Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000

Зеркальная фотокамера Nikon D3000
Продолжая обзор новых поступлений от фирмы Nikon, представляем новую зеркальную камеру начального уровня — Nikon D3000. Понятно, что камера предназначена для начинающих фотографов, но словосочетание «начального уровня» не должно ослабить внимание к ней и более подготовленных любителей, так как внутри этого маленького создания заложены очень многие технологии, свойственные аппаратуре более совершенного модельного ряда. Наш эксперт Сергей СТЕБЛЮК расскажет вам о своих впечатлениях, о работе с новым аппаратом и даст необходимые рекомендации тем своим молодым коллегам, которые намереваются приобрести новую интересную камеру.

 

Технические характеристики

Матрица: ПЗС (с функцией очистки от пыли)

Размер: DX (23,6×15,8 мм)

Разрешение: 10,2 Мп (3872×2592)

Кроп-фактор: 1,5

Формат записи: NEF (RAW), JPEG

Светочувствительность: ISO 100-1600 (расширение до 3200)

Видеосъемка: AVI, Motion JPEG с нестереофоническим звуком 1280×720 / 24 кдр./с, 640×424 / 24 кдр./с, 320×216 / 24 кдр./с

Видоискатель: пентазеркало, матовый экран BriteView V типа В с фокусной рамкой (возможно отображение сетки кадрирования)

Площадь покрытия кадра: 95%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3”, 230 000 точек          

Скорость съемки: до 3 кадров/с          

Карты памяти: SD, SDHC           

Вес: 485 г           

Цена: $920        

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3000
Появление новой миниатюрной зеркалки от компании Nikon ожидалось уже давно. Многочисленные поклонники этой фирмы спорили, какими характеристиками будет обладать новая камера. Должен сразу сказать, что большинство прогнозов не оправдалось. Те, кто ожидал, что увидят слегка упрощенный Nikon D5000, будут разочарованы. Основные характеристики новой камеры примерно совпадают с предыдущей моделью — Nikon D60.

Камеру оснастили большим монитором размером в 3 дюйма, значительно улучшилась работа автофокуса благодаря модулю автофокусировки Nikon Multi-CAM1000 — такому же, как в модели D90. Теперь автофокус поддерживает и функцию 3D-слежения. Камеру не назовешь аскетичной по функциональному набору, однако в ней отсутствует модный сейчас режим видеосъемки, нет Live View и других «продвинутых» функций. Такие возможности остаются прерогативой старших моделей. Зато и цена аппарата несколько ниже.

С другой стороны, камера начального уровня и не должна конкурировать с более продвинутыми аппаратами по технической насыщенности — у нее совсем другое назначение. Она должна помочь фотографам, начинающим пользоваться зеркальными камерами, максимально быстро и как можно более простым путем освоить новый тип аппаратуры. По многим функциям, по органам управления она должна представлять некий компромисс между зеркалками и компактами.

Сейчас большинство людей, приобретающих первую зеркалку, прежде чаще всего были владельцами компактных камер и имеют определенные навыки фотосъемки, очень непохожие на те, которые им предстоит обрести, пользуясь зеркальной камерой. Предыдущие зеркалки начального уровня — Nikon D40, Nikon D60 — пользуются большой популярностью, по простоте управления вполне удовлетворительны и в основных режимах можно разобраться буквально с ходу.

На самом же деле освоение всего функционала современных зеркалок занимает довольно много времени, инструкция объемом в 200 страниц — обычное явление. Это основная проблема при знакомстве с новым аппаратом, особенно для неискушенного пользователя.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3000

Управление

Камера тестировалась с объективами AF-S NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX и новым AF-S NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR DX. Корпус камеры довольно компактен и имеет минимально необходимый набор органов управления, ставший уже классическим для компактных зеркалок. Наиболее оперативные изменения в режимы съемки вносятся внешними переключателями, а более серьезное изменение параметров производится через меню, для чего служит одноименная кнопка.

Более простой способ — через кнопку вызова быстрого меню, на котором отображаются основные параметры съемки и можно видеть всю необходимую информацию на одном табло. Там же можно внести нужные изменения.

Для привычного пользователя такое управление вполне удобно, но требует знания функций аппарата и понимания особенности их работы. Довольно характерный случай, когда обладатель новой камеры начинает обзванивать всех знакомых, потому что камера вдруг начала снимать не так, как надо, а в настройках разобраться невозможно, потому что все слова непонятные.

«Методом тыка» или сбросом на настройки по умолчанию обычно удается добиться восстановления приемлемых результатов, но понимания причин происшедшего такой выход не добавляет. Вот здесь я и хочу сказать, чем Nikon D3000 коренным образом отличается от всех остальных камер.

Основная «фишка» новой камеры как раз и заключается уникальной системе интерактивной инструкции. Режим справки в этом аппарате устроен таким образом, что довольно подробное описание той или иной функции не требует возвращения в меню, запоминания последовательности действий и уже потом включения нужного режима.

В процессе чтения справки можно сразу включить интересующую функцию и тут же опробовать ее на практике, а потом вернуться обратно или продолжать съемку. Причем сам процесс знакомства с камерой становится намного более увлекательным и эффективным. Чтение справки иллюстрируется наглядным показом особенностей выбранного режима.

Такая справочно-обучающая система касается и съемки, и просмотра снимков. Включается этот режим установкой программного диска на позицию Guide. На мой взгляд, подобным инструментом стоило бы оснащать и серьезные профессиональные камеры: это помогло бы в кратчайшие сроки овладевать всеми возможностями высококлассной аппаратуры.

В новом аппарате довольно серьезные возможности по редактированию отснятого материала: вы можете применить функцию D-Lighting, убрать красные глаза, кадрировать изображение, использовать эффекты различных фильтров, сделать снимок черно-белым или тонировать в оттенок сепии, наложить изображения друг на друга, произвести быструю ретушь, подчеркнуть один из цветов на снимке, создать видеоролик из снимков, снятых серией, изменить размер изображения.

Все изменения записываются отдельными файлами, исходное изображение останется неизменным, так что испортить важный снимок просто не удастся. Благодаря новому трехдюймовому дисплею вся эта работа проводится довольно комфортно, только вот разрешение монитора хотелось бы иметь побольше.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3000

Тестовая съемка

Испытание камеры, как обычно, началось с кручения всех колесиков и рычажков, переключения в разные режимы и съемки всего, что попадало в кадр. В этом эксперты мало отличаются от фотолюбителей, потому что составить первое представление о новой камере иным способом как-то не получается. На самом деле это очень важный этап, потому что именно при таком знакомстве начинаешь чувствовать аппарат руками и понимаешь, насколько ухватист корпус, удобны ли органы управления и каковы особенности интерфейса.

Стоит сказать, что D3000 сразу показалась удобной и, по общим ощущениям, очень дружелюбной по интерфейсу. Несмотря на принадлежность к начальному уровню, камера чрезвычайно гибка в настройках и позволяет подстроиться почти под любые условия съемки и вкусы фотографа.

Тестовые съемки было решено проводить на пленэре, и первым таким местом стал Парк культуры, потому что в таких местах обычно множество людей с фотоаппаратами и достаточно сюжетов, позволяющих испытать камеру. Для начала все настройки камеры по умолчанию и первые снимки общих планов. Облачная погода с яркими участками неба, освещение мягкое, но перепады яркости довольно большие.

Снимки получились хорошо проработанными, никаких провалов в светах, но общий контраст несколько ниже желаемого (фото 1). Следующий сюжет был посвящен проверке следящего фокуса. Малопредсказуемое движение электромобиля в пределах кадра показало хорошую работу в режиме 3D-слежения, и, хотя ощущения какой-то особенной быстроты не возникло, автофокус четко фиксировал перемещения объекта (фото 2).

Встречное движение поднимающейся по лестнице пары снималось с фокусировкой по центральной точке, в режиме обычного слежения. Никаких проблем не возникло, все снимки оказались резкими, даже снятые с близкой дистанции (фото 3). Отличную работу автобаланса белого можно оценить по другому кадру, где сняты участники свадебной фотосессии (фото 4).

Настройки Picture Control позволяют изменить контраст, насыщенность цвета и даже резкость изображения простым выбором одной из предустановок, причем разница оказалась достаточно заметной. Снимки, снятые с нейтральными настройками и с повышением или понижением параметров, не всегда полноценно правятся в графических программах. Сюжет с низким контрастом, снятый в портретном режиме, даже после обработки остался довольно блеклым (фото 5).

Повышение насыщенности цвета и контраста в режиме Vivid оказалось удобным для просмотра, но тоже не слишком хорошим для обработки (фото 6). Съемка без сжатия в RAW (NEF) ненамного спасает ситуацию. Макросъемка в соответствующей программе не всегда обеспечивает большую глубину резкости, зато экспозицию определяет очень хорошо, и повышение насыщенности цвета оказалось как нельзя кстати. Очень полезным при съемке с рук оказался и режим стабилизации изображения, предусмотренный в штатном зуме 18-55 мм (фото 7).

Пейзажная программа автоматически закрывает диафрагму для увеличения глубины резкости, но автофокус все равно предпочитает объекты, расположенные на переднем плане, — это следует учитывать при наводке на резкость.

Несколько снимков такого рода подтвердили сию тенденцию (фото 8). Съемка с ручным выбором точки фокусировки полностью решает эту проблему. Сценки с кривым зеркалом снималась в режиме серийной съемки со следящим автофокусом. Серии отрабатывались довольно быстро, без пауз на фокусировку, резкость и экспозиция в норме (фото 9).

Продолжение теста в Московском зоопарке пришлось на «режимное» время, при низкой облачности и уже слабом освещении, тем не менее увеличивать значение чувствительности не потребовалось, выдержки были достаточно короткими.

Предварительные тесты на шумы при высокой чувствительности показали, что до 800 ISO никакие шумы в светлых участках не обнаруживаются, а легкое изменение структуры в тенях настолько мало, что им можно пренебречь. Более заметный шум проявляется при 1600 ISO, но изображение все еще хорошее. Расширение чувствительности до 3200 ISO потребует обработки в графическом редакторе, хотя к этому стоит подходить творчески, например, черно-белое изображение при такой чувствительности смотрится просто замечательно.

Однако при съемке животных хотелось получить снимки максимального технического качества, поэтому чувствительность была ограничена 400 ISO. Первые же снимки спокойных животных получились просто замечательными. Препятствия возникли совсем по другой причине: диапазон фокусных расстояний объектива 16-85 мм оказался недостаточным по длинному концу для такой съемки, поэтому от некоторых сюжетов пришлось отказаться.

Наиболее сложный сюжет: белого тигра пришлось снимать через толстое стекло ограждения, поэтому в снимках появился легкий посторонний оттенок и заметно изменился контраст. Система стабилизации работала устойчиво, и все снимки получились вполне резкими (фото 10). Последняя серия была сделана на открытом водоеме. К этому времени тучи разошлись и со светом стало получше. Фотосъемка с водой в кадре всегда считалась технически сложной как по фактуре, так и по перепаду яркостей, но камера отлично передала все тонкие цветовые оттенки (фото 11).

Зеркальная фотокамера Nikon D3000

Выводы

Монитор камеры склонен показывать изображение немного более ярким и насыщенным, чем на компьютере, поэтому в первое время оценка изображения может быть не совсем точной, причем при просмотре снимков следует учитывать и условия внешнего освещения. Это в первую очередь касается контраста и яркости, а баланс белого оценивается на дисплее камеры довольно легко.

Экспозамер камеры работает хорошо, поэтому лучше не вводить поправки, пока не привыкнете к аппарату. Автоматический баланс белого работает вполне прилично, а вот матрица выдает насыщенный цвет. Скоростные характеристики очень неплохи для камеры начального уровня, фокусировка быстрая и точная. Самая интересная особенность аппарата — интерактивная обучающая инструкция, аналогов которой пока нет.

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования аппаратуру.

 

Тесты в картинках

Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии.

 

 

ФонтанФото 1. Облачная погода с яркими участками неба: мягкое освещение с довольно большими перепадами яркости. Снимки хорошо проработаны, без провалов в светах, но общий контраст несколько ниже желаемого (f/11, 1/500 с, ISO 400, объектив 18-55 мм, фокусное расстояние 50 мм).

 

 

На квадроциклеФото 2. Проверка следящего фокуса. Функция 3D-слежения позволила поймать хаотичное движение объекта в пределах кадра, автофокус четко фиксировал перемещения (f/7,1, 1/200 с, ISO 400, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

 

БрачующиесяФото 3. Режим обычного слежения, фокусировка по центральной точке. Люди, двигающиеся к камере, оказались резкими, даже при съемке с близкой дистанции (f/9, 1/100 с, ISO 200, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 38 мм).

 

 

БрачующиесяФото 4. Отличную работу автобаланса белого можно оценить по этому кадру. Серый камень, зеленая трава, одежда участников свадебной фотосессии — все передано безупречно (f/8, 1/125 с, ISO 200, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 85 мм).

 

 

СтоликиФото 5. Снимки, снятые с нейтральными настройками и с повышением или понижением параметров обработки камерой, не всегда можно полноценно править в графических программах. Портретный режим выдал слишком низкий контраст, и даже после обработки изображение довольно блеклое (f/8, 1/250 с, ISO 400, объектив 18-55 мм, фокусное расстояние 34 мм).

 

 

ОленьФото 6. Режим Vivid повышает насыщенность цвета и контраст. Это удобно для просмотра, но тоже не слишком хорошо для постобработки (f/5, 1/500 с, ISO 400, объектив 18-55 мм, фокусное расстояние 48 мм).

 

 

ЦветыФото 7. Режим макросъемки не всегда обеспечивает большую глубину резкости. Хотя экспозиция определена очень хорошо, и повышение насыщенности цвета оказалось весьма кстати. При съемке с рук оказался полезным режим стабилизации изображения, предусмотренный в штатном зуме (f/5,6, 1/80 с, ISO 400, объектив 18-55 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

 

КатерФото 8. Пейзажная программа закрывает диафрагму для увеличения глубины резкости, но автофокус предпочитает выхватывать объекты на переднем плане (f/9, 1/320 с, ISO 400, объектив 18-55 мм, фокусное расстояние 18 мм).

 

 

У кривого зеркалаФото 9. Пример серийной съемки со следящим автофокусом. Девочка активно двигалась, но «сбоев» по резкости почти не было (f/7,1, 1/200 с, ISO 400, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 52 мм).

 

 

Белый тигрФото 10. Из-за толстого стекла ограждения на снимках белого тигра появился легкий посторонний оттенок и заметно изменился контраст. Система стабилизации работала устойчиво, и все снимки получились резкими (f/5,6, 1/250 с, ISO 400, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 85 мм).

 

 

ФламингоФото 11. Технически сложная фотосъемка с водой. Камера отлично передала все тонкие цветовые оттенки (f/5,6, 1/320 с, ISO 400, объектив 16-85 мм, фокусное расстояние 85 мм).

Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!

Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощ...

Тесты1 мес. назад
Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода...
Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX30 IS: там, за горизонтом…

Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX30 IS: там, за горизонтом…

Тесты6 лет назад
Новая фотокамера относится к классу компактных ультразумов. Отличается от предыдущей модели новым 35...
Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоро...

Тесты6 лет назад
Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой...
Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и Auto ISO

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и Auto ISO

Тесты2 года назад
Съемка в режиме Auto ISO. Этот режим съемки включен по умолчанию. Камера чутко реагирует на изменени...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Тесты6 лет назад
Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D...
Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тесты3 года назад
Сегодня для профи, завтра – для всех. В фотоиндустрии давно наметилась эта тенденция: самые передовы...
Смартфон Le Eco Pro 3: видео 4K

Смартфон Le Eco Pro 3: видео 4K

Тесты1 год назад
Le Pro3 может снимать не только FullHD но и 4К видео. Отсутствие стабилизатора сказывается на плавно...
Тест Sony NEX-5T: камера прекрасна в репортаже из толпы, на съемке заполярных ланшафтов и хороша на фотоохоте

Тест Sony NEX-5T: камера прекрасна в репортаже из толпы, на съемке заполярных ла...

Тесты5 лет назад
В августе 2013 года была представлена новая камера Sony NEX-5T. От своих уже достигших совершенства ...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты2 года назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Тесты1 год назад
Смартфон Le Pro3 позволяет снимать слоу-моушн видео прям в камере. Разрешение при этом переходит в р...
Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Тесты2 года назад
Съемка в режиме 4K. В Nikon D500 сняты все ограничения на съемку видео повышенной четкости. Вы может...
LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генерато...

Тесты1 год назад
В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ве...
Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тесты5 лет назад
На основании длительной тестовой съемки можно сделать вывод о том, что, если вы планируете приобрест...
Тест беззеркального фотоаппарата Nikon V1: матрица нуждается в перезагрузке?

Тест беззеркального фотоаппарата Nikon V1: матрица нуждается в перезагрузке?

Тесты6 лет назад
Беззеркальная камера Nikon V1, созданная на одной базе с младшей моделью Nikon J1, но имеет некоторы...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты1 год назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить