Хо Фань: мастер фотографии
Несмотря на меньшую известность, чем некоторые из его западных современников, Хо Фань был одним из самых выдающихся уличных фотографов 20-го века. Замечательные снимки Гонконга, сделанные Хо Фанем в 1950-х и 60-х годах, отражают дух времени и являются значимым вкладом в фотоискусство. До сих пор они продолжают вдохновлять многих людей, увлечённых фотографией.
Родившись в Шанхае в 1931 году, фотографический путь Хо Фаня начался в 14 лет, после того, как отец подарил ему камеру Kodak Brownie. Четыре года спустя его семья, как и тысячи других, переехала с материка в Гонконг, и именно здесь, вскоре после своего приезда, Хо приобрел двухобъективный Rolleiflex, который с тех пор стал его визитной карточкой.
Гонконг середины века был местом перемен: британский суверенитет возобновился после окончания японской оккупации в 1945 году, а после победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне в 1949 году на материке была создана Китайская Народная Республика. Кроме того, город стоял на пороге быстрой индустриализации (чему способствовал поток новых мигрантов), которая в последующие десятилетия превратила его в современный мегаполис.
На этом несколько неспокойном фоне Хо, вооруженный своим новым инструментом и пытливым взглядом постороннего, начал исследовать улицы своего нового дома. Привлеченный похожими на лабиринт переулками и рынками оживленного Центрального района, он фокусировался на сценах повседневной жизни, запечатлевая их с мастерство и артистизмом, способными соперничать с любым из его более «знаковых» современников.
Безупречно оформленные композиции Хо Фаня (многие из которых являются результатом кадрирования во время постобработки) неизменно обладают кинематографическим стилем и пронизаны ощутимой атмосферой, которая неотразимо привлекает зрителя. Часто окутанные дымом или паром, или утопающие в тенях соседних зданий, узкие переулки, станции метро и рынки Гонконга середины века увековечены его объективом.
«Я чувствую, что техника не слишком важна. Гораздо важнее использовать свои глаза, разум и сердце...» – говаривал он.
Его часто называли «Картье-Брессоном Востока», и сравнения с мастером-фотографии вполне обоснованны. Как и Брессон, Хо по своей сути был гуманистом, который стремился донести истории своих соотечественников. Тем не менее, в то время как неуловимая теория восприятия француза «Решающий момент» проявляется во многих его композициях, работы Хо демонстрируют его собственный подход, в первую очередь, мастерское, присущее только ему использование света, сформированного особой топографией улиц Гонконга.
Вероятно, более известный своими монохромными работами, Хо также фотографировал в цвете. Он начал экспериментировать с цветом в середине 1950-х годов, задолго до того, как эта техника получила широкое признание, и поэтому заслуживает занять место в одном ряду с такими современниками, как Эгглстон, Шор и Мейеровиц.
Будучи столь же плодовитым, сколь и талантливым, он создал большую часть своих самых заметных работ в возрасте до 30 лет, а затем перешел в киноиндустрию, сначала как актер, а затем как режиссер. За свою фотографическую карьеру он выиграл около 300 конкурсов, и сегодня его работы хранятся во временных и постоянных коллекциях по всему миру, в том числе в Музее современного искусства Сан-Франциско и Национальной библиотеке Франции.
Комментарии