Правила жизни. Александр Ра

Правила жизни. Александр Ра

Если вам не хватает вдохновения, прочтите интервью Александра Ра, участника фотодуэта EGRA — его взгляды на фотографию и жизнь в целом вполне могут стать вашей творческой мотивацией.




«Если что-то делаешь — делай это хорошо, от души. Пробуй, меняйся, рискуй, экспериментируй!

В целом ведь все, что мы делаем — это процесс творения: слова, поступки, вещи… Мне все больше кажется, что творчество — это принцип отношения к жизни, ко всему окружающему. А если речь о фотографии, то с недавних пор я поглощен ею почти всецело. Я и до этого уделял любимому увлечению почти все свое свободное время, а в настоящий момент растворяюсь в этом. И самое забавное то, что я стал замечать, как фотография перестала быть самоцелью, она для меня нынче способ разнообразить свою жизнь — путешествовать, познавать, открывать мир, людей, себя.



В словосочетании «работа в качестве фотографа» меня несколько смущает слово «работа», ибо фотосъемку я так не воспринимаю. В качестве фотографа я не часто именно работал, то есть снимал на заказ. Однако, и такое бывает. Я, в принципе, редко отказываюсь от любых предложений, связанных с фотографией, если понимаю, что смогу выполнить просьбу качественно.



Я периодически провожу индивидуальные мастер-классы, консультирую обращающихся ко мне с просьбой поделиться опытом. И вот здесь как раз у меня есть запомнившийся случай, когда фотограф из Екатеринбурга специально прилетел ко мне, в Санкт-Петербург, с целью перенять опыт и узреть мое видение. Это было в период белых ночей. Он был так серьезно настроен и не хотел терять времени даром, что мы несколько дней и ночей кряду провели на улицах города: ходили, смотрели, снимали. Практически нон-стопом, прерываясь на непродолжительный сон тогда, когда уже выбивались из сил. Он был счастлив: влюбился в Петербург, узнал больше, чем рассчитывал, понял, как снимать городской пейзаж. Дружим с ним с той поры, общаемся, был уже у него в гостях. Ну как такое работой назвать?! В этом, пожалуй, и есть учение: отдавая — приобретаешь.



Меня вдохновляет красота. Если осознаешь, что она всюду, то и идей оказывается несметно. И проявляться она может где и как угодно. А с точки зрения фотографа одно из самых интересных явлений, конечно же, свет. Само слово «фотография» с древнегреческих времен означает «светопись». Поймать свет, его живопись, краски, тот самый момент — все равно что запечатлеть творенье Великого Художника. И тут, если приглядеться, нет рамок.

Мы вот, например, были на Байкале недавно. Так у меня там случилось новое откровение: свет даже днем настолько чист и прозрачен, что снимать хочется без остановки, от рассвета до заката, а там, глядишь, и звезды проявляются — валишься с ног, но идешь щелкать — красота ведь!.. И еще очень сильно меня возбуждает буйство стихий: громы, молнии, ливни, снегопады, шквалы, шторма, туманы — чем сильнее резвится природа, тем ярче во мне пылает сердце. Запечатлеть такое во всей красе, да так, чтобы аж из кадра веяло тем состоянием — редкость, большая удача! Но если случается — о-о-о, я в восторге!.. Такая фотография лично для меня всегда особенна, и куда интереснее той, где запечатлен эффектный закат.



В детстве я ходил в фотокружок, где познал выдержки, диафрагмы, проявители, закрепители, увеличители и прочее-прочее. Потом сам практиковал, ибо интересно было. С различной степенью интенсивности это происходило где-то примерно до университета. Потом как-то поглотили учеба и работа разом. И как-то все сошло на нет, вернувшись ненадолго, когда родился сын, которого я с упоением снимал просто на качественную «мыльницу»... А возродилось все относительно недавно, лет 7 назад, когда я вдруг понял, что не живу для себя. Я встретил Лену. Она меня, можно сказать, пробудила, напомнив, что необязательно заниматься всегда только чьими-то делами и заботами, что есть и своя жизнь, свои стремленья. Я показал ей принцип работы фотоаппарата, вспомнил сам, поснимали на пленку, купили цифру — и понеслась. Затем придумали совместный творческий псевдоним — EGRA. И стали заниматься фотографией вдвоем, учиться заново. Потом я увлекся съемкой города, панорамами. Теперь вот тянет больше на природу. И не сказал бы, что в какой-то момент обучение состоялось. Оно все это время происходит и трансформируется. Так-то я до сих пор учусь, и не думаю, что есть предел этому ученью. Только уж если достичь того состояния души, когда и камера не нужна :)



К критике своих работ я отношусь ситуативно. Могу улыбнуться и всё, могу расспросить подробности аргументации, поспорить, обсудить, могу не отреагировать, ибо мнений — миллион вариантов: одному не нравится, а другой — в восторге. В любом случае, я критику принимаю как еще одно явление, существующее в природе человека: ну захотел кто-то высказаться — пусть. А вообще, по мне, так у каждого автора найдется свой зритель. Творчество — это же свобода самовыражения. Зачем ей критика — это какой-то атавизм, на мой взгляд. Критика идет от оценки, рамок, шаблонов, правил. И где тут творчество тогда?! Проще я на это смотрю: нравится тебе чья-то работа — наслаждайся, нет — ну и ладно, жизнь продолжается. По сути-то, все постоянно меняется: и стереотипы, и мнения, и люди...



У меня есть съемка мечты. Увидеть и поснимать наш общий дом, эту обитаемую планету — из космоса.

Я не делаю нечто секретное на съемках: всматриваюсь, увлекаюсь и ухожу в процесс всецело…



Излюбленные приемы съемки? Они время от времени меняются, так как я люблю пробовать… и оттого много снимаю. А если вдуматься, то, пожалуй, я неизменно стремлюсь захватить сцену, которая не умещается в один кадр, и частенько делаю панорамы.

Вот что-что, а все ж есть то, что я готов назвать работой — это отсев отснятого материала. До сих пор у меня не получается с легкостью расставаться с фотографиями, которые собственноручно нащелкал. А если учесть, что я делаю это зачастую безудержно, то и в корзину затем летят гигабайты. Расставаться со своими творениями — будто от сердца отрывать, а не отсортируешь — потеряются самые интересные. В этом плане то, что нас двое (я и Лена), шибко помогает.



Чего бы мне хотелось достичь через 5 лет? Я так далеко не загадываю. Что случится, то и будет. Не имею какого-то конкретного плана, задумки, проекта. Будущее сокрыто — чего о нем думать. Вдруг меня завтра душа позовет вдаль от фотографии или вздумается все поменять, или вообще машина собьет. Все может быть. У меня есть только сегодня, только сейчас.

Будьте собой. Будьте тотальны. Живите сейчас. Принимайте приходящее. Улыбайтесь! Любите! И себе пожелаю того же самого :)»

























С потрясающими фотосюжетами Александра и творческого дуэта EGRA вы можете ознакомиться на сайте и в группе ВКонтакте.
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог10 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог4 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог9 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Мостафа Нодех: тишина и минимализм в пейзажной фотографии

Мостафа Нодех: тишина и минимализм в пейзажной фотографии

Блог4 мес. назад
В мире, перенасыщенном красками и шумом, иранский фотограф Мостафа Нодех предлагает нам замедлиться ...
Белые медведи Мартина Грегуса

Белые медведи Мартина Грегуса

Блог3 года назад
Канадский фотограф Мартин Грегус, родившийся в Словакии, получил признание за свои работы по докумен...
Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Фотоархив: первые мобильные телефоны, 1970-1990 гг.

Блог4 года назад
Наверное, началом эры мобильных телефонов можно считать 1902 год, когда изобретатель Натан Стабблфил...
Превратите ваши фотографии в литофаны

Превратите ваши фотографии в литофаны

Блог4 года назад
Если вы хотите добавить новое измерение к своим фотографиям, тогда литофан – то, что вам нужно. Испо...
Paperboyo: трансформация реальности

Paperboyo: трансформация реальности

Блог1 год назад
В эпоху, когда доминируют цифровое искусство и фотография, Paperboyo выделяется тем, что сочетает пр...
Пейзажная фотография Кая Хорнунга

Пейзажная фотография Кая Хорнунга

Блог3 года назад
Кай Хорнунг - отмеченный наградами немецкий фотограф, чей экстраординарный пейзажные снимки демонстр...
Джованни Тисокко делает уникальные абстрактные уличные снимки

Джованни Тисокко делает уникальные абстрактные уличные снимки

Блог2 мес. назад
Джованни Тисокко, итальянский фотограф, обладающий глубоким пониманием тонкостей визуального языка и...
5 кадров с камерой Mamiya 645 1000s и объективом Sekor 80mm f/1.9

5 кадров с камерой Mamiya 645 1000s и объективом Sekor 80mm f/1.9

Блог4 года назад
Я увлекаюсь плёночной фотографией с 2012 года. Начинал я с плёнки 35 мм и зеркальной камеры, а позже...
МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

Блог10 лет назад
Остров Саманг - сердце Курильского озера. Интересен факт, что этот остров является "родильным д...
Все оттенки синего, или как фотографировать озеро Морейн

Все оттенки синего, или как фотографировать озеро Морейн

Блог7 лет назад
Озеро Морейн я видел давно, еще подростком. На различных календарях, в фотожурналах, рекламных букле...
Необъяснимый перфоманс в серии работ Мишель Чо и Джун Ким

Необъяснимый перфоманс в серии работ Мишель Чо и Джун Ким

Блог4 года назад
Совместная серия работ Мишель Чо и Джун Ким (Michelle Cho & June Kim) исследует идеи идентичности и ...
Раджеш Вора фотографирует уникальную пенджабскую традицию украшения домов скульптурными резервуарами для воды

Раджеш Вора фотографирует уникальную пенджабскую традицию украшения домов скульп...

Блог1 год назад
Посетите сельские деревни Доаба в индийском штате Пенджаб, и вы, скорее всего, увидите огромные скул...
Правила жизни. Александр Ра
Nikon

Комментарии

Отправить