Выставка «Классики хорватской фотографии»

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Музей искусств и ремесел, Загреб представляют выставку «Классики хорватской фотографии». Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича 1930-х годов, снимки Милана и Славки Павичей 1950-х, а также документальные кадры Младена Тудора, сделанные в 1970–80-е.

image_24

Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.

До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.

В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.

image_27

Наиболее ранние произведения, представленные в экспозиции «Классики хорватской фотографии», относятся к 1930-м годам и принадлежат фотожурналисту Тошо Дабацу (1907–1970). Еще на заре своей карьеры Дабац принял участие в престижном Международном фотографическом салоне в Филадельфии наряду с такими звездами, как Анри Картье-Брессон, Маргарет Бурк-Уайт, Ласло Мохой-Надь и др. Начав творческий путь с создания художественного фильма «Водичка для куража» (1929), в 1932 году Дабац становится фоторепортером и работает в этой профессии до 1947 года. В своих снимках он предстает как историк загребского уличного быта и определяет социальное направление хорватской фотографии, особенностью которой является соединение художественного и документального качеств.

Джуро Янекович (1912–1976) также является одним из первых профессиональных фоторепортеров Хорватии и помимо этого — первопроходцем в работе с цветом. В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.

image_25

Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы (1933–1935) он тесно сотрудничал с Тошо Дабацем. Сюжеты фотографий Янековича определялись тематикой иллюстрированных газет и журналов, с которыми он сотрудничал. В их число входили «Новости», «Крапива» и, прежде всего, «Кулисы» — журнал о театре, кино, фотографии, спорте и общественной жизни, выходивший два раза в месяц. В 1930-е годы Янекович становится членом Фотоклуба Загреба и вместе со своими коллегами принимает участие в выставках в Хорватии и за ее пределами. В конце 1930-х он оставляет фотографию ради преподавания и становится пионером хорватской агроэкологии. Его фотографическое наследие долгие годы оставалось забытым и теперь обретает вторую жизнь благодаря усилиям загребского Музея искусств и ремесел, в коллекцию которого работы Янековича поступили в 2003 году.

Творчество Милана Павича (1914–1986) — связующее звено между довоенной и послевоенной эпохами. Как фотограф Павич сформировался в 1930-е годы. Ключевое влияние на него оказала эстетика «новой предметности» и идеи Баухауса. При этом основную часть его наследия составляют фотографии, созданные в 1950–60-е годы, в период послевоенного восстановления Хорватии. Строительство мостов, спуск на воду кораблей, прокладка новых дорог, снятая с воздуха, — вот те сюжеты, к которым он обращается, используя формальные приемы предшествующей эпохи и задействуя языковой арсенал конструктивизма.

image_29

Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».

Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в 1974-м становится свободным художником. Показанные на выставке снимки 1970–1980-х годов свидетельствуют о его близости эстетике неореализма. Сформированный им визуальный язык определял облик хорватской репортажной фотографии на протяжении тридцати лет.

Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.

***

Дата проведения 28 июня 2019 — 28 июля 2019

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

При поддержке: Mastercard
Куратор: Дуня Некич

Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Выставки1 год назад
Музейно выставочный центр Росфото (Санкт-Петербург) представляет проект «Новая волна», посвященный х...
Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTikTok

Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTik...

Выставки4 года назад
Маски и перчатки не мешают нам наслаждаться искусством, но спасают нас от заражения. Искусство спаса...
Nikon представляет нового амбассадора

Nikon представляет нового амбассадора

Выставки6 лет назад
Амбассадоры Nikon – одни из самых талантливых, известных и уважаемых фотографов современной фотоинду...

Владимир Клавихо-Телепнев. «Тресветлое солнце».

Выставки1 мес. назад
Галерея Классической Фотографии (Москва), при поддержке KADO, представляет масштабную выставку фотог...
10 лет Галерее Классической Фотографии

10 лет Галерее Классической Фотографии

Выставки3 года назад
21 апреля исполнилось 10 лет крупнейшей частной фотографической институции России – Галерее Классиче...

Выставка Марио Джакомелли «Поэтика ландшафтов»

Выставки7 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа ...
В России создают самую большую фотоработу в мире

В России создают самую большую фотоработу в мире

Выставки2 года назад
В России создается самая большая фоторабота в мире, соавтором которой может стать любой желающий! Ра...

Натюрморт жив! В Галерее классической фотографии откроется выставка «мёртвой при...

Выставки2 года назад
С 28 апреля по 3 июля в Галерее классической фотографии пройдёт выставка-смотр мастеров российской ф...
Компания «Эльдорадо» обновила бренд, рекламную стратегию и формат магазинов

Компания «Эльдорадо» обновила бренд, рекламную стратегию и формат магазинов

Выставки5 лет назад
Розничная сеть «Эльдорадо» (входит в Группу «М.Видео – Эльдорадо», ПФГ САФМАР Михаила Гуцериева), об...

Выставка Альберто Гарсия-Аликса «Неистовый экспрессионизм».

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Я и мое стадо. Документальный фотопроект Евгении Шабаевой о жизни грузинских чаб...

Выставки7 лет назад
Год за годом грузинские чабаны гоняют отары овец на летние горные пастбища. Жизнь погонщика не назов...

Выставка Андре Кертеша «Сигетбече — исток моего искусства»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Выставка Франка Орвата «Дом пятнадцати ключей»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Выставка «Фотоальбом князей Юсуповых»

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют в...

Арт-проект Андрея Гордасевича "Игры со временем" в Галерее классическ...

Выставки7 лет назад
4 октября в 19:00 в Галерее классической фотографии открывается выставка "Игры со временем" — арт-пр...
Выставка «Классики хорватской фотографии»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить