Ион Зупку: этюды на стекле
Традиционно считается, что фотография должна передавать то, что мы видим своими глазами, с её грубой, правдивой реальностью. Абстрагирование в фотографии — одна из более поздних и менее распространённых практик. Ион Зупку, однако, стремится создавать фотографии, балансирующие на грани между абстракцией и фигуративностью. Его подход к этому средству выходит за рамки поверхностного и исследует возможности света, формы и очертаний в рамках минимализма.
Зупку познакомился с фотографией в раннем возрасте, когда ему было около 13 лет. Он часто проводил эксперименты со светом вместе со своим братом, и именно благодаря этим экспериментам он впервые увидел, как изображение может быть перенесено на бумагу. Впоследствии, изучая фотографию в Бухаресте в начале 1980-х годов, Зупку стал остро понимать её потенциал, как некой формы искусства, в разрез стереотипу того времени о коммерческой направленности.
В 1991 году Зупку переезжает в Нью-Йорк, что становится судьбоносным моментом в его фотографическом пути. Там он начал работать в типографии и восхищался работами американских фотографов, таких как Ансель Адамс. Он часто посещал Международный центр фотографии (ICP) и другие серьёзные фотовыставки, где мог в полной мере познакомиться с работами тех, кто вдохновлял его, и продолжить развивать свой взгляд на мир. С тех пор он решил посвятить себя развитию своих навыков в качестве фотохудожника, а также мастера-печатника.
Следуя своему плану, Зупку сосредоточился на пейзажной фотографии, но натюрморт, в итоге, стал его основным направлением. Свой переход он объяснял следующим образом: «Я помню, как мне хотелось убрать из пейзажа камни, ветки и деревья. Тогда я понял, что хочу сам составлять свои фотографии».
С точностью архитектора он хотел полностью контролировать каждую деталь в финальном кадре. Под влиянием модернистских имён, таких как Ян Гроувер и Йозеф Судек, его эстетика начала приобретать минималистичные формы, отражающие стремление свести объекты к их сути. Помимо вышеупомянутых фотографов, ещё одним источником его вдохновения стал город, в котором он жил, — Нью-Йорк. Жёсткая структура улиц в виде сетки, высокие небоскрёбы в индустриальном стиле, сильно отличающиеся от его родной Румынии, — всё это повлияло на пуристский взгляд фотографа. Минимализм занял центральное место, и Зупку сосредоточился на элементах, составляющих основу его натюрмортов: от света к форме, от формы к цвету, от композиции к геометрии.
Одна из последних серий, над которой работал Ион Зупку, получила название «Этюды на стекле». Она вдохновлена минималистичной фортепианной музыкой Филипа Гласса и представляет собой довольно возвышенное исследование. Основная задача, которую Зупку ставил перед собой при создании этой серии, заключалась в следующем: «Как структура и эмоции музыки Филипа Гласса могут переходить из одной художественной дисциплины в другую и воплощаться в фотографической композиции?»
Несмотря на то, что на Зупку сильно повлияла жёсткость и холодность города, в котором он живёт, в его цветовых решениях всё же прослеживается его европейское происхождение. Скульптуры в «Этюдах на стекле» выполнены в ярких цветах, которые ещё больше выделяются на фоне довольно приглушённого синего цвета. Это стратегическое решение, которое он принял при создании серии. Синий фон напоминает зрителю о сумеречной зоне, о неземном цвете, в который окрашивается небо за несколько мгновений до восхода солнца. Это также приглушённый, даже безмолвный оттенок синего, который позволяет его миниатюрным скульптурам выделяться, подобно ударам и атакам в композициях Гласса.
Когда дело доходит до финальных этапов создания фотографии в его собственной маленькой и чистой студии в северной части штата Нью-Йорк, Зупку сохраняет свой перфекционистский подход. Сначала он фотографирует композицию на полароид, чтобы проверить, нужно ли что-то подправить. Он продолжает проверять и корректировать композицию на полароид-камере, пока снимок не станет идеальным, и только тогда фотографирует на свою настоящую камеру. Только тогда, когда в композиции больше нечего менять, кадр становится окончательным.
Многослойные, минималистичные исследования Иона Зупку в области натюрмортной фотографии — это, по его собственным словам, «заметки в дневнике». Они рассказывают о том, кем он был и что делал в то время, когда делал эти фотографии. Вдохновлённый пикториализмом и модернистской школой фотографии, Зупку продолжает работать и жить в Нью-Йорке.
Его работы можно рассматривать как попытку объединить его интересы в области музыки, композиции, архитектуры и живописи с помощью фотографии. В результате получаются разнообразные изображения, обладающие живописной глубиной, динамичным настроением и отражающие трёхмерный мир скульптуры. Его работы представлены в различных значимых государственных и частных коллекциях, в том числе в Музее изящных искусств Хьюстона, Детройтском институте искусств и Институте искусств Мичиганского университета.
Все фотографии © Ion Zupcu (из серии "Этюды на стекле") , больше вы можете найти здесь >>
Комментарии