Билл Холдерфилд: застывшие истории

В работах Билла Холдерфилда есть что-то слегка тревожащее. Ощущение беспокойства. На первый взгляд это обычные сцены: пустынное шоссе, окаймлённое песком, придорожный мотель, залитый неоновым светом, обшитый деревянными панелями фасад типичного дома на Среднем Западе.

 

16

Тем не менее каждое изображение пронизано напряжением. Нам кажется, что мы попали в кадр в самый разгар истории, застыли в тишине перед тем, как развернётся следующая сцена. Именно это едва уловимое ощущение повествования, скрытое под поверхностью, придаёт работам Холдерфилда особую силу.

Его изображения внешне прекрасны, как и то, как великие фотографы могут превратить привычное в нечто визуально привлекательное. Однако Холдерфилд не просто фиксирует то, что видит перед собой; он нагнетает атмосферу, растягивая тишину до тех пор, пока она не начинает казаться слегка неестественной. Вывеска мотеля мерцает слишком тускло. Дорога впереди исчезает в темноте. Даже средь бела дня что-то кажется неправильным, как будто вот-вот что-то произойдёт.

Его путь в фотографию был предопределён личной утратой. Он много лет «присматривался» к этому виду искусства, но только после смерти близкой подруги, которая сама была фотографом и преподавала историю фотографии, он начал заниматься этим всерьёз. Он взял в руки камеру, чтобы справиться с горем и «отдать дань её вере в него как в художника».

В большинстве его работ изображены промышленные или постиндустриальные пейзажи, близкие его сердцу. Холдерфилд вырос в Кливленде и говорит об этом городе с мрачной нежностью: «Я помню высокие зелёные трубы сталелитейных заводов, свалки подержанных автомобилей, линии электропередач, похожие на гигантскую чёрную паутину, боулинг-клубы, круглосуточные магазины, заброшенные здания…»

Но это не просто эстетические объекты; они запечатлены в его душе. «Я понимаю их. Я чувствую глубокую связь с ними», — говорит он. Эта связь очевидна в его работах. Пейзажи напоминают элегии об исчезающей Америке. О том, что было, и о том, что осталось. Ржавеющий промышленный центр, тихо погружающийся во тьму.

Ощущение атмосферы в его работах усиливается благодаря тому, что он предпочитает снимать ночью. «Ночью, — говорит Холдерфилд, — мир замедляется. Сцены кажутся незавершёнными с точки зрения повествования». Тьма действует как своего рода завеса, тихий усилитель. Она скрывает и изолирует. Она превращает привычное в нечто насыщенное и кинематографичное. Он приглашает нас не просто наблюдать, а удивляться.

«Ночью я могу яснее мыслить и чувствовать. Мир предстаёт передо мной в виде отдельных фрагментов, сцен, которые рассказывают истории без отвлекающих факторов.То, что скрыто во тьме, для меня так же важно, как и то, что открыто при свете», - говорит Холдерфилд.

Люди в его работах, если они вообще появляются в кадре, держатся на расстоянии: силуэты, частичные фигуры, тени, пересекающие кадр. Их анонимность усиливает напряжение. Кто они? Что они здесь делают? Пустота даёт зрителю возможность придумать собственную историю. Мы становимся не столько наблюдателями, сколько участниками, застывшими в неподвижности и с тревогой ожидающими, что будет дальше.

Во всём этом есть что-то явно в духе Линча, и неудивительно, что Холдерфилд называет легендарного режиссёра и художника, а также своего давнего музыкального соратника Анджело Бадаламенти, источниками своего вдохновения.

Как и культовые творения Линча, фотографии Холдерфилда пульсируют сюрреалистической энергией. Медленное, гипнотическое звучание композиций Бадаламенти усиливает атмосферу в фильмах Линча, настроение, которое Холдерфилд передает в своих снимках.

Он также называет таких фотографов, как Роберт Адамс (особенно его ночные работы) и Тодд Хидо, значимыми фигурами, повлиявшими на его творчество. И хотя их тематика отличается от его собственной, он также упоминает Вивиан Майер за её сверхъестественную наблюдательность и композиционную элегантность, Диану Арбус за её способность запечатлеть «душу под поверхностью», а также Салли Манн за создание образов, которые, по словам Холдерфилда, «объединяют материальный и духовный миры беспрецедентным образом».

Что объединяет всех этих художников — то, к чему обращается Холдерфилд, — это вера в то, что фотография — это не только то, что показано, но и то, что она вызывает в воображении. Это возвращает нас к его цитате: то, что скрыто во тьме, то, что мы воображаем, может быть таким же мощным, как и то, что изображено на свету. Работы Холдерфилда процветают в пространстве между тем, что видно, и тем, что ощущается, создавая для зрителя возможность создать свою собственную историю

Все фотографии ©Bill Holderfield

Источник: IP

10 любимых фотографий Сергея Максимишина

10 любимых фотографий Сергея Максимишина

Фотохудожники7 лет назад
Сергей Максимишин учился в Ленинградском политехническом институте на кафедре экспериментальной ядер...
Ана Присцилла Родригес: дух памяти и времени

Ана Присцилла Родригес: дух памяти и времени

Фотохудожники1 год назад
Ана Присцилла Родригес, родившаяся в 1974 году в Мехико, проживает в Нидерландах с 1998 года. Она с ...
Родни Смит – мир за пределами досягаемости

Родни Смит – мир за пределами досягаемости

Фотохудожники3 года назад
Магия фотографической среды по-настоящему оживает, когда фотограф впускает зрителя в свой воображаем...
Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Фотохудожники2 года назад
Джулия Фуллертон-Баттен - фотограф, известная своими кинематографичными визуальными повествованиями,...
Таинственные миры Шэрон Коверт

Таинственные миры Шэрон Коверт

Фотохудожники1 год назад
Шэрон Коверт - художник-концептуалист-автопортретист и преподаватель фотографии. Она учит фотографов...
Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Фотохудожники13 лет назад
Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой...
Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до ...

Фотохудожники11 лет назад
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда ...
Василий Песков: «Лежа на сеновале в прорехе крыши я насчитал 44 звезды…»

Василий Песков: «Лежа на сеновале в прорехе крыши я насчитал 44 звезды…»

Фотохудожники11 лет назад
«Василий Песков. Фото автора». Такую подпись с непременным «фото автора» я встречал на страницах «Ко...
«Сияющие существа» Джойс Теннесон

«Сияющие существа» Джойс Теннесон

Фотохудожники2 года назад
Джойс Теннесон большую часть своей карьеры смотрела внутрь себя, пытаясь снять внешнюю оболочку с че...
Франко Фонтана: жизнь в цвете

Франко Фонтана: жизнь в цвете

Фотохудожники2 года назад
Пионер цвета и один из самых влиятельных пейзажистов современности, Франко Фонтана посвятил почти ше...
Неподвластные времени: коллажи Терезы Кукалы

Неподвластные времени: коллажи Терезы Кукалы

Фотохудожники2 года назад
Тереза Кукала - художник-самоучка из Испании, которая покорила сердца любителей искусства по всему м...
«День и ночь»: оригинальные панорамы Стивена Уилкса

«День и ночь»: оригинальные панорамы Стивена Уилкса

Фотохудожники3 года назад
Стивен Уилкс — один из самых оригинальных современных фотографов на международной арене. Он бросает ...
Эрнст Хаас - пионер цветной фотографии

Эрнст Хаас - пионер цветной фотографии

Фотохудожники3 года назад
Эрнст Хаас, один из самых влиятельных мастеров в области фотоискусства, был пионером цвета, чьи глуб...
Александра Лиер и её проект «Mutant Vehicles», документирующий невероятные транспортные средства на фестивале «Burning Man»

Александра Лиер и её проект «Mutant Vehicles», документирующий невероятные транс...

Фотохудожники4 года назад
Немецкая художница, фотограф и режиссер Александра Лиер (Alexandra Lier) объединяет аналоговые и циф...
Вневременные пространства в фотографиях Томаса Джориона

Вневременные пространства в фотографиях Томаса Джориона

Фотохудожники4 года назад
Французский фотограф Томас Джорион (Thomas Jorion) на протяжении нескольких лет исследует тему матер...
Билл Холдерфилд: застывшие истории
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить