Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного реже, чем в других жанрах, случались вмешательства по политическим или идеологическим причинам, что, кстати, часто становилось причиной выбора именно спортивной тематики для фотокорреспондентов. Однако и тут случались свои истории. Например, этот кадр Л. Бородулина с Олимпийских игр 1960 года в Риме, опубликованный на обложке «Огонька», вызвал острую критику идеолога СССР Михаила Суслова за формализм и получил из его уст емкое название «летающая жопа».

Текст: Мария Ващук (РИА Новости)

Благодарим группу РИА Новости за предоставленные для публикации фотографии.

 

1-3. Игорь Уткин. 1-е место в категории «Спорт» WPP. 1968

 

Спорт становится важным элементом в имидже страны

К середине XX века возможности фототехники были настолько ограниченны, что большинство сил и внимания фотографов было направленно на то, чтобы сделать качественный, резкий или сюжетно важный кадр. Некоторым удавалось поймать выразительный момент движения или успеть зафиксировать непредвиденную, курьезную ситуацию — это считалось большим успехом, удачей и просто показателем высокого профессионализма. Главным же было просто поймать нужный момент или нужного спортсмена — именно на это были направлены все силы и внимание фотографов, художественная ценность снимка оставалась на втором плане.

Олимпиада в Хельсинки 1952 года — первая Олимпиада, в которой участвовали советские спортсмены. С этого времени спорт становится важным аспектом общего имиджа страны. Интерес к нему увеличивает спрос на спортивную фотографию, улучшение качества печати, появление цвета в ежемесячных изданиях (единственная ежедневная газета «Советский спорт» еще очень долго оставалась черно-белой) — одним словом, повышает требования к качеству фотографии, и при этом дает новые возможности для фотографов.

Вместе со спортсменами на крупные международные соревнования начинают выезжать спортивные фотографы. Конечно, попадали в такие поездки всего несколько человек, и оформлялись они как участники турпоездки, для которой надо было пройти множество инстанций и проверок, получить особые разрешения. Но это была огромная привилегия именно спортивных фотографов. По сути, только они в то время имели возможность общаться и работать в тесном контакте с зарубежными коллегами.

Оперативная передача фотографий с места событий — мероприятие из ряда вон выходящее. За это даже не всегда хвалили. Например, вот такой разговор вышел у фотокорреспондента «Советского спорта» Бориса Светланова, который решил оперативно передать фотографию первой олимпийской победы ленинградской лыжницы Любови Козыревой в 1956 году:

 

4. Дмитрий Донской. Заслуженный мастер спорта СССР Давид Ригерт. 1975

 

— Как было дело? — сурово спросил министр.

— Когда закончилась 10-километровая гонка и Козырева стала чемпионкой, я, отсняв всю пленку, пошел в Associated Press, у них прямо на снегу была разбита большая палатка.

— Один пошел?

— Да нет, с бутылкой «Столичной», конечно.

— Ты-то вопросы решил, а валюту нам платить придется…

— Так я же перегнал через АP снимки нашей первой чемпионки на Белых Олимпиадах! Это история, Николай Николаевич!

— За историю спасибо. Деньги мы заплатим, а в редакции получишь выговор — на всякий случай.

Именно в 1950-е годы начинает определяться «профильность» спортивного фотографа: знание всех тонкостей спорта и понимания логики поведения спортсменов дает больше преимущество при равно плохих технических возможностях. Часто в спортивные фотографы переходят спортсмены-любители и даже профессионалы. Например, легендарный советский вратарь Алексей Хомич после окончания спортивной карьеры стал спортивным фотографом. Знание футбола, а также хорошие знакомства позволяли ему получать преференции при съемках. Правда, из-за его слишком большого небезразличия к спорту это не всегда помогало сделать ему хороший кадр.

«… Неизменно занимая место за воротами, Хомич, по воспоминаниям того же Филатова, ни разу не принес в редакцию снимок, запечатлевший голевой момент. «Алексей Петрович, Вы же стояли возле тех ворот, куда забили два мяча. Где же эти фотографии?» Хомич: «Да как можно было пропускать такие мячи? Я ему, пижону, кричу!!!»

Но самое главное, что именно с 50-х годов начинаются важные усовершенствования в технике фотографии. Ключевым моментом стало появление и распространение зеркальных фотоаппаратов.

С зеркалками стали использоваться различные объективы, в том числе и длиннофокусные, которые предоставили новые возможности: во-первых, фотограф теперь мог снять не только то, что находится достаточно далеко, но даже и то, что не всегда видно невооруженному глазу. Телеобъектив, изменяя пространство, делает его более плоским, а это дает новые изобразительные возможности в целом. Более простыми стали и наводка на резкость, и перемотка пленки — а это позволило снимать больше кадров в один отрезок времени.

Например, эту серию, победившую на WPP в 1968 году (1-е место в категории «Спорт») молодой лаборант АПН Игорь Уткин сделал во время одного из матчей в Москве. Естественно, после победы на престижном конкурсе он был сразу же переведен в разряд «фотокорреспондентов» и в будущем получил еще две награды WPP именно за спортивную фотографию, которая стала его главной темой. Удивительно здесь не столько выразительность и художественность фотографий, а то, что фотограф вручную успел резко снять три последовательных кадра очень краткого момента игры. Кстати, такие «раскадровки» движений спортсменов стали очень популярны в спортфото благодаря замедленным повторам во время трансляций по телевидению важных выступлений.

 

5. Лев Бородулин. Оторвался. 
Публикация в журнале «Огонек» 1960

 

Дайте мне Nikon — и я переверну весь мир!

Своеобразной вехой стало создание зеркальной камеры Nikon F (1959 год), в которой одновременно были реализованы многие новинки того времени. Причем часто этой камере приписывали почти магические свойства. «Дайте мне «Никон» — и я переверну мир!», — говорили в то время советские студенты журфака, которым чаще всего о «никонах» приходилось только мечтать…

Конечно, многие элементы управления еще оставались ручными, и от фотографа требовался высокий уровень знаний именно технических вопросов. Зато фотографы получили максимальное количество новых изобразительных возможностей — и активно осваивали их использование.

Целый этап в развитии спортивной (и не только) фотографии связан с творчеством Льва Бородулина. Художник по первому образованию, он последовательно отстаивал в своих работах значение фотографии как особого вида искусства. Каждый его кадр — прежде всего выверенная художественная работа.

Интересно, что и на Западе в это же время происходит процесс признания фотографии как особого вида искусства. Например, в 1971 году в Лондоне проходит аукцион «Сотбис», на котором впервые выставляются фотографии.

Бородулин в своих творческих поисках многие приемы позаимствовал у фотографов старшего поколения, расширяя их новыми подходами и используя новаторские технические приемы. Он одним из первых стал применять циркулярный «фишай» для создания необычных, запоминающихся композиций.

Резкие ракурсы и жесткие диагональные композиции были известны еще с 20–30-х годов, он же добавил новую динамику, лаконичность и образность. А используя контрастные способы печати, добивался особой графичности в своих фотографий.

Новое рождение в это время получила и съемка с проводкой, когда особую красоту смазанного движения получалось показать на цветных кадрах. Например, Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием: во время съемки на относительно длинной выдержке плавно поворачивается кольцо зумирования, и возникает эффект приближения изображения.

 

6. Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. 
3-е место в категории «Спорт» WPP. 1980

 

Новые возможности: дистанционное управление

Дистанционное управление позволило делать фотографии с точек, ранее не доступных фотографу. Например, для того чтобы сделать кадр Олимпиады в Москве, Сергею Гунееву пришлось поставить камеру (кстати, Nikon F2) практически в лужу. Интересно, что снимок был задуман и даже «отрепетирован» почти за год до Олимпиады — во время VII Спартакиады народов СССР 1979 года, где Гунеев вместе со своим старшим коллегой Дмитрием Донским первый раз попробовали сделать подобное.

Вообще, в то время фотографы часто «придумывали» фотографии задолго до съемки. Этот прием был не нов — еще Родченко рассказывал, что придумывал композицию некоторых своих кадров заранее. Но в спортивной фотографии такой подход на долгое время стал одним из основных: несовершенство техники при максимальных скоростях событий не давало фотографу оперативно среагировать на происходящее.

В этом смысле особенно «повезло» фотографам АПН: агентство получало по подписке важнейшие зарубежные журналы, и (если фотографу удалось получить разрешение на доступ в спецхран) можно было подсмотреть идеи у западных коллег.

Еще один кадр Сергея Гунеева была сделан именно так: автор заранее придумал, что постарается противопоставить неподвижность теннисных столов с размазанностью резких движений спортсменов.

 

7. Сергей Гунеев. Чемпионат Европы по настольному теннису. 
1-е место в категории «Спорт» WPP. 1985

 

Постановка как способ получить яркий образ

Многие фотографии того времени и вовсе постановочные. Дело в том, что тогда это не шло в разрез с представлениями о работе фотожурналиста. Часто фотограф просто технически не мог сделать нужный кадр вовремя — и тогда нормально было попросить спортсмена повторить похожую ситуацию.

Например, фотография спортивного фотографа Игоря Уткина, занявшая 3-е место на конкурсе WPP в 1983 году, родилась так: фотограф сначала увидел нужный момент, но снять не успел. Поэтому попросил вратаря несколько раз повторить свой прыжок — и вратарь «напрыгал» на 8 пленок.

Фотограф Анатолий Бочинин, снимавший спорт для «Огонька», так рассказывает о своей работе в то время: «Фотокорреспондент, как это ни банально звучит, должен думать, как раскрыть тему. К примеру, мне надо было снять Юрия Власова, олимпийского чемпиона Рима, самого сильного человека планеты. Долго думал и нашел выход. Пока Юра тренировался в зале ЦСКА, я успел забежать в одну из соседних школ и уговорил дать мне напрокат два самых больших глобуса. Когда Власов поднял их на руки, стало ясно: именно он — символ самого сильного человека на земле».

Часто к постановке прибегали и потому, что не всегда была возможность получить фотографию конкретного события или она была недостаточно выразительна, — и тогда нужно было создать яркий визуальный образ спортсмена. Часто в таких случаях фотограф старался снять героя в неформальной обстановке: либо на тренировке, либо с семьей, либо в любой другой, нестандартной ситуации.

 

8. Дмитрий Донской. 
Хоккеист Владислав Третьяк с женой и детьми. 1975

 

К сожалению, делалось это часто по одному шаблону, в достаточно ограниченное время для съемки. И если посмотреть фотографии того времени, становится очевидным единообразие сюжетов: с семьей, с медалями, со спортинвентарем, во время учебы… Это было извинительно тем, что на кадрах изображены всем известные кумиры в ситуации, в которой зрители не привыкли их видеть, или на тренировках, показывающих изнанку спортивных будней.

Но, конечно, были и исключения. Например, серия Владимира Вяткина «Девушки-птицы» о синхронистках. Законченная уже позднее описываемого периода и получившая премию на WPP в 2003 году, она снималась на протяжении десятка лет и рассказывает о том, какой путь проходят девочки — от первых занятий в спортзале до олимпийских побед.

Таким образом, к концу 1980-х годов спортивные фотографы могли делать сюжетно важные кадры ключевых событий. Пока они далеко не всегда были по- настоящему красивыми, поэтому часто выразительные, экспрессивные и образные снимки делали не на важных событиях, а на тренировках, во время репетиций, методом постановки. Интересные серии о спортивных героях снимались по нескольку лет, «очерки» в неформальной обстановке делались на скорую руку и по шаблону.

По сути дела, работа спортивного фотографа состояла в равной степени из виртуозного владения техникой, из отличного знания специфики спортивных событий, а также во многом зависела от воображения и образного мышления. Многие фотографии той поры создавались в головах фотографов еще до того, как была нажата кнопка спуска на фотоаппарате. По сути дела, спортивная фотография времен 50–80-х в своих лучших образцах демонстрировала в первую очередь воображение и творческие возможности самого фотографа, и в меньшей степени — реальность происходящего на кортах и стадионах.

 

9. Игорь Уткин. Ольга Бичерова — ученица 8-го класса одной из московских школ. Будущая абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике. 1981

 

10
11

10,11. Владимир Вяткин. Из серии «Девушки-птицы».

 

 

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции10 лет назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции12 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Тенденции11 лет назад
Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его ...
Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Тенденции11 лет назад
Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Ре...
Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Тенденции11 лет назад
Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографи...
Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Тенденции11 лет назад
Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, че...
От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

Тенденции10 лет назад
Семидесятые — беспокойные, яркие, волнующие, творческие. Они стали временем расцвета мировой рок-муз...
Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Тенденции4 года назад
Секрет будущего успеха – в умении извлекать лучший опыт из прошлого. Компания Nikon подвела итоги 20...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции7 лет назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Профессия — военный корреспондент

Профессия — военный корреспондент

Тенденции9 лет назад
«Поеду посмотрю на трупы», «Ты знаешь, каким красивым бывает взрыв?», «Хочу на войну! Тут все скучно...
Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Тенденции10 лет назад
Немного статистики. На конкурс, проходивший в рамках фестиваля «Юность России 2014», было прислано 4...
Гений места. Классика литовской фотографии

Гений места. Классика литовской фотографии

Тенденции10 лет назад
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный ...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции10 лет назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Тенденции10 лет назад
«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративо...
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — нача...

Тенденции10 лет назад
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспоном...
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить