Валерий Плотников.Герои своего времени.
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Герои своего времени» классика портретной фотографии Валерия Плотникова — автора сотен портретов выдающихся деятелей советского и российского искусства, включая Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава Рихтера, Олега Янковского, Вячеслава Зайцева и др.

Легендарный кинорежиссер Григорий Козинцев точно определил Плотникова как фотографа-режиссера, который «задумывает фотографию как постановку». Каждый его снимок — сжатый до одного кадра фильм или спектакль. Каждая деталь художественного пространства — продумана и осмыслена. Встречаясь со своим героем, Плотников создает для него индивидуальную среду: подбирает нужный фон, одежду, прическу, позу, реквизит, не оставляя места случайностям. «Верно найденный образ позволяет найти верное ощущение себя», — считает фотограф.
Валерий Плотников родился в 1943 году в эвакуации в Барнауле. В 1945 году его семья вернулась в Ленинград. Окончив Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств, в 1964 году Плотников поступил во ВГИК на операторский факультет, где увлекся фотосъемкой. Его первыми моделями стали институтские приятели — будущие знаменитые режиссеры Сергей Соловьев, Лев Додин, драматург Эдуард Володарский. После окончания института Плотников занялся фотографией профессионально.
Фотограф вспоминал, что еще в юности «умел угадывать значимость человека». Этот талант помог осуществить амбициозную мечту: сохранить для будущих поколений лица героев своего времени. Плотников снимал портреты как восходящих звезд, так и «уходящей натуры». Его интересовал самый широкий круг представителей богемы и творческой интеллигенции: от любимцев публики актеров Андрея Миронова и Михаила Боярского до академика Дмитрия Лихачева и великого виолончелиста Мстислава Ростроповича.


Одним из главных героев Плотникова был Владимир Высоцкий — суперзвезда и кумир эпохи. Впервые фотограф запечатлел его во время концерта в 1967 году. Высоцкий не любил фотографироваться, но, увидев снимки, согласился на отдельную фотосессию. Плотников стал, по сути, его фотобиографом и сделал 283 черно-белых и 7 цветных портретов. Фотограф снимал Высоцкого на протяжении 13 лет, вплоть до самой его смерти — последние кадры были сделаны в день прощания с актером и поэтом 28 июля 1980 года. Благодаря Высоцкому Плотников познакомился с режиссером Юрием Любимовым — реформатором российского театра, основателем популярнейшего Театра на Таганке, попасть в который в 1970-е годы было настоящим событием. Вскоре Плотников стал, по его собственному выражению, «придворным фотографом Таганки».
Работы Плотникова постоянно печатались на обложках ведущих советских журналов, среди которых «Театр» и «Советский экран» — главное издание о кино, выходившее миллионными тиражами. Вырезки с фотографиями Плотникова украшали многие квартиры в Советском Союзе.
Выстраивая драматургию снимка, Плотников обращается к лучшим образцам изобразительного искусства: живописи ван Дейка и Рембрандта, портретам Валентина Серова, Льва Бакста, работам признанных мастеров портретной фотографии XIX века, снимавших в павильонах и ателье.
Намеренная театральность, картинность композиций и жесткие предлагаемые обстоятельства, в которые Плотников помещает своих героев, парадоксальным образом проявляют их психологию. Выразительные черно-белые кадры приковывают внимание, заставляя вглядываться в лица моделей. «Персонажи Плотникова живут в какой-то другой реальности. Отчасти в сказках, в вымышленных пейзажах, интерьерах. Он снимает человека таким, каким этот человек хотел бы быть», — рассказывал фотограф Юрий Рост.
Творческие эксперименты Плотникова 1970–1980-х годов предвосхитили появление фэшн-фотографии, которая возникла в России только в середине 1990-х. Герои его работ вспоминают, что попасть в объектив к Плотникову означало получить знак высшего признания в мире искусства. Его снимки стали ценным визуальным документом эпохи, благодаря которому можно проследить историю отечественной культуры второй половины XX – начала XXI века.
Все фотографии предоставлены Фондом Still Art.





Комментарии