Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

 

— Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну?

— Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

— В рамках поездки нам обязательно нужно снять башни. Почему это важно?

— Каждый фотограф, наверное, хочет снять что-то, что еще не снято никем, что никто другой еще не видел. Но если говорить о природе – уже практически все сфотографировано. В таком случае чем мы можем удивить зрителей? Мы их можем удивить только эмоцией, чувством, взглядом. А что такое башни? Башни – это человеческие следы в природе, которым так много лет, что они уже превратились в продолжения гор, стали частью природы. При этом они несут дух истории, воспоминания о людях, которые здесь когда-то жили. А самое интересное — люди сюда возвращаются! Я надеюсь, у нас получится найти башни, где сейчас живут люди, познакомиться с семьями, которые решили восстановить свои родовые башни. Мне всегда было интересно, как люди сохраняют свою историю, свои корни. И, мне кажется, что сейчас это особенно важно, потому что глобализация стирает особенности места, делает все одинаковым. Осетинские башни, на мой взгляд, — это явление, противоположное глобализации.

 

 

 

 

— Расскажите подробнее о том, как сейчас восстанавливают родовые башни.

— Во время нашей экспедиции мы побывали в Куртатинском ущелье, где семья восстановила башню и пригласила нас посмотреть, как устроен быт, как вот живут и существуют восстановленные башни. В Осетии действительно многие семьи восстанавливают их как память.

— Александр, у Вас огромный опыт фотографа-путешественника. Какие основные принципы пейзажной фотографии?

— В пейзажной фотографии очень важно, чтобы была многоплановость, чтобы картинка была не плоская, а глубокая. Многоплановость достигается в первую очередь цветом и светом. Даже если нет перепадов рельефа, цветовые и световые пятна сделают картинку глубокой. В этом смысле Осетия — просто подарок для пейзажного фотографа. Например, в Куртатинском ущелье, я помню, я сфотографировал образцовый многоплановый пейзаж: по первому плану у нас была река, на втором плане — хребет с башнями, дальше еще несколько хребтов: один, второй, третий, а на самом верху — это Большой Кавказский хребет. Такие картинки, конечно, можно снимать очень долго, потому что свет меняется, ветер, он гонит тучи, появляются лучи солнца. Вообще пейзажная фотография требует много времени. Иногда, чтобы получить хороший кадр, может быть, нужно поставить палатку, и ждать именно такой свет, который позволит сделать не просто кадр, а именно красивую картинку.

— Есть какие-то специальные качества, которые пейзажный фотограф должен в себе развивать?

— В пейзажной фотографии главное не лениться. Нужно с утра подняться на гору и залезть повыше. Для того чтобы снять действительно красивую картинку, нужно залезть совсем высоко.

— В экспедиции в Осетию Вы поставили перед собой задачу снять историю, пообщаться с людьми. Получилось?

— Сделать хороший репортаж — это как приготовить хороший борщ. Там должно быть все — и пейзаж, и люди, и макросъемка. Репортажник должен уметь снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. У начинающих фотографов часто такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот начну снимать? Когда я учился фотографии на факультете журналистики МГУ, у нас было такое упражнение: снимать людей, не бояться. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз, и пошёл. Это такая здоровая журналистская наглость. Попробуй взять широкоугольник 16 миллиметров, зайти в семью и начать фотографировать. Это не просто. Когда попадаешь в пространство чужих людей, нужно понимать, что можно, а что — нет, где та граница, которую нельзя перейти. А что касается Осетии, то люди гостеприимные, можно слёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Вообще улыбка — лучший способ начать разговор.

— В путешествиях вы пользуетесь техникой Nikon. Почему?

— Nikonможет справиться со съёмкой сложных условиях. Nikon можно уронить с горы вон в ту долину, потом найти его там — и он будет работать. Мне кажется, что с его помощью можно забивать гвозди и продолжать фотографировать. Для меня Nikon — как продолжение руки, настолько у него удобная эргономика.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Александром Железняком на телеканале «Моя планета».

  

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог10 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Блог4 года назад
Однажды документальный фотограф и Z Creator Nikon Елена Чернышова бросила работу и отправилась в тре...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог9 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 1

Фототур в Грузию с Рустамом Хаджибаевым Часть 1

Блог7 лет назад
Вашему вниманию представляется несколько серий фильма о моём фототуре в Грузию. Удивительным образом...
Paperboyo: трансформация реальности

Paperboyo: трансформация реальности

Блог1 год назад
В эпоху, когда доминируют цифровое искусство и фотография, Paperboyo выделяется тем, что сочетает пр...
Лиза Дракап: фотопроект «Шарпвуд»

Лиза Дракап: фотопроект «Шарпвуд»

Блог2 мес. назад
Лиза Дракап — фотограф и преподавательница из северной части Англии. Она стремится подчеркнуть культ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог4 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Мостафа Нодех: тишина и минимализм в пейзажной фотографии

Мостафа Нодех: тишина и минимализм в пейзажной фотографии

Блог4 мес. назад
В мире, перенасыщенном красками и шумом, иранский фотограф Мостафа Нодех предлагает нам замедлиться ...
Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Блог4 года назад
Наверное, началом эры мобильных телефонов можно считать 1902 год, когда изобретатель Натан Стабблфил...
Белые медведи Мартина Грегуса

Белые медведи Мартина Грегуса

Блог3 года назад
Канадский фотограф Мартин Грегус, родившийся в Словакии, получил признание за свои работы по докумен...
Превратите ваши фотографии в литофаны

Превратите ваши фотографии в литофаны

Блог4 года назад
Если вы хотите добавить новое измерение к своим фотографиям, тогда литофан – то, что вам нужно. Испо...
Джованни Тисокко делает уникальные абстрактные уличные снимки

Джованни Тисокко делает уникальные абстрактные уличные снимки

Блог2 мес. назад
Джованни Тисокко, итальянский фотограф, обладающий глубоким пониманием тонкостей визуального языка и...
Раджеш Вора фотографирует уникальную пенджабскую традицию украшения домов скульптурными резервуарами для воды

Раджеш Вора фотографирует уникальную пенджабскую традицию украшения домов скульп...

Блог1 год назад
Посетите сельские деревни Доаба в индийском штате Пенджаб, и вы, скорее всего, увидите огромные скул...
Погружаясь в историю: как воссоздание ранних дагеротипных фотографий открыло нам окно в прошлое

Погружаясь в историю: как воссоздание ранних дагеротипных фотографий открыло нам...

Блог4 года назад
В этой статье Элиза Декурси из Исследовательской школы гуманитарных наук и искусств Австралийского н...
Уличные животные в объективе Джада Джадсады

Уличные животные в объективе Джада Джадсады

Блог5 мес. назад
В динамичной и хаотичной городской среде тайский фотограф Джад Джадсада демонстрирует способность вы...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком
Nikon

Комментарии

Отправить