Выставка «Классики хорватской фотографии»

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Музей искусств и ремесел, Загреб представляют выставку «Классики хорватской фотографии». Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича 1930-х годов, снимки Милана и Славки Павичей 1950-х, а также документальные кадры Младена Тудора, сделанные в 1970–80-е.

image_24

Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.

До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.

В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.

image_27

Наиболее ранние произведения, представленные в экспозиции «Классики хорватской фотографии», относятся к 1930-м годам и принадлежат фотожурналисту Тошо Дабацу (1907–1970). Еще на заре своей карьеры Дабац принял участие в престижном Международном фотографическом салоне в Филадельфии наряду с такими звездами, как Анри Картье-Брессон, Маргарет Бурк-Уайт, Ласло Мохой-Надь и др. Начав творческий путь с создания художественного фильма «Водичка для куража» (1929), в 1932 году Дабац становится фоторепортером и работает в этой профессии до 1947 года. В своих снимках он предстает как историк загребского уличного быта и определяет социальное направление хорватской фотографии, особенностью которой является соединение художественного и документального качеств.

Джуро Янекович (1912–1976) также является одним из первых профессиональных фоторепортеров Хорватии и помимо этого — первопроходцем в работе с цветом. В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.

image_25

Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы (1933–1935) он тесно сотрудничал с Тошо Дабацем. Сюжеты фотографий Янековича определялись тематикой иллюстрированных газет и журналов, с которыми он сотрудничал. В их число входили «Новости», «Крапива» и, прежде всего, «Кулисы» — журнал о театре, кино, фотографии, спорте и общественной жизни, выходивший два раза в месяц. В 1930-е годы Янекович становится членом Фотоклуба Загреба и вместе со своими коллегами принимает участие в выставках в Хорватии и за ее пределами. В конце 1930-х он оставляет фотографию ради преподавания и становится пионером хорватской агроэкологии. Его фотографическое наследие долгие годы оставалось забытым и теперь обретает вторую жизнь благодаря усилиям загребского Музея искусств и ремесел, в коллекцию которого работы Янековича поступили в 2003 году.

Творчество Милана Павича (1914–1986) — связующее звено между довоенной и послевоенной эпохами. Как фотограф Павич сформировался в 1930-е годы. Ключевое влияние на него оказала эстетика «новой предметности» и идеи Баухауса. При этом основную часть его наследия составляют фотографии, созданные в 1950–60-е годы, в период послевоенного восстановления Хорватии. Строительство мостов, спуск на воду кораблей, прокладка новых дорог, снятая с воздуха, — вот те сюжеты, к которым он обращается, используя формальные приемы предшествующей эпохи и задействуя языковой арсенал конструктивизма.

image_29

Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».

Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в 1974-м становится свободным художником. Показанные на выставке снимки 1970–1980-х годов свидетельствуют о его близости эстетике неореализма. Сформированный им визуальный язык определял облик хорватской репортажной фотографии на протяжении тридцати лет.

Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.

***

Дата проведения 28 июня 2019 — 28 июля 2019

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

При поддержке: Mastercard
Куратор: Дуня Некич

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки1 год назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Вернисаж медифотовыставки Игоря Мухина

Выставки1 год назад
Ровно год назад «Зенит» открыл свой фирменный выставочно-торговый центр в ГУМе. Эту дату было решено...

Я и мое стадо. Документальный фотопроект Евгении Шабаевой о жизни грузинских чаб...

Выставки8 лет назад
Год за годом грузинские чабаны гоняют отары овец на летние горные пастбища. Жизнь погонщика не назов...

Фестиваль "Дикий подводный мир-2024"

Выставки1 мес. назад
Начиная свою работу в Москве, в Государственном Дарвиновском музее, фестиваль "Дикий подводный мир" ...
Фотофорум 2017 – что, где, когда

Фотофорум 2017 – что, где, когда

Выставки8 лет назад
Московский Фотофорум – имя давно нарицательное. Это ежегодное событие вот уже 17 лет собирает вместе...

Вернисаж медиафотовыставки Ксении Засецкой

Выставки1 год назад
25 августа в 19:00 в фирменном выставочно-торговом центре "ЗЕНИТ" (Москва, ГУМ) состоится вернисаж м...

Вернисаж медиа-фотовыставки Дмитрия Чебаненко

Выставки1 год назад
14 июля в 19.00 в фирменном выставочно-торговом центре «Зенит» в ГУМе пройдет вернисаж медиафотовыст...

Открытие выставки "По ту сторону реальности" Эрика Йоханссона

Выставки6 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые представляет российской публике выставку молодого швед...
Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Фотограф Арсений Семенов: талант не зависит ни от времени, ни от возраста

Выставки8 лет назад
Никак не ожидал увидеть в альбоме Арсения Семенова фотографию с обложки нашего журнала - «Потребител...
Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Выставки1 год назад
Музейно выставочный центр Росфото (Санкт-Петербург) представляет проект «Новая волна», посвященный х...
Пятнадцать минут до центра

Пятнадцать минут до центра

Выставки1 год назад
до 20 августа 2023 года в музейно-выставочном центре «Росфото» (Санкт-Петербург) проходит выставка «...

Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ»В ЦДХ пройдет третий фестиваль современ...

Выставки6 лет назад
С 14 по 23 сентября в Центральном Доме Художника на Крымском Валу, пройдет Третий фестиваль современ...
Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19 начала свою работу в Москве

Итоговая выставка проекта Magnum Live Lab/19 начала свою работу в Москве

Выставки5 лет назад
16 июля в Москве открылась выставка экспериментальной лаборатории Magnum Live Lab/19, организованная...

Вернисаж выставки «ФотоТОП. Натюрморт 2022»

Выставки2 года назад
28 апреля в 19.00 в Галерее классической фотографии состоится открытие выставки-смотра мастеров росс...
Магический реализм Сергея Чубарова

Магический реализм Сергея Чубарова

Выставки3 года назад
В Галерее классической фотографии открылась выставка Сергея Чубарова «Хольга», которая продлится до ...
Выставка «Классики хорватской фотографии»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить