LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.

Мои друзья-фотографы хорошо знают, как я люблю работать с системой Profoto B2. К своему собственному удивлению, я все чаще отдаю предпочтение именно ей, порой даже имея возможность задействовать более «тяжелую артиллерию».

В этом обзоре я хочу глубже проанализировать, а заодно и рассказать вам о том, как данная вспышка ведет себя с привычными для студийных съемок светоформирующими насадками. При этом я попытаюсь ответить на ряд вопросов, которые очень волнуют фотографов, способных тонко чувствовать свет и уделяющих большое внимание тому, что мы называем «лайтшейпингом».

Насколько Profoto B2 отличается от традиционных моноблоков и генераторов? Если Profoto B2 не предоставляет возможность зумирования насадок, да и вообще не имеет цифровой шкалы, какому положению зума на традиционных студийных вспышках он соответствует? Увы, ответы на эти вопросы невозможно найти в интернете, так что нам остается только отправиться в студию, чтобы заняться дотошным (как раз в моем стиле) сравнительным тестом.

Для проведения теста помимо Profoto B2 я вооружился генераторной головкой Profoto ProHead, которую подключил к самому популярному среди фэшн-фотографов во всем мире студийному генератору Profoto Pro-8a. Также в тесте принял участие моноблок Profoto D1 – самый массовый моноблок Profoto, который сегодня можно найти в подавляющем большинстве фотостудий. Хочу обратить ваше внимание на то, что при работе с моноблоком я не использовал колпак “Glass Cover” (он же “пайрекс”), поскольку с ним мы окончательно разобрались еще в прошлом тесте.

Из светоформирующих насадок для тестирования были выбраны: стандартный Profoto Zoom Reflector (как же без него?), мой любимый Profoto Magnum, Profoto TeleZoom и, конечно же, портретная тарелка Profoto Softlight Reflector White. Кроме того, мне захотелось добавить к сравнению что-нибудь более экзотическое и посмотреть, как на малютке Profoto B2 будет работать огромный “киношный” Profoto ProFresnel Spot, который обычно мы видим только в связке с традиционными генераторами.

Сложнее всего было решить, проводить ли тест на манекене (гипсовой голове) или живой модели. С одной стороны, сравнение на гипсе не так наглядны. Они дают лишь весьма условное представление о том, как свет будет работать на живом человеке, со всеми многочисленными деталями настоящего лица, особенностями светоотражения кожи и миллионом других нюансов. В то же время, живая модель не может продолжительное время сохранять идеальную неподвижность. Представьте, сколько времени занимает перебор пяти светоформирующих насадок на трех разных приборах, причем каждую насадку мы переставляли в различные положения по шкале зума: всего около 40 вариантов с физической перестановкой и подбором мощности импульса для каждого. А ведь малейшее изменение мимики модели может существенно повлиять на восприятие изображения, не говоря уж о субъективной оценке «красивый свет». Как видите, каждый подход имеет весомые плюсы и минусы, а потому было решено использовать оба варианта.

Наконец, несколько слов о технический стороне. Объект съемки, конечно же, неподвижен (модель на стуле, гипсовый Аполлон – на постаменте), камера установлена на штативе. Съемка ведется объективом с фиксированным фокусным расстоянием 135 мм. Расстояние между источником света и объектом съемки – 1.5 метра. По бокам от объекта съемки размещены черные флаги, блокирующие ненужные рефлексы. Весь сетап остается неподвижным на протяжении всего теста (не считая ерзанья модели на стуле), меняются только источники света и насадки.

Начнем сравнение с гипсовой головы.

Стандартный «горшок» Profoto Zoom Reflector

Позиция 6 Позиция 7 Позиция 8 Позиция 9 Позиция 10
ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto Magnum Reflector

Позиция 4 Позиция 5 Позиция 6 Позиция 7 Позиция 8
ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto TeleZoom Reflector

Позиция 5

Позиция 6

Позиция 7

Позиция 8

Позиция 9

Позиция 10

ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto Softlight Reflector White

ProHead

Моноблок D1

OCF Profoto B2

 

Profoto ProFresnel Spot

ProHead

Моноблок D1

OCF Profoto B2

 

Теперь перейдем к съемке с живой моделью. К счастью, мне удалось пригласить для участия в этом сравнении девушку, кожа которой прекрасно выглядит даже без ретуши. Так что я могу без зазрения совести показать вам нетронутые Фотошопом исходники.

Стандартный «горшок» Profoto Zoom Reflector

Позиция 6 Позиция 7 Позиция 8 Позиция 9 Позиция 10
ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto Magnum Reflector

Позиция 4 Позиция 5 Позиция 6 Позиция 7 Позиция 8
ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto TeleZoom Reflector

Позиция 5

Позиция 6

Позиция 7

Позиция 8

Позиция 9

Позиция 10

ProHead
Моноблок D1
OCF Profoto B2

 

Profoto Softlight Reflector White

ProHead

Моноблок D1

OCF Profoto B2

 

Profoto ProFresnel Spot

ProHead

Моноблок D1

OCF Profoto B2

 

Подведем итоги.

Особым предметом гордости Profoto всегда была максимально возможная совместимость существующих и вновь создаваемых элементов системы. К примеру, меня очень радует, что новыми синхронизаторами с поддержкой TTL и HSS, созданными специально для новых вспышек Profoto OCF, можно «поджигать» любые старые моноблоки и генераторы, оснащенные радиоприемниками «Air». Точно также как старые Air Sync и Air Remote можно использовать с новыми OCF вспышками. Это же относится к головкам и генераторам, да и ко всему остальному, а в первую очередь, безусловно, к светоформирующим насадкам. Из всего их гигантского ассортимента только лишь две, HardBox и Narrow Beam, не могут использоваться на приборах со встроенным рефлектором, то есть на моноблоках Profoto D1/D2 и вспышках Profoto B1/B2. Проще говоря, на приборах, у которых лампа спрятана внутри корпуса, и не выступает наружу. Все остальные насадки должны работать на чем угодно.

Итак, что же на деле? Как и следовало ожидать, светотеневой рисунок, получаемый при использовании студийных светоформирующих насадок на вспышке Profoto B2, очень похож на получаемый при работе с моноблоком Profoto D1. Дело тут, безусловно, во встроенном рефлекторе, позволяющем использовать все эти приборы (D1/D2/B1/B2) вообще без насадок, что называется «из коробки». Однако если в приборах D1, D2 и B1 используются практически идентичные 77-градусные рефлекторы, то в интересующем нас B2 конструкция встроенного рефлектора немного изменена, а угол уменьшен до 70 градусов. Поэтому точного соответствия с моноблоком не получилось, рисунок несколько отличается.

В целом, я пришел практически к тем же выводам, что и при сравнении моноблоков с генераторными головками в прошлом тесте: освещение, получаемое при работе с Profoto B2, отличается от того, что мы имеет в случае с ProHead и даже с приборами, оснащенными 77-градусным рефлектором (Profoto D1/D2/B1), однако это тоже прекрасный свет, с которым очень приятно работать.

Если же говорить о степени отличий, рискну утверждать, что подавляющее большинство фотографов их вообще не заметит. При сравнении «лицом к лицу» разницу найти не сложно, но при демонстрации одного кадра мало кто сможет уверенно определить, с каким прибором он сделан. В случае с Profoto B2 не стоит, однако, забывать об отсутствии возможности зумирования насадок – такова в данном случае плата за компактный размер и мобильность.

LightShaping: OCF Profoto B2 против традиционных студийных моноблоков и генераторов.
Кирилл Михирев

Комментарии

Отправить