Грасьела Итурбиде получает награду «Выдающийся вклад в области фотографии»

Всемирная организация фотографии Sony World Photography Awards 2021 присудила награду «Выдающийся вклад в области фотографии» знаменитой мексиканской фотохудожнице Грасьеле Итурбиде. Она считается величайшим ныне живущим фотографом Латинской Америки, а ее работы повествуют о жизни Мексики с конца 1970- х и известны своим определяющим вкладом в визуальную идентичность страны.

graciela_iturbide_self_portrait_in_the_country_1996

© Graciela Iturbide, Self Portrait In The Country, 1996

В рамках виртуальной выставки, доступной для просмотра на веб-сайте Всемирной организации фотографии с 15 апреля, будут представлены двадцать пять произведений Итурбиде. Фотографии, отобранные самой художницей, освещают важные вехи и темы ее пятидесятилетней карьеры, и в числе прочего включают некоторые самые знаковые работы Итурбиде, такие как Nuestra Señora de las Iguanas («Богоматерь игуан») и Mujer ángel («Женщина-ангел»). Изображая повседневную жизнь и иллюстрируя культуру Латинской Америки, показывая ритуалы и проявления религиозности, в своих работах Итурбиде исследует сложности и противоречия своей страны, рассуждает о природе неравноправия, подчеркивает конфликт между городом и деревней, противопоставляет современные тенденции и самобытность.

Ее фотографии выходят за рамки обычных документальных повествований и направлены на то, чтобы дать поэтическое видение изображаемых объектов на основе личного опыта и личной жизни фотографа. Грасьела Итурбиде родилась в 1942 году в Мехико в чтущей традиции католической семье, где она была старшей из 13 братьев и сестер. В детстве она восхищалась любительской фотографией своего отца и очень дорожила коробкой с семейными фотографиями. Она вышла замуж в 20 лет и вскоре родила троих детей. Только в 1969 году, в возрасте 27 лет, она решилась развивать свои творческие способности и стала студенткой Киноцентра при Национальном автономном университете Мексики.

image_28

© Graciela Iturbide, Alheli, Oaxaca,1995

image_31

© Graciela Iturbide, Perros Perdidos, India

Именно там, во время учебы у модернистского мастера Мануэля Альвареса Браво (Manuel Álvarez Bravo), ставшего впоследствии ее наставником, она обратила внимание на фотографию. И именно фотография стала в то время своеобразной терапией для Итурбиде, когда в 1970 году она трагически потеряла свою шестилетнюю дочь Клаудию. Вскоре после этого Альварес Браво попросил Итурбиде стать его помощником, и она начала сопровождать его в путешествиях по Мексике. На Итурбиде большое влияние оказал интерес Альвареса Браво к коренным общинам и его свойственное мексиканцам мировосприятие, часто характеризующееся фразой «hay tiempo» или «всему свое время».

Именно эта философия, пронизывающая все мексиканское искусство и литературу, помогла Итурбиде развить свой собственный фотографический стиль внимательного и терпеливого наблюдателя, чьи работы исполнены лиризма и поэзии повседневности. В конце 1970-х Итурбиде стала центральной фигурой в растущем движении латиноамериканских фотографов, объединившихся, чтобы «вернуть» визуальную идентичность своей страны, которую в то время мир узнавал в основном по работам иностранных фотографов.

image_29

© Graciela Iturbide, Mexico City, 1969

image_30

© Graciela Iturbide, Mujer Angel, Desierto de Sonor…Mexico, 1979

В 1978 году в рамках масштабной инициативы по восстановлению культуры коренных народов Этнографический архив Национального института коренных народов Мексики поручил Грасьеле Итурбиде сфотографировать коренное население страны. Работая вместе с антропологом Луисом Барджау (Luis Barjau), Итурбиде присоединилась к общине индейцев сери (Seri Indians), изучая их обычаи и фиксируя их образ жизни, уделяя особое внимание процессу вынужденной адаптации к капитализму. Результаты совместной работы Барджау и Итурбиде были опубликованы в 1981 году в книге Los que viven en la arena (Те, кто живут в песках). На момент публикации это было одно из очень немногих мексиканских исследований среди сотен американских текстов, и было сразу же было признано общественностью за его аутентичный вклад.

Экспедиция и жизнь среди индейцев сери ознаменовала собой начало еще одного важного этапа карьеры Итурбиде, подтверждающего глубокую приверженность фотографа изучению своей страны и желание строить отношения и фотографировать ее разнообразное население. Сегодня ее работа с индейцами сери, а позже и с общиной сапотеков в Хучитане (Juchitán) является одним из самых известных в творчестве художницы. Не стремясь придавать своим сюжетам таинственности или экзотичности, Итурбиде предлагает в своих произведениях взгляд человека, стремящегося понять и признать свою собственную культуру.  В дополнение к фотографиям коренных народов Мексики в подборку также включены изображения из путешествий Итурбиде по Италии, США и Индии, посвященные миру природы и передающие очарованность автора символизмом и духовностью этого мира. Комментируя свою работу и получение награды.

graciela_iturbide_nuestra_se_ora_de_las_iguanas_juchit_n_m_xico_1979

© Graciela Iturbide, Nuestra Señora de las Iguanas,…México, 1979

Грасьела Итурбиде говорит: «Для меня большая радость и большая честь получить эту награду. Столь высокое признание является отличным стимулом для продолжения моей работы. Все, что я фотографировал на протяжении своей жизни, воодушевляло и подталкивало меня к повторению этого процесса снова и снова. Фотография для меня создает ощущение понимания того, что я вижу, для чего я живу и что чувствую, и является хорошим мотивом для познания мира и его культуры».

Наградой «Выдающийся вклад в области фотографии» отмечаются отдельные личности или группы людей, оказавшие значительное влияние на мир фотографии. Став 14-м лауреатом этой премии, Грасьела Итурбиде пополнила выдающийся список знаковых имен, включая Уильяма Эгглстона (2013 г.), Мэри Эллен Марк (2014 г.), Мартина Парра (2017 г.), Кандиду Хёфер (2018 г.), Надава Кандера (2019 г.) и Герхарда Стейдла (2020 г.)

Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотохудожники4 года назад
Мой фотороман с Володей Вяткиным начался давно. Еще в ту пору, когда я заведовала фотослужбой в журн...
Карта памяти: Отрывки из новой книги Сергея Максимишина

Карта памяти: Отрывки из новой книги Сергея Максимишина

Фотохудожники3 года назад
Интервью Вайля с Довлатовым, музыка из ниоткуда и сражения канареечников: в издательстве Treemedia в...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

Фотохудожники6 лет назад
Все вы наверняка видели знаменитую обложку альбома The Beatles. Этот известный снимок был сделан 8 а...
Александра Лиер и её проект «Mutant Vehicles», документирующий невероятные транспортные средства на фестивале «Burning Man»

Александра Лиер и её проект «Mutant Vehicles», документирующий невероятные транс...

Фотохудожники14 дн. назад
Немецкая художница, фотограф и режиссер Александра Лиер (Alexandra Lier) объединяет аналоговые и циф...
Паула. Фотография по памяти

Паула. Фотография по памяти

Фотохудожники7 лет назад
Направления современного искусства пробегают бегом на скорости скользящего взгляда. Эксцентричный ка...
Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Фотохудожники9 лет назад
Творчество легендарного петербургского фотографа Бориса Смелова вызывает интерес у искусствоведов, к...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

Фотохудожники5 лет назад
Представляем вам серию работ Юджина Смита «Моя дочь Джуанита», опубликованную 21 сентября 1953 года ...
Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня самого

Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня сам...

Фотохудожники9 лет назад
Вильгельм Михайловский родился в 1942 году. Фотограф, свободный художник. Живет в Риге (Латвия). С 1...
Мартин Парр — ловец жемчужин в море повседневности

Мартин Парр — ловец жемчужин в море повседневности

Фотохудожники9 лет назад
Труднее всего снимать повседневность, вылавливая в ней то, что мы привыкли не замечать или даже игно...
Запретные карты таро Сильвии Макрис

Запретные карты таро Сильвии Макрис

Фотохудожники10 дн. назад
Художница польского происхождения Сильвия Макрис (Sylwia Makris) более десяти лет занимается скульпт...
Обзор фоторабот Александра Гронского

Обзор фоторабот Александра Гронского

Фотохудожники9 лет назад
Пейзаж как слепок мира Александра Гронского. Родился в 1980 году в Таллине (Эстония). С 2006 года ж...
Максимы Сергея Максимишина

Максимы Сергея Максимишина

Фотохудожники4 года назад
Сергей Максимишин энергично ведет занятие курса фотожурналистики. Тема занятия — фотоистория о челов...
Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Фотохудожники9 лет назад
Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой...
Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до ...

Фотохудожники7 лет назад
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда ...
Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…

Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…

Фотохудожники4 года назад
Алексей говорил, а я старалась его не перебивать. Думаю, что и читателям важно прислушаться к его не...
Грасьела Итурбиде получает награду «Выдающийся вклад в области фотографии»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить