Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot G1 X
Новую камеру издалека очень легко принять за одну из моделей серии PowerShot G, особенно она похожа на G12. Многим нравятся их эргономика и возможность менять важные настройки при помощи внешних органов управления. Эти качества сохранились в G1 X, но кое-что изменилось.
Технические характеристики
Формат матрицы: CMOS (формат 1,5 дюйма), 18,7x14 мм
Кроп-фактор: 1,85
Размер матрицы: 14,3 млн., 4352x3264 пикс.
ЖК-дисплей: 7,5 см, с переменным углом наклона, 920 000 пикс.
Формат кадра: 3:2, 4:3, 16:9, 1:1, 4:5
Автофокусировка: обнаружение лиц, 9-точечная, 1-точечная (по центру или с выбором положения)
Выдержка 60–1/4000 с
Режимы съемки: Smart Auto, P, A, S, M, 14 сюжетных программ
Серийная съемка: 4,5 кадра/с (до 6 кадров), 1,9 кадра/с, 0,7 кадра/с
Экспозамер: матричный оценочный, центровзвешенный, точечный
Баланс белого: авто, 7 предустановок, 2 пользовательские настройки
Чувствительность: 200–12 800 ISO (расширенный 100–102 400 ISO)
Вспышка: встроенная (50 см — 7,0 м (широкий угол)/1,0 м — 3,1 м (теле), «горячий башмак», синхроконтакт, Х-синхронизация на 1/00 с
Видеосъемка: до 1280x720, 24 кадра/с, AVI (Motion JPEG)
Карты памяти: SD, SDHC, SDXC, 1 слот
Интерфейсы: mini-USB, аналоговый AV, mini-HDMI
Питание: литий-ионный аккумулятор NB-10L (7,4 В, 920 мА·ч)
Размеры: 116,7x80,5x64,7 мм
Вес: 534 г
Цена: 27 000 руб.
Комплектация: камера, аккумулятор, сетевое зарядное устройство, USB-кабель, шейный ремень, крышка объектива, руководство пользователя, компакт-диск с ПО, гарантийный талон
О камере
Так, слева на верхней плоскости корпуса появилась поднимающаяся вверх (наподобие лифта) вспышка, поэтому диск экспокоррекции переехал направо, под лимб-переключатель режимов съемки. Такая комбинация более удобна, поскольку вносить поправки экспозиции требуется гораздо чаще, чем изменять чувствительность.
К тому же вполне можно довериться автонастройке ISO, при необходимости ограничив верхнее значение. Впрочем, меню выбора чувствительности легко вызвать нажатием на кольцо мультиселектора.
Весомым преимуществом продвинутых компактов Canon много лет является ЖК-экран, который имеет максимальную степень подвижности и позволяет снимать из самых нестандартных положений.
В новинке он тоже есть и имеет высокое разрешение (920 000 точек), позволяя довольно точно оценить уровень детализации или попадание в резкость.
Кстати, в аппарате кроме стандартной съемки с эксповилкой есть брекетинг по фокусу — тут-то и пригодится точность экрана для выбора лучшего снимка. Кстати, еще есть отключаемая функция проверки фокуса на увеличенном фрагменте сразу после съемки.
Процесс настроек главных параметров облегчают появляющиеся на экране анимированные шкалы значений диафрагм и выдержек. Избежать заваливания горизонта позволит мини-шкала электронного уровня с подвижным указателем.
ЖК-экран хорош, но потребляет много энергии и при сильном освещении все же теряет яркость.
Однако в G1 X имеется встроенный оптический видоискатель с подстройкой диоптрий, масштабирующий изображение синхронно с зумированием.
Этот визир довольно примитивен: в широкоугольном положении зума часть кадра загораживает край объектива; никакая электронная информация не отображается, лишь в подтверждение фокусировки справа загорается зеленая лампочка.
Впрочем, и за такой видоискатель скажем спасибо, ведь в ситуации, когда подзарядить батарейку невозможно, он позволит снимать гораздо дольше.
Хотя G1 X появилась недавно, уже не раз от фотографов слышал, что желание купить G12 плавно переместилось на новинку.
Главным, если не сказать убойным, аргументом в ее пользу стал новый 14-мегапиксельный CMOS-сенсор с совершенно новым форм-фактором (1,5 дюйма). При сравнении площадей он расположится почти посередине между стандартами Four Thirds и APS-C (по версии Canon).
Новый сенсор на 16% больше, чем первый, и на 20% меньше, чем второй. Если же сравнить с матрицей G12, то ее площадь окажется меньше в шесть раз.
Компании Canon теперь есть на основе чего создавать беззеркальную камеру — осталось приделать к G1 X байонет и выпустить серию объективов, что, конечно же, для данного фотопроизводителя не проблема.
Но придется набраться терпения и пока довольствоваться жестко встроенным зум-объективом, к описанию которого я и перехожу.
Оптика новинки не впечатляет высокой кратностью — всего 4х. Но, как мы знаем, чем меньше диапазон фокусных расстояний (ФР), тем проще сделать высококачественный объектив.
Это правило подтвердилось и в нашем тесте: рассматривая несколько сотен тестовых снимков, я не заметил бочкообразных искажений и лишь на считанных обнаружил признаки хроматических аберраций (ХА), и то при увеличении не менее 100%.
К слову, оказалось, что на RAW-файлах эти проблемы заметнее, но встроенные средства обработки изображений перед записью в JPG эффективно исправляют ХА. Добавлю, что для универсального объектива на все случаи жизни нужен диапазон ФР пошире (хотя бы 24–140 мм в эквиваленте).
Впрочем, тубус объектива G1 X имеет съемное кольцо, под которым скрывается байонетное крепление для бленды, адаптера фильтров и, хочется надеяться, для оптических насадок (очень не помешала бы сверхширокоугольная, а также макролинза — объектив фокусируется от 50 см).
Рычажок зума достаточно чуткий, чтобы выставить нужное положение объектива. Чуть ниже под указательным пальцем находится диск настройки основного параметра для режимов P/A/S/M (диафрагмы или выдержки), а второй орган управления — кольцо мультиселектора — используется в программном режиме для коррекции экспопары или выбора диафрагменного числа в ручном режиме.
На задней панели немало кнопок: для фиксации экспозиции, выбора режима экспозамера и точки фокусировки, мгновенного включения видеозаписи и вызова основного меню. Имеется и перепрограммируемая кнопка, которой можно назначить одну из 16 функций.
Быстрое меню настроек традиционно вызывается центральной кнопкой мультиселектора и выглядит привычно для пользователей компактов Canon. Но в нем есть и дополнительные, очень полезные функции (например, ND-фильтр для затемнения при съемке в яркий солнечный день).
Фотосъемка
Для камеры с контрастным методом фокусировки автофокус G1 X быстр и надежен. Проблемы могут поначалу (пока фотограф не привык к зум-объективу) возникать из-за желания фокусироваться с более близкого расстояния, чем способен объектив (от 50 см).
Но если быть повнимательнее, то на выручку придет мини-шкала в верхней части экрана, которая сообщает минимальную дистанцию фокусировки для данного положения зума.
Конечно же, автофокусировка становится неэффективной и в «классических» ситуациях: при слабой освещенности, при съемке с высокой кратностью зума (когда уменьшается светосила) и когда объект попался малоконтрастный.
Тут выручит только ручная фокусировка, которая выполняется с помощью кольца мультиселектора. Для облегчения процесса наведения на резкость все время, пока не нажата наполовину кнопка спуска, в центре кадра показывается увеличенный фрагмент изображения.
На портретных снимках, сделанных в авторежиме со встроенной вспышкой, видно, что мощность импульса точно дозирована, правильно выставлен баланс белого и выбрано невысокое значение ISO.
Обнаружение лиц в кадре работает быстро и уверенно — придраться практически не к чему. Система оптической стабилизации построена на сдвиге линз в объективе. Производителем заявлена ее эффективность на уровне 4 ступеней.
Эксперименты показали, что при максимальном ФР (112 мм) на выдержке 1/6–1/8 с (т. е. с отступом на 4 ступени от безопасной) действительно можно получать до 90–95% четких снимков, и это без включения усиленного режима стабилизации (он, конечно, больше «кушает» батарейку).
При отступе на 5 ступеней (1/4 с) можно получать до 50–70% четких снимков, а на 6 (1/2 с) — до 30% (если вы биатлонист или просто опытный фотограф).
Камера на всем протяжении тестирования демонстрировала хорошую цветопередачу, причем в самых разных условиях освещения. Как стало понятно еще в начале, экспозамер новинки имеет склонность к небольшой передержке.
Она легко лечится вводом экспокоррекции, которая, как уже сказано, здесь выполняется наглядно и с предельной легкостью — поворотом отдельного колеса на верхней грани корпуса.
Если снимать особо контрастные сцены и сохранять их в формате JPG, то при первом просмотре снимков может показаться, что не все тона сюжета вписались в динамический диапазон (ДД) — обычно выглядят передержанными света.
И здесь как никогда справедливо правило: не доверять картинке на ЖК-экране и не торопиться удалять такие кадры. При коррекции в фоторедакторах обнаруживается, что на многих кадрах информация отнюдь не потеряна и может быть восстановлена.
Впрочем, у камеры имеется и встроенная функция расширения ДД, причем с тремя настройками: Авто, 200% и 400%. Эксперименты показали, что первая и вторая выдают примерно одинаковый результат с неполным восстановлением светов, зато третья вытягивает практически все, что только можно.
Правда, есть одна тонкость: при усилении коррекции ДД автоматика повышает значение ISO, отчего немного снижается детализация.
Но это зависит от того, какой уровень фильтрации цифрового шума вы выбрали: низкий, средний или высокий. Если вы опытный пользователь фоторедакторов — выбирайте первый вариант, если не любите заниматься постобработкой — средний.
Высокий уровень фильтрации эффективно убирает артефакты с плавных тоновых областей и переходов, но ощутимо замыливает мелкие детали. В целом камерное шумоподавление весьма бережно относится к детализации, и она сохраняется на приличном уровне до максимальных 12 800 ISO.
Вполне рабочими являются значения чувствительности до 3200, вплоть до 6400 деградация качества наиболее заметна в области теней, но от артефактов страдают и средние тона. Начиная с 8000 ISO включается более мощная фильтрация, сглаживающая однотонные участки, но мало затрагивающая контрастные. В целом же возможности съемки данного компакта на высоких ISO впечатляют.
Выводы
Модель Canon PowerShot G1 X - хороший кандидат на роль единственной камеры в путешествиях. Она предлагает широкие творческие возможности и обеспечивает высокое качество снимков (в том числе в условиях недостаточного освещения), не уступающее DSLR полупрофессионального класса.
Камера также поддерживает аксессуары для «зеркалок»: внешние вспышки, радио- и ИК-синхронизаторы. Видеосъемка в разрешении до Full HD расширяет творческие возможности.
Тесты в картинках
1. Правильные цветопередача и экспозиция при смешанном освещении. Цифровой шум эффективно устранен автоматикой, артефакты выражены слабо (45 мм, f/8, 1/25 с, ISO 800).
2. Автофокусировка справилась в условиях довольно плотного тумана. Система стабилизации тоже отработала эффективно. Глубина резкости достаточная для данного сюжета (28 мм, f/5,6, 1/6 с, ISO 1600).
3. Камера уверенно фокусируется через толстое стекло иллюминатора. Детализация на хорошем уровне. Избыток света не позволил получить необходимую контрастность (76 мм, f/8, 1/400 с, ISO 100).
4. При съемке в контровом свете без бленды контрастность практически не снизилась, но возникли блики («зайцы») у края кадра. Экспозиция установлена корректно (28 мм, f/8, 1/200 с, ISO 100).
5. Контрастный сюжет, снятый в широкоугольном положении зума. На ветвях по краям кадра практически отсутствуют хроматические аберрации. Мелкие детали не замылены даже в углах (28 мм, f/5,6, 1/200 с, ISO 100).
6. Хорошая детализация снимка, несмотря на съемку с высокой чувствительностью при длинной выдержке. Автобаланс белого и экспозиция корректные (28 мм, f/7,1, 1/6 с, ISO 1250).
7. Все тона высококонтрастного сюжета вписались в динамический диапазон. Угол охвата объектива в крайнем положении явно недостаточен для подобных сцен (28 мм, f/8, 1/200 с, ISO 100).
8. Съемка при максимальном фокусном расстоянии. Получен высокий уровень детализации, вплоть до текстуры камня. Света передержаны, но поддаются восстановлению в фоторедакторе (112 мм, f/8, 1/160 с, ISO 125).
Комментарии