Тест зеркальной камеры Nikon D5300

Осенью прошлого года компания Nikon представила новую фотокамеру Nikon D5300. Эта модель является дальнейшим развитием популярной серии массовых зеркальных фотоаппаратов серии 5ХХХ, которые сочетают в себе весьма широкие возможности съемки, гибкую настройку многих параметров и вполне доступную для большинства фотолюбителей стоимость. Иногда эту группу техники называют камерами начального уровня.

Текст и фото: Андриан КОЛОТИЛИН.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6639

Зеркальная фотокамера Nikon D5300

Технические характеристики

 

Введение

Разработчики постарались не создавать искусственных ограничений функционала в недорогих моделях и применили технологические решения, расширяющие удобства работы при съемке. В результате получается не фотоаппарат начального уровня, а технически насыщенное и сбалансированное устройство. Попробуем разобраться, какие технологические изменения произошли в конструкции нового фотоаппарата и как они практически повлияют на возможности фотографа.

 

Особенности камеры

Сердцем фотоаппарата стала связка новой CMOS-матрицы разрешением 24,2 миллиона пикселей формата APS-C (т.е. с кроп-фактором 1,5) и новейшего процессора Expeed 4, который обеспечивает улучшенные функции фокусировки и обработки данных при съемке видео и более щадящее энергопотребление. Однако самым важным событием для камер этого класса стало удаление из блока матрицы оптического фильтра низких частот.

Этот фильтр предотвращал возникновение муара на изображении в некоторых случаях, например при съемке синтетических тканей или оперения птиц (надо отметить, это крайне редкая для фотолюбителя ситуация). Побочным эффектом этого было некоторое — иногда значительное — снижение резкости при передаче мелких деталей. Теперь можно ожидать более точной передачи мелких деталей на снимке. О том, насколько это соответствует действительности, мы поговорим в практическом разделе теста.

У нового фотоаппарата, как и у всей продукции фирмы, отличная для своего класса система автоматической фокусировки. 39 точек фокусировки расположены равномерно по площади кадра, при вертикальной ориентации фотоаппарата нет мертвых зон в верхней или нижней частях изображения. В нормальных или затененных условиях все точки фокусировки работают быстро и надежно, при наводке на резкость в темной комнате, ночном клубе, под пологом леса лучше пользоваться центральной точкой фокусировки. Именно с ней сопряжен небольшой фонарик подсветки, помогающий фотографу.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6654

Органы управления камеры заточены под фотолюбителя, знакомого с азами фотографии, но не ставящего себе задачу постоянно вручную контролировать все параметры съемки. Из особенностей стоит отметить поворотный в двух плоскостях дисплей, к сожалению, не сенсорный. Дисплей может отображать информацию в двух стилях. По умолчанию установлен графический стиль отображения, с мелкими цифрами и анимированным отображением значений диафрагмы. Во время реальной съемки это неудобно, лучше переключить отображение параметров при помощи меню в классический стиль с крупными буквами и цифрами.

О любительском назначении камеры свидетельствует отсутствие кнопки чувствительности ISO. Вероятно, предполагается, что фотолюбитель будет доверять сюжетным программам «Портрет», «Ночной пейзаж» или «Еда», что вполне справедливо для большинства неискушенных. Использование зеркальной техники в странах бывшего СССР имеет свою специфику, которая заключается в наличии у многих любителей значительного багажа знаний о принципах фотографии.

Именно для таких пользователей в камере есть программируемый орган управления — кнопка Fn, которой можно назначить опцию изменения чувствительности ISO и взять полностью или частично управление камерой в свои руки.

 

Фотокамера Nikon D5300205O6661

В камере присутствует уже ставший традиционным модуль связи для соединения по Wi-Fi с мобильным устройством, коммуникатором или смартфоном. Связь с развернутыми сетями, внутриквартирной или офисной, в аппарате не предусмотрена. Прекрасным дополнением для путешественника стал модуль GPS, который проставляет в описание каждой фотографии его географические координаты, воспринимаемые всеми основными программами для работы с геоданными. В моем случае модуль показал точность в 35–40 метров по сравнению с профессиональным туристским навигатором серии Garmin 62s.

 

Качество изображения

Перед тем как провести реальную съемку, я попробовал разобраться в особенностях работы камеры на разных значениях светочувствительности. В процессе теста использовался предложенный производителем суперзум AF-S Nikkor 18–300 VR G стоимостью около 30 000 рублей. Этот объектив способен решить почти все задачи фотолюбителя — путешественника и стрит-фотографа, компактен и имеет надежную для своего класса оптики конструкцию.

Естественно, результаты сопоставлялись с аналогичными и более продвинутыми по классу системами камера — оптика, в том числе от конкурентов. В диапазоне 100–400 ISO изображение гладкое, детализация и шумы визуально не отличаются от других представителей в любом классе, имеется большой потенциал для редактирования и поднятия визуальной резкости. 800–1600 ISO сохраняет хорошую детализацию в светлых участках изображения, но проявляются размытие деталей в тенях и цифровой шум.

При 3200–6400 ISO заметно влияние внутренней обработки сигнала (шумоподавление установлено на минимум), резкость искусственно увеличивается, шум приобретает характер имитации пленочного зерна. Изображение полностью пригодно для печати и просмотра. Изображения при 12 800 ISO полностью приобретают характер зерна высокочувствительной пленки и после некой обработки и уменьшения размеров могут вполне применяться в любительской фотопечати, в новостных изданиях, в Сети без ограничений. Однако по сравнению с камерами высшего класса проигрывают по разрешению (передача мелких деталей) и количеству времени, затраченному на обработку. Но это очень хороший результат для зеркальной камеры любительского класса!

А что же с обещанным производителем увеличением детализации мелких объектов? Обнаружить какие-либо отличия на фото с матрицы Nikon D5300 без низкочастотного фильтра от снимков, сделанных другими традиционными конструкциями, невооруженным взглядом мне не удалось. Поэтому я обратился к знакомому специалисту — физику и фотографу. Илья Луцкер, физик-оптик, разработчик оптических систем из Израиля, разъясняет: «Увидеть реальное изменение можно лишь с объективами, дающими разрешение порядка 150 линий на мм и выше. 

Таких в фотографии немного. Современные очень дорогие длиннофокусники на апертурах f/4–5,6 должны дать подобное разрешение (при отсутствии вибрации), наблюдать отличие можно сравнивая перья птиц, тонкие веточки и подобные объекты. На «средних» объективах (все зумы, портретники, широкоугольники) разницу заметить практически невозможно: хроматические аберрации и дифракция выполняют роль подобного фильтра». 

Будем считать, что отсутствие низкочастотного фильтра принесет реальную пользу владельцам первоклассной оптики, которая нечасто встречается в арсенале пользователей зеркальных камер начального уровня. Эта опция вряд ли может быть определяющей при выборе новой фотокамеры, но уж конечно не лишней.

К приятным бонусам, которыми радует нас производитель, можно отнести ряд таких регулировок, которые нечасто встретишь у конкурентов. Изменение интервала задержки автоспуска от 2 до 20 секунд и количества сделанных после этого кадров (от 1 до 9), сложение нескольких изображений в одно, набор различных украшающих эффектов без применения графического редактора и интервальная съемка могут заинтересовать фотолюбителя, покупающего свою первую зеркалку. Изучив довольно большой набор этих предварительных установок и систему подсказок, можно даже выработать свой первый творческий стиль.

 

Практическая работа

Любительской камере зададим простую любительскую задачу: «фотки» с общественного мероприятия. Но с элементами хаотического движения в условиях толпы — пусть это будет встреча весны, широкая Масленица, русский праздник, с кулачным боем, гуляниями и обязательным медведем.

Самая простая ситуация — съемка по свету на невысокой чувствительности — дает достаточную резкость, по снимку при большом увеличении можно изучать детали архитектуры, легко просматриваются две птицы в небе (хотя они не будут заметные при полиграфической печати). Виньетирования и геометрических искажений объектива не заметно. Правая крайняя фокусировочная точка, глубину резкости обеспечивает сильно закрытая диафрагма, для компенсации большого количества белого в кадре применена коррекция +2/3 EV.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_1_DSC_0001_2

Для компенсации большого количества белого в кадре применена коррекция +2/3 EV ( 400 ISO, f/14, 1/640 с).

 

Вот более сложная ситуация, когда освещенность теневых и ярких участков превышает динамический диапазон матрицы. Применен фирменный режим внутренней обработки HDR, когда камера делает автоматически последовательно несколько снимков и складывает их в приемлемый результат. Степень воздействия фильтра слабая, так как сильное вмешательство приводит к нереальному, «мультяшному» результату. Аналогичный результат может быть получен продвинутым фотографом при съемке в формат NEF и последующей обработке в приобретаемых отдельно RAW-конверторах.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_2_DSC_0002_2

Применен фирменный режим внутренней обработки HDR (результирующие параметры –100 ISO, f/9, 1/40 с).

 

При съемке сверхконтрастного сюжета с солнцем в кадре потребовалось уменьшить его влияние на экспонометрию камеры, поскольку справиться с этим не может ни одна автоматическая система матричного замера, а использование точечного для любителя слишком сложно. Коррекция –2 EV, но можно воспользоваться эффектом «Силуэт», который создаст схожий результат.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_3_DSC_0003_2

Эффект «Силуэт» (400 ISO, f/9, 1/4000 с)

 

Резюмируя, стоит отметить, что возможности матрицы и математики камеры допускают работу в условиях сильного перепада контраста и освещенности, результат съемки может быть подвергнут последующей обработке в графическом редакторе в широких пределах.

Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду доставила определенные сложности, поскольку буфер камеры мог принять всего 1 секунду съемки (т.е. те самые 5 кадров), а потом замирал на долгие 15 секунд. Поэтому пришлось перейти в традиционный режим JPG, тем самым увеличив длину серии до 15 кадров, — вероятность поимки нужного момента стала выше.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_4_DSC_0009_2

Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду (800 ISO, f/8, 1/1600 с)

 

Автоматическая фокусировка против света велась без контроля по матовому стеклу, просто навскидку, потому что в видоискателе, залитом солнцем, трудно оценить результат. Но фотоаппарат отработал точно по правой боковой точке, а вот цвета изменились при съемке в JPG непредсказуемо.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_5_DSC_0012_2

Цвета изменились при съемке в JPG ( 800 ISO, f/8, 1/1250 с).

 

Увеличение чувствительности до 1000 и более единиц ISO при съемке репортажа не принесло катастрофического ухудшения качества изображения, как и обещал производитель, и позволило избежать смаза картинки даже при работе на больших фокусных расстояниях. Помогла и функция оптической стабилизации, которой теперь наделяются все новые зумы. Диафрагма полностью открыта.

 

Фотокамера Nikon D5300Foto_6_DSC_0006_2

Диафрагма полностью открыта (1000 ISO, f/5,6, 1/400 с)

 

Заключение

Nikon D5300 полностью соответствует облику современной недорогой любительской фотокамеры с большими возможностями. Прежде всего она предназначена для съемки в формате JPG, сочетая хорошую скорострельность, точную фокусировку и приемлемую цветопередачу. Немного усложненное меню заставит сначала потренироваться, чтобы запомнить необходимые установки.

Есть некоторые ограничения при работе со вспышкой, но с ее помощью можно получать и вполне качественный результат в тех областях фотографии, что не связаны с быстрым принятием решений и скоростной серийной фотосъемкой. Имеется хороший технический потенциал для съемки любительского видео, хотя для этой цели существуют более удобные решения — например, те, где реализован гибридный автофокус.

Для требовательных фотолюбителей требуются иные, более дорогие инструменты, а для пользователей предыдущей модели Nikon D 5200 изменения будут незначительны. Поэтому на новую модель стоит обратить внимание покупателям своей первой зеркалки или владельцам устаревших моделей Nikon начального уровня.

 

Фотокамера Nikon D5300DSC_0007_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0005_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0015_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0004_2

Фотокамера Nikon D5300DSC_0013_2

Технические характеристики

Сенсор

 

CMOS, 23,5×15,6 мм (формат Nikon DX), разрешение 24,2 млн. пикс.

Объектив

сменный, байонет Nikon F

Стабилизация изображения

во многих сменных объективах c байонетом Nikon F

Защита от пыли

автоматическая и принудительная очистка от пыли

Видоискатель

оптический, покрытие 95 % площади кадра

Дисплей

диагональ 8,1 см, разрешение 1037 тыс. точек, откидной поворотный, регулируемый в двух плоскостях

Фокусировка

автоматическая и ручная, 39 точек фокусировки (9 крестового типа), автофокусировка в режимах Live View и видеосъемки

Диапазоны выдержек

1/4000 до 30 с, от руки

Режимы съемки

P, A, S, M, 2 полностью автоматических и 16 специализированных автоматических программ, режим мультиэкспозиции, режим HDR, регулируемый режим D-lighting, 9 специальных эффектов

Экспозамер

замер экспозиции TTL с помощью 2016-пиксельного датчика RGB матричный 3D-замер, центрально-взвешенный, точечный

Коррекция

от –5 до +5 EV в режимах P, S, A и M

Вспышка

встроенная, ведущее число 12, выдержка синхронизации до 1/200 с

Чувствительность

100–12 800 ISO

Форматы фото

NEF (RAW) 12 или 14 бит, RAW+JPEG, JPEG 3 размеров и 3 типов сжатия

Карты памяти

SD, SDHS, SDXC

Серийная съемка

до 5 кадров/с. Интервальная съемка с развернутыми регулировками

Видеосъемка

Full HD с автоматической и ручной фокусировкой, ручными и автоматическими режимами экспозиции и баланса белого.

Формат видеофайла MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding)

Интерфейсы

HDMI, разъем для выносного микрофона, разъем для пульта дистанционного управления, аудиовидеоразъем, разъем USB

Питание

батарея EN-EL14a, 7,2 В, 1,23 A

Размеры

125×98×76 мм

Вес

530 г (body с батареей и картой памяти)

Стоимость

~30 000 рублей. (body)

 

Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!

Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощ...

Тесты1 мес. назад
Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода...
Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX30 IS: там, за горизонтом…

Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX30 IS: там, за горизонтом…

Тесты6 лет назад
Новая фотокамера относится к классу компактных ультразумов. Отличается от предыдущей модели новым 35...
Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоро...

Тесты6 лет назад
Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой...
Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и Auto ISO

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и Auto ISO

Тесты2 года назад
Съемка в режиме Auto ISO. Этот режим съемки включен по умолчанию. Камера чутко реагирует на изменени...
Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix P510: камера хорошо подойдет на роль единственной в путешествиях, особенно для фотоохоты

Тест компактного фотоаппарата Nikon Coolpix P510: камера хорошо подойдет на роль...

Тесты6 лет назад
Выпустив в 2008 году псевдозеркальную камеру Coolpix P80 с 18-кратным зумом, компания Nikon затем еж...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Тесты6 лет назад
Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D...
Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тест Nikon D7200: пробуждение желаний

Тесты3 года назад
Сегодня для профи, завтра – для всех. В фотоиндустрии давно наметилась эта тенденция: самые передовы...
Смартфон Le Eco Pro 3: видео 4K

Смартфон Le Eco Pro 3: видео 4K

Тесты1 год назад
Le Pro3 может снимать не только FullHD но и 4К видео. Отсутствие стабилизатора сказывается на плавно...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты2 года назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Тест Sony NEX-5T: камера прекрасна в репортаже из толпы, на съемке заполярных ланшафтов и хороша на фотоохоте

Тест Sony NEX-5T: камера прекрасна в репортаже из толпы, на съемке заполярных ла...

Тесты5 лет назад
В августе 2013 года была представлена новая камера Sony NEX-5T. От своих уже достигших совершенства ...
Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Тесты1 год назад
Смартфон Le Pro3 позволяет снимать слоу-моушн видео прям в камере. Разрешение при этом переходит в р...
Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Тесты2 года назад
Съемка в режиме 4K. В Nikon D500 сняты все ограничения на съемку видео повышенной четкости. Вы может...
LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генерато...

Тесты1 год назад
В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ве...
Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тест Nikon D600: каждая деталь в полном кадре

Тесты5 лет назад
На основании длительной тестовой съемки можно сделать вывод о том, что, если вы планируете приобрест...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты1 год назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест зеркальной камеры Nikon D5300
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить