Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

 

— Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну?

— Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

— В рамках поездки нам обязательно нужно снять башни. Почему это важно?

— Каждый фотограф, наверное, хочет снять что-то, что еще не снято никем, что никто другой еще не видел. Но если говорить о природе – уже практически все сфотографировано. В таком случае чем мы можем удивить зрителей? Мы их можем удивить только эмоцией, чувством, взглядом. А что такое башни? Башни – это человеческие следы в природе, которым так много лет, что они уже превратились в продолжения гор, стали частью природы. При этом они несут дух истории, воспоминания о людях, которые здесь когда-то жили. А самое интересное — люди сюда возвращаются! Я надеюсь, у нас получится найти башни, где сейчас живут люди, познакомиться с семьями, которые решили восстановить свои родовые башни. Мне всегда было интересно, как люди сохраняют свою историю, свои корни. И, мне кажется, что сейчас это особенно важно, потому что глобализация стирает особенности места, делает все одинаковым. Осетинские башни, на мой взгляд, — это явление, противоположное глобализации.

 

 

 

 

— Расскажите подробнее о том, как сейчас восстанавливают родовые башни.

— Во время нашей экспедиции мы побывали в Куртатинском ущелье, где семья восстановила башню и пригласила нас посмотреть, как устроен быт, как вот живут и существуют восстановленные башни. В Осетии действительно многие семьи восстанавливают их как память.

— Александр, у Вас огромный опыт фотографа-путешественника. Какие основные принципы пейзажной фотографии?

— В пейзажной фотографии очень важно, чтобы была многоплановость, чтобы картинка была не плоская, а глубокая. Многоплановость достигается в первую очередь цветом и светом. Даже если нет перепадов рельефа, цветовые и световые пятна сделают картинку глубокой. В этом смысле Осетия — просто подарок для пейзажного фотографа. Например, в Куртатинском ущелье, я помню, я сфотографировал образцовый многоплановый пейзаж: по первому плану у нас была река, на втором плане — хребет с башнями, дальше еще несколько хребтов: один, второй, третий, а на самом верху — это Большой Кавказский хребет. Такие картинки, конечно, можно снимать очень долго, потому что свет меняется, ветер, он гонит тучи, появляются лучи солнца. Вообще пейзажная фотография требует много времени. Иногда, чтобы получить хороший кадр, может быть, нужно поставить палатку, и ждать именно такой свет, который позволит сделать не просто кадр, а именно красивую картинку.

— Есть какие-то специальные качества, которые пейзажный фотограф должен в себе развивать?

— В пейзажной фотографии главное не лениться. Нужно с утра подняться на гору и залезть повыше. Для того чтобы снять действительно красивую картинку, нужно залезть совсем высоко.

— В экспедиции в Осетию Вы поставили перед собой задачу снять историю, пообщаться с людьми. Получилось?

— Сделать хороший репортаж — это как приготовить хороший борщ. Там должно быть все — и пейзаж, и люди, и макросъемка. Репортажник должен уметь снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. У начинающих фотографов часто такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот начну снимать? Когда я учился фотографии на факультете журналистики МГУ, у нас было такое упражнение: снимать людей, не бояться. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз, и пошёл. Это такая здоровая журналистская наглость. Попробуй взять широкоугольник 16 миллиметров, зайти в семью и начать фотографировать. Это не просто. Когда попадаешь в пространство чужих людей, нужно понимать, что можно, а что — нет, где та граница, которую нельзя перейти. А что касается Осетии, то люди гостеприимные, можно слёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Вообще улыбка — лучший способ начать разговор.

— В путешествиях вы пользуетесь техникой Nikon. Почему?

— Nikonможет справиться со съёмкой сложных условиях. Nikon можно уронить с горы вон в ту долину, потом найти его там — и он будет работать. Мне кажется, что с его помощью можно забивать гвозди и продолжать фотографировать. Для меня Nikon — как продолжение руки, настолько у него удобная эргономика.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Александром Железняком на телеканале «Моя планета».

  

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог2 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Блог2 года назад
Величественная красота природы Горного Алтая в кадрах Светланы Казиной. Нравятся ли вам фото? Подели...
Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Блог2 года назад
За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не пряч...
Наконец-то лиса!

Наконец-то лиса!

Блог3 года назад
2015-й год я сознательно сделал медвежьим, чтобы собрать побольше материала для будущей фотокниги о ...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Маки в Крыму

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Маки в Крыму

Блог2 года назад
Ростислав Машин nomadd сделал серию снимков в цветущих маковых полях. «Пора цветения — сказочное вре...
Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения

Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения

Блог1 год назад
Несмотря на то, что опытные люди предупреждали фотографов перед солнечным затмением, которое произош...
Калмыкия. Закат на тюльпановом острове

Калмыкия. Закат на тюльпановом острове

Блог3 года назад
ернулся из Калмыкии. Получилось попасть на самый пик цветения тюльпанов. Но если степь в дни цветени...
Алтай с Даниилом Коржоновым

Алтай с Даниилом Коржоновым

Блог3 года назад
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известны...
Самапятая и семейство

Самапятая и семейство

Блог3 года назад
Много вопросов о Самапятой и семействе, все ли у них нормально. Все хорошо. Вот сегодняшний снимок. ...
Намибия: пустыня пришла за алмазами...

Намибия: пустыня пришла за алмазами...

Блог3 мес. назад
Как вы уже догадались, в Намибии есть абсолютно невероятные места. И Колманскоп - одно из них. Это з...
Правила жизни. Joe McNally

Правила жизни. Joe McNally

Блог2 года назад
Joe McNally — всемирно известный фотограф с 30-летним стажем и опытом работы в таких изданиях, как S...
Пустыня Намибии, как рай для фотографа

Пустыня Намибии, как рай для фотографа

Блог3 мес. назад
Пожалуй, самое известное место Намибии - deadvlei. Это долина с мертвыми деревьями, окруженная краси...
Три дня с лисом Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих.

Три дня с лисом Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих.

Блог3 года назад
Как и обещал, продолжим прогулки с лисом из заповедника Брянский Лес. Сегодня нас с Патрикеем должны...
Ильинская сопка

Ильинская сопка

Блог3 года назад
В водах Курильского озера отражаются пять вулканов. Вулкан Ильинская сопка - самое заметное украшени...
Правила жизни. Катя Платонова

Правила жизни. Катя Платонова

Блог2 года назад
Дорогие друзья, мы продолжаем рассказывать о правилах жизни известных фотографов. Cегодня мы предста...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком
Nikon

Комментарии

Отправить