Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен

JktuОнлайн-ученики требовали занятий в режиме реального времени в процессе рабочих съемок. Так появилась идея проведения онлайн-мастер-классов в студии. «Мои уроки можно посмотреть в Интернете, это бесплатно. Но, конечно, практические занятия в моей студии дают фотографам попробовать все, о чем я рассказываю онлайн, и за 6–8 часов непрерывных съемок получить подробнейшую консультацию и новый опыт», – рассказывает Олег. Мы заглянули на один из мастер-классов амбассадора Nikon, увидели процесс изнутри и заодно поговорили с мастером о фотографии.

Каждый студийный мастер-класс Олега Зотова посвящен определенной теме. Тема сегодняшнего – применение спецэффектов.

Начинается все с «разминки». На столе – композиция из ретро-фонаря, старого фотоаппарата, печатной машинки и бинокля. С помощью световой кисти – в данном случае простого фонарика – Олег показывает, как добиваться красивой художественной картинки. Фотоаппарат на штативе, длинная выдержка, абсолютно темная площадка, фотограф скользит световым лучом по каждому предмету, где-то задерживаясь чуть дольше, где-то чуть меньше. «Готово! Смотрим!» – тут же показывает результат и заключает: «Немного пересветил машинку, а вот фонарь вышел хорошо. Давайте сделаем так, будто его свет падает на все предметы вокруг. Возьмите нашу световую кисть, попробуйте!»

«Меня часто называют студийным фотографом. Но я не студийный, я просто фотограф. Да, есть вещи, которые удобно снимать в студии. Не так важно, где работать – я люблю ездить в разные страны, снимать на природе, в интерьерах… В студии можно выставить все так, как тебе нужно. Как в кино: что-то снимается в реальных квартирах, а что-то – например, нашумевший клип «Экспонат» группы «Ленинград» – в павильонах, специально для этого построенных. Потому что это удобно. Ты можешь поставить свет, к тебе не придут соседи»

Олег с азартом и энергией перемещается по своей студии, увлекая полтора десятка учеников мастер-класса от одной сцены к следующей. Участники с головой погружены в процесс, старательно запоминают и записывают каждый совет, нюанс, ракурс.

«Главная идея встречи – попробовать поработать с разным светом и понять, как все устроено, – говорит фотограф. – Научившись работать со светом, проще снимать в любом жанре: когда ты видишь и понимаешь, как падает свет, выбираешь наиболее выгодную точку съемки. Минимальный набор для фотосъемки – любая лампа и любой фотоаппарат. Простого фонарика за сто рублей достаточно, чтобы делать интересные снимки. Можно снимать без света, можно вместо него использовать солнце за окном. Если у вас есть вспышка, а к ней какие-то насадки – этого уже достаточно. Есть две простые лампы – прекрасно»

Участники мастер-класса увлекаются «натюрмортом» настолько, что их с трудом удается убедить перейти в другую часть студии на новую сцену, где уже готова к съемке модель, над прической и макияжем которой поколдовала визажист Катя Бобкова. Олег настаивает: участники должны пробовать снимать как можно больше и разнообразнее. Темный фон, белый, черная глянцевая стена, матовая... Как сделать фон разным? Как добавить эффектов и каких? Все возможно своими руками.

«Вот эту матрицу я сделал сам специально для нашего мастер-класса, – Олег демонстрирует огромный лист из плотного материала, весь изрезанный отверстиями самых причудливых форм. – Выставляем такой перед лампой, подсвечивающей фон – и однотонная стена становится интереснее. Чем больше подобных приемов в вашем арсенале, тем лучше»

Затем начинается фотосъемка с мягким светом:

«Если мы говорим о женском портрете, то это классическая фотография, когда нужно красиво подсветить лицо. Для этого используем два источника света. Не обойтись тут и без визажиста, который сделает идеальной кожу модели, – это самый первый и важный этап. Дальше можно придумывать любой сложный свет. Хорошо подготовленная модель и грамотный свет позволяют получать красивые снимки без последующей обработки в Photoshop. Настоящий фотограф спокойно может обходиться без графического редактора. Зачем добавлять себе работы, если качественную картинку можно получить прямо на съемочной площадке?»

«В фотосъемке моделей есть совершенно классические законы. Проще говоря, девушку нужно делать красивой, мужчину – мужественным и брутальным. Естественно, самый простой способ получить что-то новое – нарушить этот закон. Но мы все-таки говорим о классической фотографии. Базовые правила: жесткий свет на лице подчеркивает его структуру, фактуру и делает его резче и жестче. Если девушка не очень юная, у нее не идеальная кожа и не идеальные черты лица, то точно не надо жестким светом подчеркивать морщины, недостатки и несовершенства кожи.  
Тот же стопроцентно жесткий  свет красиво может смотреться на мужчине: он подчеркнет рельеф, сделает темными глаза – и мы не боимся этого.
Любое цветовое искажение – перевести в холодный спектр, или, наоборот, сделать мужчину загорелым – это его не портит. С женщинами надо осторожнее. Мой совет: снимаешь девушку, спокойно убери все ненужное – морщинки, носогубные складочки, может быть, даже приглуши немного насыщенность цвета – современные фотоаппараты это позволяют, – и получится воздушный, легкий, красивый портрет. Для дополнительной практики очень полезно рассматривать чужие фотографии: кто где стоял, как падал свет. Даже во время обычного разговора смотрите на людей: как падает свет на собеседника, где источники света. И если это красиво – запоминайте и применяйте в фотографии»

Тут же Олег получает очень популярный среди молодых портретистов вопрос: что делать с руками?

«Для начала все просто: уберите их вообще из кадра! А на будущее главные принципы легко запомнить: лучше, чтобы ладони были повернуты ребром к камере; и второе – как только пальцы рук загибаются, это выглядит плохо»

На мастер-классе, как правило, обсуждается еще тысяча и один вопрос, связанный не только с нынешней темой урока, но и с фотографией в целом.

«Часто начинающий фотограф ограничен в средствах и разрывается, во что вложиться в первую очередь – в фотоаппарат или оптику. Вкладываться лучше в тушку. Оптика – дело наживное. Объективами можно поменяться – это нормальная практика. Тушкой поменяться сложнее, к тому же ты к ней привыкаешь, она должна лежать в руке. Мне часто приходится на мастер-классах брать в руки не свою камеру – это как сел за руль другого автомобиля. Каким бы профессионалом ты ни был, нужно какое-то время – от нескольких секунд до часов, – чтобы привыкнуть»

Еще один любимый вопрос новичков к профессионалам – как подбирать выдержку и диафрагму.

«Если в студии вы снимаете вспышками, то они определяют и выдержку. Они синхронизируются на выдержке до 1/250, поэтому 200, 160, 125 – нормальная выдержка. Если в студии темно, можно использовать выдержку и в 10 секунд.
На улице все определяется условиями и задачей. Если это спорт, и вы хотите движение заморозить, используйте самую короткую выдержку, которая есть в вашей камере. Хотите оставить дыхание, движение, смазанность – используйте длинную. Помните: для очень длинной выдержки необходим штатив. Хотите получить необычный спецэффект – поставьте мощный серый фильтр, или даже два-три, закройте диафрагму, включите на насколько часов свой фотоаппарат – и удивитесь результату:  вы получите пустую улицу, где не будет никого, кроме домов и фонарей.
Диафрагма определяет количество света и глубину резкости. Открытая диафрагма – получите маленькую глубину резкости. Хотите так называемое модное бокэ – открывайте диафрагму. Хотите, чтобы от модели были видны только глаза и кончик носа, а уши уже размытые – открытая диафрагма. Хотите выделить человека из толпы – открытая диафрагма. Убрать мусор на заднем фоне – открытая диафрагма.
Хотите прорисовать все максимально резко и четко, или, например, в макросъемке ювелирного кольца сделать четкой не одну грань, а все – только закрытая диафрагма. Все остальное – между этими двумя понятиями.  Использовать можно любую диафрагму – просто получите разные эффекты. Дальше решайте сами, что вы хотите получить резким, что – смазать»

За день мастер-класса на площадках студии чередуются модели, источники света, макияж и образы. То объектом съемки становится романтичная девушка, то героиня ретро-фильма, то гламурная рок-звезда. «Частый вопрос: где искать вдохновения для сюжетов фотосессий. Я рекомендую смотреть произведения великих художников, фильмы, и даже сериалы, но только качественные. Считается, что существует всего 36 сюжетов для сценариев пьес, кинофильмов и рассказов – для начала хватит», – попутно рассказывает Олег. А дальше на площадке в ход идут подброшенные платки, флуоресцентные лампы и специальный мейк-ап, испускающий искры токарный станок, дым-машина, зеркала и вырезанные вручную светофильтры, и даже облака из муки. Этот «приемчик» Олег оставляет напоследок, предварительно оборачивая всю аппаратуру и застилая пол пленкой:

«Падающая вода, душ, разбитые стекла, конфетти, подброшенные конфеты, шарик с водой, который можно лопнуть, – все это доступно и всегда под рукой. Это можно использовать и дома, и в студии – нет никакой проблемы в том, чтобы покрыть пол полиэтиленом, а потом собрать все пылесосом. Или, например, я сидел в клубе и наблюдал, как молодой человек курил электронную сигарету, испускавшую невероятное количество дыма. Вот теперь хочу ее купить – ведь это самый настоящий спецэффект, пар, который можно использовать где угодно, на него не среагирует пожарная сигнализация. И такое облако можно использовать для съемки портрета»

«Используйте разные линии, фактуры. Не бойтесь теней. Добавляйте матовые, глянцевые поверхности. Большинство полезных гаджетов в студии делается своими руками. Часть вещей можно купить, но то, что сделано тобой, нередко намного лучше. Ведь если ты понимаешь базовые вещи – принципы больших зонтов, больших и маленьких софтбоксов, – ты можешь что-то сделать сам и применить это вне студии», – Олег сначала демонстрирует сам, как лучше работать на каждой площадке, тут же на мониторе показывает полученный результат и, наконец, предоставляет свободу участникам мастер-класса. Щелкают затворы, перезаряжаются лампы, мастер наблюдает за процессом, постоянно давая подсказки, некоторые результаты приводят его почти в детский восторг.

День очень насыщенный – нужно попробовать множество новых приемов, экспериментировать. Всего за несколько часов гости получают больше практических знаний, чем за годы самостоятельного обучения. Многие результат съемки на мастер-классе обязательно добавят в портфолио.

После мастер-класса участники выкладывают фото в Инстаграм по хэштегу #zotovschool – есть потрясающие кадры. Кто-то все еще обрабатывает снимки, но есть те, кто смог снять так, чтобы ничего не надо было доделывать. Видимо, им просто не хватало этого маленького толчка и возможности убедиться на собственной практике, что это возможно. 

АВТОР СТАТЬИ

ОЛЕГ ЗОТОВ

Команда профессиональных фотографов Nikon пополнилась высококлассным мастером – фэшн-фотографом Олегом Зотовым  

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОРА

Что такое студийный мастер-класс и зачем он нужен
Nikon

Комментарии

Отправить