Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом

Когда речь заходит о съемках с искусственным светом, на ум сразу приходит студия, уставленная стойками с осветительными приборами, зонтами и софтбоксами. Но иногда искусственный свет - это гораздо проще и интереснее. Использовать внешний свет можно в репортаже, съемках архитектуры или в лав-стори. Причем снимать мы будем не в помещении, а на природе. Для работы нам понадобится вспышка, например, SB-600, SB-800 или SB-900 с комплектом гелевых фильтров, модуль дистанционного управления SU-800 и мощный тактический фонарик, который дает узкий луч света.

Текст и фото: Антон Агарков

Свет солнца и ночная иллюминация больших городов создают особый колорит в кадре. Но иногда для вашей истории его может быть недостаточно, и тогда его нужно немного дополнить: к естественному свету добавив искусственный, который вы принесли с собой. В этом случае использована также  вспышка, чтобы дополнительно подсветить героев.

Для начала нам нужно определиться с тем, какие же параметры выставить на камере до начала съемок. Работа с внешним светом - это путь проб и ошибок, поэтому начальные параметры стоит выставить примерно. Сначала подумайте, что именно вы хотите получить на выходе. Предположим, мы хотим сделать эффектный портрет влюбленной пары на берегу реки. Пасмурная погода, рассеянный свет - именно он освещать лица наших моделей. А вспышка добавит изюминку.

Замерам экспозицию по дневному свету, запоминаем ее и переходим в режим ручных настроек M. Там выставляем настройки выдержки и диафрагмы, которые показал нам экспонометр камеры. Если мы хотим визуально отделить наших героев от заднего плана, то диафрагму стоит открыть, чтобы размыть фон. Иногда, чтобы подчеркнуть наших героев, можно ввести незначительную, до -0,7 экспокоррекцию - так задний фон станет темнее, и мы сможем искусственным светом выделить наших героев. Внимательно следите за величиной выдержки. На большинстве камер введено ограничение по самой короткой выдержке синхронизации со вспышкой. Так на камере Nikon D5500 этот параметр равен 1/200 секунды - на более коротких выдержках из-за механических особенностей камеры вспышка будет засвечивать только часть кадра.

Дальше стоит подумать, какого света нам не хватает. Мы можем, например, сымитировать заходящее солнце - тогда вспышку нужно будет поставить сбоку или впереди объекта. Я люблю создавать вокруг своих героев ореол света. Это делается установкой контурного света, то есть света, который направлен в сторону камеры, значит вспышку надо поставить за нашими героями. Постарайтесь спрятать вспышку за одним из персонажей съемки, чтобы она освещала героев, но сама не попадала в кадр.

Вспышка буде срабатывать автоматически от установленного на камере прибор Nikon SU-800. Проводить такие съемки удобнее всего с ассистентом, который сможет держать вспышку, перемещать ее и менять параметры, если вы решили использовать полностью ручной режим работы. Можно также использовать стойку и самому бегать к вспышке, переставлять ее и менять параметры, но это займет много времени, да и мобильные стойки это шутки не самые устойчивые. Как-то раз у меня на съемках сильный порыв ветра повалил стойку с осветителем, та упала на другую стойку, которая повалила штатив с камерой. Результат - разбитый синхронизатор, и это я еще отделался малой кровью. Так что лучше найти себе помощника из числа друзей, которым было бы интересно поучаствовать в съемках.

Как только вы сделали первые кадры, сразу станет понятно, как и какие параметры нужно поправить, чтобы получить желаемый результат. Если задний фон вышел слишком темным, увеличьте выдержку, откройте диафрагму и поднимите светочувствительность ISO. Если при этом импульс вспышки оказался слишком ярким, убавьте ее мощность или попросите ассистента перенести вспышку подальше. Также посмотрите, не засвечивает ли вспышка то, что она засвечивать не должна - какие-то лишние травинки, кусок стены, деревья. Если вы видите, что из-за работы вспышки в кадре появились лишние яркие детали, подумайте, как ее переставить, чтобы получить нужный эффект и избежать подсветки лишнего. 

Подобные фотографии можно делать вплоть до наступления темноты. Темное время суток открывает новые возможности для искусственного света. Здесь уже можно не использовать прибор для синхронизации - мы будем работать со вспышкой в полностью ручном режиме. 

Для начала стоит поставить камеру на штатив, ведь мы будем работать в темноте на выдержках в несколько секунд. Далее нужно скомпоновать кадр. Это будет тяжело, ведь мир вокруг уже погрузился в темноту, и в объекты в видоискателе видно еле-еле. Я советую в момент компоновки кадра выключить камеру, чтобы убрать яркую индикацию - так ваши глаза смогут быстрее приспособиться к темноте, и вы увидите хотя бы контуры будущей сцены. Дальше надо сфокусироваться. Хорошо если в кадре есть какой-то яркий объект вроде фонаря, но если нет, вы можете попросить кого-нибудь подсветить ваших героев фонарем и сфокусироваться по этой яркой точке. Теперь нужно выключить автофокусировку, чтобы случайно не потерять с таким трудом пойманный фокус. 

Переведите камеру в режим M и установите выдержку в 20-30 секунд, ISO 400-640 и диафрагму около 5,6-8,0. Это начальные параметры, которые нужно будет менять в зависимости от результата. Последний штрих - переведите камеру в режим отложенного спуска или подключите спусковой тросик. Вспышку также нужно переставить в режим M.

Все готово для съемки. Вооружайтесь вспышкой и фонариком и начинайте раскрашивать мир вокруг себя. На каждой вспышке есть кнопка Test, которая выдает импульс выставленной мощности. Если на вашей фотографии есть люди, то их лучше подсветить именно вспышкой, чтобы избежать смаза от незначительных движений - мало кто может стоять полминуты совершенно неподвижно, а мгновенный импульс вспышки заморозит движение. Просто бегайте вокруг своих героев в «опыхивайте» их светом, но не забывайте предупреждать, чтобы закрывали глаза перед каждым импульсом. Если же в сцене присутствуют какие-то неподвижные объекты, дома, деревья, то их можно подсветить фонариком.

Скорее всего с первого раза кадр мечты у вас не выйдет. Экспериментируйте с настройками камеры и вспышки, освещайте объекты спереди, сбоку и контровым светом и смотрите, как меняется характер освещения. Вам совершенно не обязательно получить идеально освещенные объекты на одном кадре - вы можете взять удачные части с разных кадров и смонтировать их в графическом редакторе.

Использую вспышку как источник контрового света (то есть света, направленного в камеру), проследите, чтобы сама вспышка не попала в кадр. Например, ее можно спрятать за героями.

При съемке крупных планов вспышку прятать гораздо проще

А иногда яркий источник света может создать интересный эффект в кадре. В этом случае вспышка была частично спрятана за героями

Даже во время дневных съемок вспышка может стать основным источником света. Использование искусственного света может превратить день в  сумерки, как было сделано в этом случае. Замерьте экспозицию, переведите камеру в ручной режим и установите выдержку и диафрагму так, чтобы получившийся кадр был сильно недоэкспонирован. После этого подберите мощность вспышки так, чтобы импульс достаточно ярко освещал нужные вам объекты.

Используйте цветные фильтры на вспышку и фонарик, чтобы тонировать искусственный свет и получить интересные эффекты, такие как свет костра

В этом случае вспышка стала основным и единственным источником света в пространстве с очень слабым освещением 

Вспышку можно использовать и для репортажной съемки. В этом случае мне нужно было подчеркнуть причудливость сувениров в магазине ландшафтного парка в Никола-Ленивце. Я решил использовать для этого вспышку.

В этом случае вспышка, установленная слева от камеры, помогла создать контрастные световые пятна и глубокие тени на фигурке черепахи. Получилось значительно атмосфернее, чем съемка той же самой черепахи при дневном свете.

Здесь я решил подчеркнуть контур фигуры рыбы, разместив вспышку позади объекта.

 

С заходом солнца начинается скоротечное, но очень интересное для съемки время - голубой час. Облака на небе все еще отражают солнце, и на длинной выдержке небо в кадре может светиться. Самое время снимать! Здесь я использовал вспышку, чтобы подсветить и «заморозить» фигуры героев. Фонарик использовался для того, чтобы подсветить фигуру арт-объекта Бобур. Ну а небо горело отраженным светом солнца, ушедшего за горизонт 

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2:  как создать черно-белый снимок из цифрового файла?

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимо...

Практика4 года назад
Итак, вы решили попробовать черно-белую фотографию «на вкус». Это правильное решение. Только так худ...
Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Практика2 года назад
Лето — сезон свадеб! И мы готовы знакомить вас с лучшими мастерами своего дела для вашего вдохновени...
Моделирование оконного света в студии

Моделирование оконного света в студии

Практика4 мес. назад
Одним из самых выразительных источников света для портрета является обычный естественный свет, особе...
Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Практика2 года назад
Фотограф Антон Агарков путешествует по самым прекрасным уголкам Земли, далеко не всегда доступным об...
Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Практика2 года назад
Об удивительном путешествии на Ямал рассказала Екатерина Васягина. Предлагаем вам ознакомиться с пот...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика6 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Прекрасные женщины

Прекрасные женщины

Практика2 года назад
Этот месяц мы посвящаем женщинам, вдохновляющим нас. Мы выбрали самые интересные работы из тех фотог...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика1 год назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Кировская область

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Кировская область

Практика2 года назад
Сегодня на кадрах Сергея Бисерова, загруженных на интерактивную карту Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ, — живопис...
Пересмотрите свои фотографии и подход к фотографии в 2016 году

Пересмотрите свои фотографии и подход к фотографии в 2016 году

Практика2 года назад
Февраль может быть очень тоскливым. Хоть это и самый короткий месяц в году, по-прежнему очень ветрен...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Остров Ольхон

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Остров Ольхон

Практика2 года назад
Сегодня на кадрах Александра Атояна и Антона Агаркова, загруженных на интерактивную карту Я | В СЕРД...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Практика2 года назад
Друзья, представляем вам мартовскую обучающую Магистратуру Nikon. На этот раз мы подготовили для вас...
Съемка дикой природы: осторожно, в кадре - зубр. И за кадром - тоже...

Съемка дикой природы: осторожно, в кадре - зубр. И за кадром - тоже...

Практика5 лет назад
Разная погода бывает при съемке дикой природы. Холод и снег, жара и пыль, комары, туман по утрам. Ко...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика4 года назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Практика1 год назад
Если завести разговор о том, что вдохновляет фотографа на творчество, то эта тема, на мой взгляд, пр...
Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом
Антон Агарков

Комментарии

Отправить