Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративов и после них, снимают свои семьи и друзей. К картинке можно написать комментарий. Нет посредников в общении, и это выводит приложение на новую ступень общения: такой подход делает его демократичным и общедоступным. Иногда хочется дать совет всем кадровым агентствам: прежде, чем брать человека на работу, изучите то, что он выложил у себя в Instagram. Опция необязательная, конечно, но вполне полезная. Опытный психолог по визуальному досье сразу же поймет, чего ждать от нового сотрудника.

Текст: Анна Акельева.

Фото: Александр Земляниченко
Фото: Анна Акельева
Фото: Александр Земляниченко

Человек сейчас живет экстенсивно: и жить торопится, и чувствовать спешит. Он хочет успевать общаться не только в реальной жизни — и транслирует себя через социальные сети, причем желает делать это лаконично и наглядно, а лучше фотографии ничего еще не придумано.

Именно поэтому приложение (и веб-сервис) «Инстаграм» продолжает набирать обороты. Уже сложно представить себе человека, который показывает фотографии с отдыха после возвращения. Эмоции второй свежести никому не интересны. Эфир должен быть только прямым. «Лучше поздно, чем никогда!» — это не из цифрового фольклора.

Многие при слове «Инстаграм» морщат носы и достают свои огромные полнокадровые тушки. Консерваторы обвиняют приложение в вульгарности и бесполезности: какой смысл ежедневно фотографировать свою еду и свое отражение в зеркале?..

Однако такие противники не видят всего потенциала этой «игрушки для тех, у кого нет нормального фотика». Приложение раскрепощает: снимаешь не на профессиональную камеру, поэтому никто не придирается к композиции, к объекту съемки. Instagram, таким образом, подходит для этюдов.

Часто бывает так, что видишь хороший кадр, но камеры с собой нет. Приложение в некотором смысле дисциплинирует, потому что откадрировать фотографию после съемки невозможно (я говорю сейчас о тех, кто играет именно по правилам приложения). Формат только один — квадрат. И с одной стороны, это всего лишь дань «Полароиду». С другой же — великий квадрат Эйзенштейна. Мастер считал, что ни горизонтальный, ни вертикальный форматы не являются идеальными. В природе мы видим борьбу двух этих тенденций: длинный крокодил и высокий жираф. Квадрат представляется отличным выходом. А увидеть, выстроить композицию сразу — это редкое и очень нужное умение.

Кадрирование — это мнение. Мир вокруг нас одинаков: те же деревья, дороги и машины. Однако «режем» мы его по-разному. Можно снять дом общим планом, можно взять крупно только детали на кирпиче. Выбор обусловливается нашим настроением, характером.

Бывает так, что возвращаешься к месту съемки через какое-то время — и понимаешь, что нужно было снять крупный план, а не ударяться в обобщение. Так же и в жизни — нужно уметь видеть частности. И думающий человек всегда сможет провести параллель между фотографией и бытием. Многие законы совпадают.

К тому же человек свободен в выборе темы: он может без зазрений совести снимать свою собаку и детей, что вряд ли может себе позволить сделать на профессиональную камеру, потому что это несолидно. Таким образом, «Инстаграм» позволяет общаться в разных регистрах: можно выкладывать и работы с претензией, можно и разрешить себе снять свои ботинки. Настоящее искусство и китч — теперь их можно увидеть рядом. И если приглядеться, эти эксперименты приводят к обновлению фотографического языка.

Многие фоторепортеры снимают событие на профессиональные камеры и тут же делают снимки для «Инстаграм». Для журналиста приложение — это место, где он может высказать свое субъективное мнение. Как отмечает Daisy Buchanan в своей статье для The Gurdian, привлекательность «Инстаграма» во многом заключается в наличии фильтров, но жизнь, которую мы видим с помощью приложения, часто «не отфильтрована». Таким образом, можно наблюдать событие глазами разных людей, — это помогает разглядеть его со всех сторон и сделать свои выводы.

«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративов и после них, снимают свои семьи и друзей. К картинке можно написать комментарий. Нет посредников в общении, и это выводит приложение на новую ступень общения: такой подход делает его демократичным и общедоступным.

Некоторые журналы сегодня хотят быть ближе к аудитории: создают аккаунты и показывают backstages со съемок, жизнь внутри редакции. Снимки непрофессиональны, но непосредственны в своей незапланированности. В бумажном издании такого не увидишь. Бывший фоторедактор культового Rolling Stones Елизавета Беликова решила, что читателям будет интересно понаблюдать за внутренней жизнью журнала, и зарегистрировала в «Инстаграме» аккаунт, посвященный повседневной жизни журнала (making of).

«Цели собрать подписчиков и поднять продажи не было. Мне просто показалось, что это может стать неплохим дополнением. К тому же я творчески реализовываюсь через приложение», — делится Лиза. Человек может не знать языка, на котором издается журнал, но вполне способен воспринимать визуальный контент, который является общедоступным, стирая границы между людьми из разных частей мира.

«Ничто так, как простота, не содействует сближению людей», — сказал в свое время Л. Н. Толстой. Нужно всего лишь выбрать объект съемки, нажать на кнопку, затем, если захочется, выбрать фильтр/яркость/размытие/рамку, и выложить в Сеть — и вот ты уже часть мировой визуальной мозаики. Можно отметить на фотографии людей и написать к снимку комментарий. Также можно указать местонахождение.

Предусмотрена функция share — поделиться картинкой, поместив ее в Twitter, Facebook, Tumblr, Foursquare, на Flickr или выслав по электронной почте. А последняя фишка «Инстаграма» — возможность добавлять короткое видео. Открыв приложение, нужно выбрать пиктограмму с видеокамерой. Предусмотрено монтирование: съемка идет только тогда, когда палец касается экрана, — таким образом можно «клеить» эпизоды, останавливая и продолжая видео.

Фото: Георгий Пинхасов

 

Возможностями приложения пользуются современные успешные фотографы. Например, Георгий Пинхасов: «Сейчас оружие в моих руках называется «Айфон». Почему я его взял: мне хотелось доказать себе, что я еще в форме, чтобы снять барьер, отгораживающий меня от других.

Мне больше нравится, чтобы меня ценили не по моим регалиям, а по моим фотографиям. И поэтому я пытаюсь упростить все мои методы, взять в руки то, что доступно всем. Это не значит, что я оставил и забыл свой фотоаппарат. Просто путь, который я проделал от рыцаря, закованного в латы, до солдата в кольчужке, — это путь к большей свободе.

Я, правда, считаю, что лучшее изобретение человечества последнего времени — это Instagram.» Не считает приложение игрушкой и руководитель фотослужбы московского бюро агентства AP Александр Земляниченко. «Этот фотоблог — замечательное средство для самовыражения», — считает дважды лауреат Пулитцеровской премии.

Ставят ли эти известные фотографы «лайки»? «Редко. Забываю», — признается Георгий. «Конечно, ставлю», — отвечает Александр. Daisy Buchanan в той же статье говорит о том, что в наше время мы чувствуем себя особо уязвимыми и чувствительными, а возможность оценивать фотографии — нажимать на пиктограммы в виде сердца — дарит нам иллюзию контроля. «Человек Лайкающий» — вот он, герой нашего времени…

Некоторые отмечают следующий феномен: в «Инстаграме» фотографии воспринимаются не по отдельности, а калейдоскопично. Пользователь просматривает какое-то количество работ, и они складываются в единую картинку. Наше современное, цифровое сознание основано на принципе пуантилизма: быстро составляем общее впечатление из выхваченных кусков реальности. Мыслить в ХХI веке — значит воспринимать совокупность деталей. Наше сознание формирует коллажи из образов, соединяя то, что в жизни никогда бы не могло слиться воедино.

«Инстаграм» — это канал индивидуальных новостей. У каждого есть свой аккаунт, чтобы рассказать друзьям и миру о себе. В большом городе личное пространство человека сужено, здесь же есть где развернуть свое эго. И делается это ненавязчиво: никто не заставляет подписываться на аккаунт.

Фото: Денис Абрамов

Возможно, мы иногда чувствительны только к глобальным вещам, но уделяем мало внимания деталям. «Инстаграм» же дает возможность снять дверную ручку, завиток мебели, яблоко на тарелке. И получается, что разработчики приложения не крадут наше «реальное» время, заставляя «сидеть» в приложении, а помогают раскрыть глаза на мир, который вокруг. На повседневность. И это работает!

Кстати, очень любопытно, как отнесутся мастера ВГИКа к тому, что я принесу на семинар фотографии из «Инстаграма»? Что ждет меня: аналоговые ругательства или цифровые похвалы?.. Об этом расскажу читателям в следующей статье.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России....

Тенденции5 лет назад
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного ре...
Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Тенденции7 лет назад
Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Ре...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции2 года назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Тенденции7 лет назад
Меньшинство — группа людей, объединенных какими-либо физическими или культурными свойствами, отличаю...
Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Тенденции5 лет назад
С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортре...
Обзор XIV Международной фотовыставки: Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне

Обзор XIV Международной фотовыставки: Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюс...

Тенденции7 лет назад
Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне: новый мировой тренд или чествование неизвестных геро...
Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Тенденции7 лет назад
Нет ничего банальнее, чем Дорога как метафора Жизни. Это сравнение кажется уж очень затасканным и оч...
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — нача...

Тенденции5 лет назад
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспоном...
Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции8 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции7 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции5 лет назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Тенденции7 лет назад
Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его ...
Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Тенденции7 лет назад
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию ...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции5 лет назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики»

Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики...

Тенденции7 лет назад
Открытие нового, равно как и познание того, что стало историей, одинаково увлекательно и, по сути, я...
Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить