Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года  демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978

Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.

У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.

В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.

Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.

Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.

Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.

2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989

3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975

Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.

В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.

В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.

В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).

В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.

4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.

5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974

6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974

7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982

8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.

Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Тенденции10 лет назад
Меньшинство — группа людей, объединенных какими-либо физическими или культурными свойствами, отличаю...
Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики»

Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики...

Тенденции10 лет назад
Открытие нового, равно как и познание того, что стало историей, одинаково увлекательно и, по сути, я...
От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

Тенденции8 лет назад
Семидесятые — беспокойные, яркие, волнующие, творческие. Они стали временем расцвета мировой рок-муз...
Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции10 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Тенденции10 лет назад
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию ...
Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции11 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции8 лет назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России....

Тенденции8 лет назад
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного ре...
Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Тенденции8 лет назад
Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестер...
Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Тенденции2 года назад
Секрет будущего успеха – в умении извлекать лучший опыт из прошлого. Компания Nikon подвела итоги 20...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции5 лет назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Профессия — военный корреспондент

Профессия — военный корреспондент

Тенденции8 лет назад
«Поеду посмотрю на трупы», «Ты знаешь, каким красивым бывает взрыв?», «Хочу на войну! Тут все скучно...
Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Тенденции8 лет назад
Немного статистики. На конкурс, проходивший в рамках фестиваля «Юность России 2014», было прислано 4...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции8 лет назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Тенденции8 лет назад
«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративо...
Гений места. Классика литовской фотографии
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить