Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA

Когда берешь в руки объектив Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA (SEL-50F14Z), сразу возникает ощущение, что это премиальный продукт. Объектив был выпущен почти три года назад, в июле 2016-ого. Довольно габаритный и массивный. Но именно эти характеристики меня совершенно не смутили, поскольку за время использования других фотосистем у меня сформировалась привычка, что дискретный объектив с подобной высокой светосилой должен быть именно тяжелым и крупным.

Автор: Сергей Гаврилов

00

На удивление, этот оказался легче, чем я предполагал, и никого неприятия не возникло. Он ухватистый и удобный. Левая рука комфортно располагается под объективом для его удержания. Масса составляет 778 г, а камера ILCE-7RM3, с которой я проводил тестирование, весит меньше 657 г. Объектив тяжелее, но в руках лежит сбалансированно, и впечатление громоздкости не вызывает. В повседневной работе я склонен к компромиссу и скорее предпочту оптику менее светосильную, но также менее габаритную. Однако для некоторых съемочных ситуаций, когда требуется получить красивое боке и нужна светосила f/1.4, такой объектив, как SEL-50F14Z, незаменим.

Конструктив

В объективе реализованы высокотехнологичные решения. Например, в оптическую схему входит 12 элементов в 9 группах, включая один низкодисперсный ED-элемент (Extra-Low Dispersion) и два асферических, среди которых один усовершенствованный AA-элемент (Advanced Aspherical). Благодаря этим элементам уменьшается сферическая и хроматическая аберрации. Также имеется антибликовое покрытие Carl Zeiss T*, которое минимизирует появление бликов и радужных ореолов и одновременно увеличивает точность цветопередачи и контрастность изображения.

01

Для сравнения ознакомьтесь с другими «полтинниками» с E-байонетом. Объектив SEL-50F18 – 9 элементов/8 групп; SEL-50F18F – 6/5; SEL-55F18Z – 7/5. А здесь целых 12 элементов! Как поясняет сама компания Sony, эта усовершенствованная оптическая схема устраняет кривизну поля изображения и другие оптические искажения, обеспечивая при этом качественную контрастность и детализацию по всему полю изображения при любом значении диафрагмы. Стабилизатора нет, с другой стороны, он не слишком и нужен, поскольку у всех последних полнокадровых камер Sony имеется 5-осевая стабилизация на матрице. В объективе используется внутренняя фокусировка, а значит, передний элемент не вращается. Корпус имеет пыле/влагозащищенное исполнение.

Боке

Как я уже сказал в самом начале, этот объектив привлекает меня очень интересным боке. Оно формируется в том числе за счет 11-лепестковой циркулярной диафрагмы. Следует отметить, что в обычной циркулярной диафрагме фирменного дизайна Sony имеется 9 лепестков, как, например, в объективе SEL-55F18Z. Благодаря 11-лепестковой конструкции, формируется очень красивое, благородное, ровное и четкое боке. Возникает ощущение объемности изображения. Блики, которые появляются в некоторых сюжетах, снятых на f/1.4, обладают ровными формами.

02

Управление

С помощью отдельного кольца можно управлять диафрагмой (f/1.4-16) с шагом 1/3EV. Каждое положение жестко фиксируется. Есть специальный переключатель, который отключает эти «клики», и тогда кольцо вращается плавно и практически бесшумно. Подобное решение оптимально для съемки видео. Ручное кольцо диафрагмы не полностью механическое, оно имеет электронный сервопривод.

03

Повернув кольцо в крайне правое положение, можно переключиться в режим «А» (сюда происходит переключение с кликом даже в плавном видеорежиме). В этом положении объектив отдает управление диафрагмой камере — режимы A/S/M. К слову, если для установок диафрагмы используется кольцо на объективе, то в камере можно устанавливать только выдержку в режимах S и M. В режиме М за остановки выдержки отвечают оба колесика на камере. Обмануть электронику не получится...

04

Второе кольцо на объективе, широкое, используется для ручной фокусировки. Оно также управляется электронным сервоприводом. Поначалу можно немного запутаться. Например, как установить сразу в бесконечность, если нет фиксированного предельного положения кольца? Но потом привыкаешь к этому стилю работы. Ход ручного фокусировочного кольца плавный и тугой.

Чтобы перейти в ручной режим, нужно воспользоваться переключателем MF/AF. Другой вариант — произвести переключение в меню камеры. Физический переключатель в этом случае не играет никакой роли. Например, вы можете на объективе оставить положение AF, а в камере выставить MF. Объектив будет работать в ручном фокусе.

Автофокус

В камере используется ультразвуковой мотор SSM (Supersonic Wave Motor), благодаря которому, согласно заявлению компании Sony, обеспечивается быстрый и бесшумный автофокус. По результатам практического использования нельзя сказать, что он совершенно бесшумный. Его работу слышно, однако с практической точки зрения, важнее скорее качество аудио на видеозаписи, чем акустический комфорт фотографа.

Самый лучший вариант получился при записи на встроенный микрофон, если крутить кольцо диафрагмы и кольцо наводки на резкость плавно, без фанатизма. А вот рысканье автофокуса все равно слышно. Кстати, правильно снимать видео в ручных режимах, в том числе без автофокуса, когда звуки от его работы отсутствуют.

05

Обратите внимание, что даже при диафрагме f/1.8 обеспечивается микроскопическая глубина резкости, например, на снимке выше буквально 3-4 мм. И резкими здесь получились ресницы правого (дальнего) глаза и зрачок. Но в портретной съемке при использовании светосильной оптики подобные решения допускаются. Собственно, в этом и смысл, чтобы поставить четкий акцент при общем мягком плане и смягченной фактуре. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/50 с, f/1.8, ISO 640, f=50 мм.

Автофокус абсолютно уверенный, рысканий мало, наводится четко, можно спокойно снимать на полностью открытой диафрагме f/1.4. Но для подстраховки я бы рекомендовал прикрываться на треть ступни, до f/1.6. Поскольку я фотографирую в основном портреты, то всегда использую режим автофокуса по глазам. С этим объективом он работает идеально. У меня никаких претензий нет. Для съемки динамичных объектов эксперты рекомендуют использовать режим захвата и слежения Lock-on AF Expand Flexible Spot («Следящий автофокус: расширенное регистрационное пятно АФ»). Тогда, как отмечают эксперты, будет все 100 процентов попаданий.

Качество изображения

По результатам анализа проведенной съемки можно назвать этот объектив обеспечивающим отличное качество изображения. Для определенных сюжетов он действительно прекрасен. Демонстрирует стабильную резкость по всему полю изображения. Правда, на максимально открытой диафрагме f/1.4 эта резкость уменьшается по углам, появляется легкое смягчение, но начиная с чуть прикрытых диафрагм объектив резок по всему полю. С другой стороны, лично меня резкость при f/1.4 полностью устраивает.

Дисторсию фактически не видно невооруженным глазом. Виньетирование незначительное: на открытой диафрагме f/1.4, конечно, чуть сильнее, но меня не смущает. Бликозащищенность отличная, в условиях контрового освещения контраст сохраняется. Также могу отметить корректную цветопередачу тонов кожи.

06

Для этого объектива все значения диафрагмы являются рабочими, в том числе максимально открытая f/1.4. Обеспечивается отличное объемное изображение - чрезвычайно резкий объект съемки при мягком размытом фоне в нерезкости. Отлично работает фокусировка по глазам. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/60 с, f/1.4, ISO 1250, f=50 мм.

07

Итоговое изображение - резкое, сбалансированное, корректно передающее фактуру кожи. За счет небольшой глубины резкости обеспечивается акцент на ключевых элементах (в данном случае глаза) с дальнейшим плавным переходом в сбалансированный расфокус. Получается изображение с красивым воздушным объемом, но без излишней желейности. Съемочные параметры: камера ILCE-7RM3, объектив SEL-50F14Z, 1/100 с, f/1.4, ISO 250, f=50 мм. 

Хроматические аберрации эффективно исправлены, я обнаружил только эффект «фрингинга» (fringing), который возникает в сложных (высококонтрастных) условиях освещения и выражается в микроскопической кайме, которая заметна лишь при значительных увеличениях свыше 100 процентов.

Для таких светосильных объективов, как SEL-50F14Z, характерно появление сферохроматизма, или «цветового боке». Эффект возникает вне зоны резкости, на переднем или на заднем плане. Например, в процессе нашего тестирования мы обнаружили зеленые края у бликов только в некоторых высококонтрастных сюжетах и при увеличениях свыше 100 процентов.

image_11

image_12

Таблица MTF. Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.

Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии, представленные с частотой 10 пар лин./мм, 30 пар лин./мм и 40 пар лин./мм. Измерения выполнены на максимально открытой диафрагме f/1.4 и диафрагме f/8.

Вертикальная ось показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось ответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края. Например, в полноформатном 35-мм кадре расстояние от центральной точки до угла равна 21,6 мм.

Заключение

Я редко выбираю оптику с фокусным расстоянием 50 мм, мне ближе 35 мм или 85 мм. Однако в объективе Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA для меня ценна именно максимальная светосила f/1.4, которая позволяет получать прекрасные объемные изображения. Также следует отметить отличное ровное разрешение, пластичное боке, эффективно исправленные хроматические аберрации, отсутствие видимой дисторсии, приемлемое виньетирование. Благодаря диафрагменному кольцу можно осуществлять оперативное управление во время съемки. Видеографам понравится ручное и бесступенчатое управление диафрагмой. Значительные габариты и масса объектива меня совершенно не смущают. Кроме того, нужно учитывать, что существуют полтинники f/1.4 гораздо более тяжелые и массивные.

Подводя итог, могу сказать, что объектив позволяет получать изображения с премиальной пластикой и способен стать прекрасным выбором для тех фотографов, которым необходимы достоинства диафрагмы f/1.4.

Достоинства: отличная пластика, ощущение премиального качества изображения, резкость на максимальной диафрагме f/1.4, ровное разрешение по всему полю кадра; бесступенчатое управление диафрагмой, наличие диафрагменного кольцо с двумя режимами работы

Недостатки: недостаточно тихий привод автофокуса при съемке видео со встроенным микрофоном

Спецификации

Байонет Sony E

Формат 35 мм (экв. f=75 мм для APS-формата)

Оптическая схема 12 элементов в 9 группах, включая один низкодисперсный ED-элемент (Extra-Low Dispersion) и два асферических, в том числе один AA-элемент (Advanced Aspherical)

Угол поля зрения: 47°

Макс. увеличение 0,15x

Мин. диафрагма f/16

Диафрагма 11-лепестковая

Минимальная дистанция фокусировки 45 см

Пыле/влагозащищенное исполнение

Диаметр под фильтр 72 мм

Габариты 108х83,5 мм

Масса 778 г

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/obiemnyj-risunok-test-obiektiva-sony-carl-zeiss-planar-t-fe-50mm-f-1-4-za
Обзор и тест объектива Canon EF 35/1.4 L

Обзор и тест объектива Canon EF 35/1.4 L

Тесты7 лет назад
Один из наиболее "хвалимых" объективов Canon. Многие фотографы считают обязательным иметь в своем ар...
Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000

Тест зеркального фотоаппарата Nikon D3000

Тесты12 лет назад
Продолжая обзор новых поступлений от фирмы Nikon, представляем новую зеркальную камеру начального ур...
На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

Тесты5 лет назад
Объектив Sony FE 24-240mm f/3.5-6.3 OSS (SEL-24240) был анонсирован в начале 2015 года. Этот 10-крат...
Тест и особенности Nikon D7500

Тест и особенности Nikon D7500

Тесты7 лет назад
Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменал...
Тест Canon PowerShot G16: отличная съемка стремительных событий

Тест Canon PowerShot G16: отличная съемка стремительных событий

Тесты10 лет назад
Повсеместное распространение смартфонов и планшетов привело к закату недорогих фотокамер, называемых...
Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Тесты5 лет назад
Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус польз...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контраста камера показала себя отлично, прорабатывая свет и тени

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контр...

Тесты11 лет назад
Компания Canon имеет большой опыт в создании камер с размером сенсора 24×36 мм. Прежде всего хочется...
Nikon D5500: работа автофокуса в условиях статичной съемки

Nikon D5500: работа автофокуса в условиях статичной съемки

Тесты9 лет назад
В режиме автофокуса камера достаточно точно наводится на резкость в условиях яркого освещения. Как т...
Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Тесты6 лет назад
Самое интересное, пожалуй, в видео режиме Nikon D850 - это съемка ТimeLapse или цейтраферное видео,...
Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположить

Тест Nikon 1 V2 и Nikon 1 J3: камеры оказались лучше, чем можно было предположит...

Тесты11 лет назад
Так или иначе, интерес Nikon 1 вызывает. Насколько производителю удалось использовать потенциал смен...
Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Тесты10 лет назад
Осенью прошлого года компания Nikon представила новую фотокамеру Nikon D5300. Эта модель является да...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3s

Тесты12 лет назад
В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержат...
Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тесты10 лет назад
Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заяв...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D7000

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D7000

Тесты12 лет назад
Камера Nikon D7000 в линейке зеркальных любительских фотоаппаратов компании Nikon занимает верхнюю п...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты8 лет назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить