводитель. Попросил моего переводчика Сашу показать мне трущобы Шанхая и не встретил с его стороны никаких возражений. Он отвел меня в трущобы, я там побродил. Было лишь два «нельзя снимать» за всю поездку. Считаю, что это ничтожно мало для коммунистической страны. 38 градусов жары, и я — свободно снимающий на улицах Шанхая. Почему не снял Тихий океан? Туда надо было ехать, я подумал, что лучше Шанхая я ничего не сниму, и не стал распыляться. Сами подумайте: что мне, городскому человеку, снимать на побережье? Сто тридцать пятую сеть, как ее штопают и закидывают в океан?
Игорь Гаврилов, руководитель отдела российской фотографии фотоагентства EAST NEWS:
— Странно, что из 21 автора ни у кого нет хорошей фотографии океана. А океан — это самое мощное существо, живущее на нашей планете. Океан — это то, из чего мы вышли и куда уйдем. Ни один автор не озадачился осмыслением того, что такое океан…
Виктория Ивлева, участник проекта, фотожурналист:
— Самое приятное в этом проекте — он получился именно таким, каким и был задуман. Все, что кураторами было задумано, им удалось осуществить. Это с проектами бывает далеко не всегда. Я лично побывала в Брунее, очень закрытой стране, и это само по себе было интересно. Бруней оказался местом не очень фотографическим, поэтому тут был и дополнительный профессиональный вызов. Основная сложность, как мне кажется, возникла на этапе отбора картинок, поскольку большинство из нас привыкло заниматься отбором вместе с куратором, а FOTOFOND взял все в свои руки, и мы были лишены этого удовольствия. Сейчас с нетерпением ждем выхода альбома «ХХI. Мой Тихий океан» с нашими фотографиями.
Владимир Богданов, фотожурналист:
— Прекрасная выставка. Хорошая тема. Но это скорее выставка документальной фотографии, а она позиционируется как выставка художественной фотографии. Против этого у меня внутренний протест.
Кирилл Василенко и Анастасия Давыдова (авторы оригинальной идеи, кураторы проекта):
— По каким критериям вы отбирали авторов в проект?
— Мы были в числе главных организаторов Первого международного портфолио-ревю для российских фотографов, которое прошло в Москве в августе-сентябре 2011 года. Взаимодействие с фотографом, как вы знаете, на портфолио-ревю только зарождается, это такая нулевая отметка на старте, который к чему-то непременно должен привести в случае, если интересные авторы вам встречаются. Нам встретились. Некоторых их них очень хотелось показать. Некоторые из них, как мы поняли уже в результате созданного проекта, стали открытием не только для наших зрителей, но и для людей искушенных и профессиональных.
Так вот, нам хотелось объединить фотографов в рамках какого-нибудь одного проекта. Поэтому больше половины фотографов в экспедиции — участники московского международного портфолио-ревю. С Людмилой Кецлах мы познакомились на портфолио в рамках хьюстонского «Фотофеста 2012» и также пригласили ее в проект. В окончательном нашем списке, из которого мы выбирали участников, было не то 87, не то 89 авторов. Разных. Совершенно. Сознательно и намеренно мы изначально хотели, чтобы в проекте встретились репортеры, документалисты и художники, чьи имена ассоциируются с арт-направлением в фотографии. Мы хотели собрать Авторов с большой буквы, способных фотографически осмысливать природу, сущность, контекст увиденного пространства, в котором они окажутся (в основном впервые), и линзой вытащат из него то, что их зацепило. Отсюда — «МОЙ» в названии проекта, слово ключевое и определяющее. Нам было важно собрать авторов, не примыкающих к тому или иному фотографическому клану, чтобы на нашем примере из 21 автора выкристаллизовался некий срез отечественной современной фотографии со всей ее неоднозначностью (например, знание и чутье мировых тенденций в каких-то случаях и тотальное выпадение из мирового контекста в других; умение проектно мыслить и работать и полное непонимание того, что делать с собственным материалом), которая также была предсказуема сразу и изначально нами подразумевалась.
— Как выбиралась страна для каждого автора?
— Страны были распределены между авторами в результате жеребьевки, которая состоялась 5 июня 2012 года в Международном мультимедийном пресс-центре РИА «Новости»: из мнимого Тихого океана (аквариума) фотографы вытягивали бутылки, в которых находились свитки с указанием той страны, куда на неделю отправится фотограф.
— Обсуждали ли вы с авторами, что вы хотите получить в результате, давали ли им какие-то установки, рекомендации, советы, пожелания, или они действительно были свободны в выборе тем, техник и приемов съемки?
— Обсуждали — нестандартный авторский взгляд в ситуации, когда даже профессиональный фотограф подвержен влиянию туристических красот и видов, авторский взгляд, вскрывающий поверхностное впечатление и достающий линзой значительно глубже стандартной туристической картинки. Просили не снимать что-либо, напоминающее рекламу Bounty. В выборе тем, техник и приемов съемки — да, действительно, авторы были свободны. Поскольку мы приглашали в проект состоявшихся авторов, способных выкадрировать из действительности свою историю-идею и фотографически осмыслить увиденное.
— Предлагали ли вы сделать авторам предварительный отбор съемки и учитывали ли их мнения при формировании выставки (хотя вряд ли все понимают, что выставка такого количества авторов и столь разных не равна персональной выставке каждого из них)?
— Да, предлагали и рассматривали предложения. Но это не синоним «рассматриваем — значит включаем в выставку». Так не делается нигде в профессиональном мире в подобных проектах. Особенно в коллективных, где необходим проектный подход, формирование целостной картины и экспозиции, где не может быть речи о натягивании одеяла на свое субъективное и порой консервативное восприятие себя. К тому же не все фотографы умеют и хотят мыслить проектно. Кто-то смог предложить проект. И в этом случае мы делали отбор, либо полностью, либо частично основываясь на отборе, предложенном автором. Кто-то предложил то, что называется аргументированной позицией автора, основываясь на которой принимали те или иные решения. А было и то, что называется лексикой каприза: «Мне не нравится!». И все — точка, профессиональная позиция выражена. Для нас «аргумент» слабый, говорящий об отсутствии культуры профессионального взаимодействия. Что касается обещаний, что отбор авторов — в случае, если он вообще предложен, — совпадет с выставочным отбором, — никто никому не давал ни в письменной, ни в устной форме.
— Как вы сами оцениваете результат: все ли удалось реализовать из того, что вы планировали, какие были сложности при формировании экспозиции?
— Про сложности… А их, в общем, не было. Было важно создать единое пространство, гармонично дышащее, живое. Пара десятков бессонных ночей — и, вроде, получилось. Если серьезно, то дело скорее не в сложности, а в неоднозначности, неровности полученного материала, о чем мы сказали выше: язык прогрессивной мировой фотографии в одном случае и, в общем, некая «просторечность» фотографического высказывания, утратившая силу и актуальность — в другом. Но это все решалось при создании экспозиции.
— Пожалуйста, отметьте работу тех, кто помогал вам в создании сложной, многослойной и современной экспозиции.
— Над проектом в целом (организация экспедиции, отбор материала, продакшн-постпродакшн, фотовыставка во Владивостоке, фотомузыкальное представление во Владивостоке, выставка в Третьяковской галерее, книга, фильм о фотомузыкальном представлении во Владивостоке, который появится в начале декабря) работала серьезная команда людей, больших профессионалов — примерно 80 человек. Логотип проекта, например, разработал художник, скульптор, профессор Королевской академии художеств Сергей Мирош (Мирошниченко).
Что касается экспозиции в Третьяковской галерее (дизайн, архитектура пространства, элементы мультимедиа, концепция оформления работ, формирование авторских блоков), то она была создана Анастасией Давыдовой и Кириллом Василенко при участии коллег из проекта «FotoFond — территория фотографии».
— Будете ли в дальнейшем продолжать такие масштабные тематические проекты? Поделитесь ближайшими планами, пожалуйста.
— Проще всего было бы сказать — конечно, планируем и будем продолжать! Но ТАКИЕ проекты слишком многодельны и очень затратны на всех этапах — от разработки до реализации. Поэтому правильнее всего будет сказать так: у нас есть новая идея, которую мы вынашивали не один месяц. Эта идея сформирована и продумана, ее масштабность сопоставима с «Моим Тихим океаном», она предполагает участие не одного десятка фотографов. И не только. Нам, конечно же, хотелось бы реализовать еще не один подобный проект, но… загадывать не будем, от «разговоры разговаривать» тоже, пожалуй, воздержимся. Хотим сделать. Возможно, предложим какой-то новый формат, потому что это работает.
На этапе создания фотомузыкального представления разные «доброжелатели»-коллеги из фотографического сообщества говорили нам (и не нам), что это чушь, что никто и ни за что не придет смотреть фотографию на площадь, где выступают обычно для народа всякие-разные поп-звезды. В результате на берегу Амурского залива на Спортивной набережной во Владивостоке во время этого самого представления работы фотографов-участников проекта стояли и смотрели 1,5 часа более 5000 человек. Иными словами, фотовыставку, представленную в оригинальном формате, посмотрели за полтора часа 5000 человек, многие из которых говорили потом, что это «мероприятие для думающих людей». Мы довольны этим результатом. И впечатлениями зрителей, которые посмотрели нашу выставку в Третьяковской галерее. Нам было интересно пригласить совершенно разных авторов, которых вряд ли когда-либо еще собрали бы в одном проекте, и показать их работы зрителю. Нам это удалось!
Вопросы задавала Наталья Ударцева.
Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографическим сообществом. В этом и есть признак События. Таким событием нынешней осени стала выставка «XXI. Мой Тихий Океан» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Проект был придуман и осуществлен кураторами «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА «Новости») Кириллом Василенко и Анастасией Давыдовой
НА ФОТО:
2. Артем Житенев. Корея
3. Андрей Шапран. Сингапур
4. Михаил Дашевский. Китай
5. Владимир Семин. Перу
6. Виктория Ивлева. Бруней-Даруссалам
7. Игорь Михалев. Вьетнам
8. Юрий Козырев. Россия, Камчатка, 2012
9. Георгий Пинхасов. Мексика
10. Эмиль Гатауллин. Австралия
11. Алексей Мякишев. Китайский Тайбэй
12. Сергей Трапезин. Малайзия
Комментарии