Северная Осетия-Алания с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

 

— Александр, почему вы выбрали Осетию для фильма Nikon о том, как снимать нашу страну?

— Осетия у меня связана с детскими воспоминаниями. Был такой журнал «Советское фото» — однажды я увидел там репортаж из Северной Осетии: черно-белые фотографии, на которых полуразрушенные башни, горы, ущелья… Пять лет назад я ездил на съемки в Дигорское ущелье — и там было очень интересно и красиво. Это фактура, о которой у нас мало знают.

— В рамках поездки нам обязательно нужно снять башни. Почему это важно?

— Каждый фотограф, наверное, хочет снять что-то, что еще не снято никем, что никто другой еще не видел. Но если говорить о природе – уже практически все сфотографировано. В таком случае чем мы можем удивить зрителей? Мы их можем удивить только эмоцией, чувством, взглядом. А что такое башни? Башни – это человеческие следы в природе, которым так много лет, что они уже превратились в продолжения гор, стали частью природы. При этом они несут дух истории, воспоминания о людях, которые здесь когда-то жили. А самое интересное — люди сюда возвращаются! Я надеюсь, у нас получится найти башни, где сейчас живут люди, познакомиться с семьями, которые решили восстановить свои родовые башни. Мне всегда было интересно, как люди сохраняют свою историю, свои корни. И, мне кажется, что сейчас это особенно важно, потому что глобализация стирает особенности места, делает все одинаковым. Осетинские башни, на мой взгляд, — это явление, противоположное глобализации.

 

 

 

 

— Расскажите подробнее о том, как сейчас восстанавливают родовые башни.

— Во время нашей экспедиции мы побывали в Куртатинском ущелье, где семья восстановила башню и пригласила нас посмотреть, как устроен быт, как вот живут и существуют восстановленные башни. В Осетии действительно многие семьи восстанавливают их как память.

— Александр, у Вас огромный опыт фотографа-путешественника. Какие основные принципы пейзажной фотографии?

— В пейзажной фотографии очень важно, чтобы была многоплановость, чтобы картинка была не плоская, а глубокая. Многоплановость достигается в первую очередь цветом и светом. Даже если нет перепадов рельефа, цветовые и световые пятна сделают картинку глубокой. В этом смысле Осетия — просто подарок для пейзажного фотографа. Например, в Куртатинском ущелье, я помню, я сфотографировал образцовый многоплановый пейзаж: по первому плану у нас была река, на втором плане — хребет с башнями, дальше еще несколько хребтов: один, второй, третий, а на самом верху — это Большой Кавказский хребет. Такие картинки, конечно, можно снимать очень долго, потому что свет меняется, ветер, он гонит тучи, появляются лучи солнца. Вообще пейзажная фотография требует много времени. Иногда, чтобы получить хороший кадр, может быть, нужно поставить палатку, и ждать именно такой свет, который позволит сделать не просто кадр, а именно красивую картинку.

— Есть какие-то специальные качества, которые пейзажный фотограф должен в себе развивать?

— В пейзажной фотографии главное не лениться. Нужно с утра подняться на гору и залезть повыше. Для того чтобы снять действительно красивую картинку, нужно залезть совсем высоко.

— В экспедиции в Осетию Вы поставили перед собой задачу снять историю, пообщаться с людьми. Получилось?

— Сделать хороший репортаж — это как приготовить хороший борщ. Там должно быть все — и пейзаж, и люди, и макросъемка. Репортажник должен уметь снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. У начинающих фотографов часто такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот начну снимать? Когда я учился фотографии на факультете журналистики МГУ, у нас было такое упражнение: снимать людей, не бояться. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз, и пошёл. Это такая здоровая журналистская наглость. Попробуй взять широкоугольник 16 миллиметров, зайти в семью и начать фотографировать. Это не просто. Когда попадаешь в пространство чужих людей, нужно понимать, что можно, а что — нет, где та граница, которую нельзя перейти. А что касается Осетии, то люди гостеприимные, можно слёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Вообще улыбка — лучший способ начать разговор.

— В путешествиях вы пользуетесь техникой Nikon. Почему?

— Nikonможет справиться со съёмкой сложных условиях. Nikon можно уронить с горы вон в ту долину, потом найти его там — и он будет работать. Мне кажется, что с его помощью можно забивать гвозди и продолжать фотографировать. Для меня Nikon — как продолжение руки, настолько у него удобная эргономика.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Александром Железняком на телеканале «Моя планета».

  

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог1 год назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

Блог4 мес. назад
Часто за снимками фотографов Nikon стоит интересная история и долгая подготовительная работа. Сегодн...
Алиса в зазеркалье

Алиса в зазеркалье

Блог1 год назад
У зеркала нет памяти... Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в со...
Правила жизни. Влад Соколовский

Правила жизни. Влад Соколовский

Блог1 год назад
Пейзажи Влада Соколовского удивляют своей гармоничностью и красотой. Думаем, что не ошибемся, сказав...
Настоящий девственный лес

Настоящий девственный лес

Блог2 года назад
Мы на территории Хинганского заповедника, в котором эти самые девственные леса и охраняются. Сразу ж...
Капица

Капица

Блог1 год назад
Незадолго до смерти настоящий нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов сказал будущему нобе...
Исправленному верить

Исправленному верить

Блог1 год назад
Выдающийся русский сердечный хирург Вячеслав Францев сидел в темном конференц-зале лондонской гостин...
Падающая вода Плато Путорана

Падающая вода Плато Путорана

Блог2 года назад
Плато Путорана граничит с полуостровом Таймыр, и попал я туда почти случайно. Во время съемок на ост...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог1 год назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Блог2 года назад
Представляем вам портреты, сделанные Георгием Чернядьевым. Его притягательные кадры с нежными и неиз...
Правила жизни. Антон Агарков

Правила жизни. Антон Агарков

Блог2 года назад
Сегодня мы подготовили для вас интервью с потрясающим фотографом Антоном Агарковым. Читайте его прав...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Северное сияние Исландии

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Северное сияние Исландии

Практика2 года назад
Андрей Ведерников запечатлел незабываемые ночные переливы неба Исландии над ледяной лагуной Jokulsar...
Взгляд

Взгляд

Блог1 год назад
Сегодня Лена Бархина уже сама мама. Однажды на выставке она подошла к этой карточке и долго с удивле...
Мишико

Мишико

Блог1 год назад
Тамада парил над невиданным застольем. Держа руку со стаканчиком так, словно обнимал весь покинутый...
Правила жизни. Ростислав Машин

Правила жизни. Ростислав Машин

Блог2 года назад
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с фотографом Ростиславом Машиным. Его работы пронизаны особенно...
Северная Осетия-Алания с Александром Железняком
Nikon

Комментарии

Отправить