Лара Федотова.Гибридные ландшафты
Декабрьское открытие в галерее PENNLAB (Москва) удовлетворит интересы как публики, ожидающей в преддверии праздников фантастических сочетаний цвета, так и любопытство интеллектуалов, привыкших, что галерея концептуальной фотографии знакомит с творчеством провокативных художников, для которых медиа фотографии основной инструмент высказывания. Вот и на этот раз выставка–парадокс от автора, известного зрителям по лунограммам, представленным в медиа-центре «Зарядье», «Сводах» центра культуры ГЭС-2, на Красноярской биеннале и Фотомесяце в Белграде. Лара Федотова и ее новый проект «Гибридные ландшафты».
Каждый лист этой цветовой сюиты уникален: художница работает над ними в технике бескамерной фотографии [фотограммы], когда изображение творится в полной темноте непосредственно над листом фотобумаги, далее вспышка – освещающая результат «темной магии», – и проявка, фиксация изображения. Каждая из фотограмм неповторима, являясь сублимацией суммы потенциалов сложной пространственновременной системы.
Что же такое «Гибридные ландшафты»? Лара соединяет работу в студии с материальными воплощениями символов четырех стихий (огня, воды, воздуха и земли) и виртуальное сотрудничество с нейросетью, выполняющей заказ художницы по генерации изображений. Художница интегрирует в классические фотограммы цифровые изображения, полученные по запросу «sublime landscape, primary nature [возвышенный пейзаж, первозданная природа]». Четыре стихии Эмпедокла в студии Лары сыграны электрическим разрядом (в роли огня), землей (камео), фотобумагой (ее эмульсия обладает свойствами, которые могут символизировать воздух), процесс проявки изображения, невозможный без воды, привносит ее символ в игру стихий.
Из множества современных версий Маккалоковых сетей художница привлекает в свой проект наиболее распространенные, обучение которых было проведено до нее, вступая, таким образом, в отношения с цифровым Никто, видение «возвышенного пейзажа» которым выражает современный машинный стереотип моделирования нашей первичной природы. Но в толще своих значений яркая, хаотическая и экспрессивная серия «Гибридных ландшафтов» ближе кошутовым штудиям лингвистического моделирования мира, нежели экстатическим жестам Адама Фюсса и поэтике Сюзан Держесс. Лара Федотова работает с фотографией, видео, объектами, звуком, инсталляцией, выбирая наиболее точное, поддерживающее идею, сочетание инструментов: от поисков новых технологий до обращения к старинным фотографическим техникам и работе с нейросетями.
Комментарии