Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громоздкие системы, использовавшие держатели с пластинами, в итоге превратились в компактные плёночные камеры, которые в свою очередь эволюционировали в устройства с цифровой фотоматрицей.  Эта статья представляет собой краткую историю фотографии сквозь призму трёх эпох.

Автор: Jim Mathis

image_3

Пластины

7 января 1839 года Луи Дагер выступил с докладом во Французской академии наук, где продемонстрировал то, что можно назвать первой фотографией. Для её создания он использовал отполированную медную пластинку, которая была покрыта тонким слоем серебра и обработана йодом. После экспонирования пластинка проявлялась парами ртути. Через несколько дней, после представления Дагером своей технологии, англичанин по имени Уильям Генри Фокс Талбот созвал конференцию, чтобы объявить, что уже несколько лет делает нечто подобное на бумаге, пропитывая её йодистым серебром. Таким образом, борьба фотографических процессов и эра пластин были запущены.

Изображения, полученные с помощью технологии Дагера, впоследствии называли дагерротипами, а с помощью технологии Талбота – калотипами или талботипами.  Дгеротип  получил более широкое распространение и оставался доминирующей технологией фотографии вплоть до изобретения мокрого коллодионного процесса в 1851 году. Вместо металлических пластин в данном процессе использовалось стекло. Его покрывали светочувствительной эмульсией в тёмной комнате, загружали в держатели и экспонировали в камере. Затем стеклянные пластины необходимо было проявить до высыхания эмульсии; это было делом нескольких минут. Эта система хорошо работала в студии или в контролируемой среде, особенно там, где два или более человека могли работать вместе. Один подготавливал пластины, другой управлял камерой и, возможно, третий занимался процессом проявки.

image_2

сухие пластинки

Вне студии - это было значительно более утомительное и ненадёжное занятие. Фотографы-первопроходцы путешествовали с чёрной палаткой, ящиками со стеклянными пластинами размером 11×14 и бутылками с химикатами, документируя пейзажи, городскую жизнь, архитектуру, людей и т.д. В 1867 году в Англии был изобретен сухой коллодионный процесс, который позволял покрывать пластины на заводе и продавать их фотографам, готовыми к экспонированию. Их не нужно было проявлять немедленно, а можно было сделать это позже, в домашней фотолаборатории. Это значительно упростило фотосъемку в походных условиях.

Камеры и держатели, использующие мокрые пластины, обычно можно идентифицировать по химическим пятнам, в то время как камеры, работавшие с сухими пластинами обычно чистые внутри. Вобрав в себя дагеротипию, коллодионный процесс, а также такие технологии как ферротипия (тинтайп) и амбротипия, 19-й век по-праву ознаменовал собой «эпоху пластин» в фотографии.

 

image_4

Kodak Brownie

Плёнка

В 1884 году Джордж Истман, производитель сухих пластин из Рочестера, штат Нью-Йорк, изобрел процесс и машину для нанесения фотоэмульсии на гибкий материал. Он разработал и выпустил в продажу адаптер рулонной плёнки для фотокамер, использующих пластины, но столкнулся с трудностями на рынке, поскольку длинные рулоны плёнки требовали специального оборудования и их было труднее обрабатывать, чем стеклянные пластины. Кроме того, плёнку было трудно держать плоской, что приводило к нечётким изображениям.

Истман понял, что ему нужна совершенно новая система. В 1888 году он представил первую камеру, предназначенную для работы с рулонной плёнкой, которую назвал «Kodak». Название было выбрано на основе звука, издаваемого камерой во время съёмки, а лозунгом системы стало выражение: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное».

Клиент покупал камеру с предварительно загруженной пленкой, достаточной для 100 фотографий. Затем он отправлял камеру обратно в компанию Kodak в Рочестере, где плёнка обрабатывалась, и печатались фотографии. Камера перезаряжалась новым рулоном и отправлялась заказчику вместе со 100 отпечатками. Истман продавал свою камеру за 25 долларов, а разработка, печать и перезарядка стоили 10 долларов. В наши дни это эквивалентно 750 и 300 долларам соответственно.

Система конечно же не стояла на месте и постоянно совершенствовалась. Последующие модели Kodak уже перезаряжались плёнкой самим клиентом и работали с более короткими рулонами от 8 до 12 экспозиций. В 1900 году была представлена камера Kodak под названием «Brownie», которая стоила всего 1 доллар и была самой дешёвой и доступной камерой своего времени.

image_5

Так двадцатый век стал «эпохой плёнки» в фотографии, а Eastman Kodak - самой влиятельной фотокомпанией, поставлявшей подавляющее большинство плёнки, бумаги и химии. Kodak не только положил начало миру любительской фотографии, но и породил всю индустрию фотообработки и её вспомогательные отрасли.

Представленная в 1936 году цветная плёнка Kodachrome, принесла с собой стандартизированную кассету, которая позволяла использовать одну и ту же плёнку во всех камерах формата 35 мм. Во время расцвета плёнки у Kodak было два отдельных подразделения: одно для потребительского рынка, другое для профессионального. По сути, Eastman Kodak была химической компанией, а их продуктом была фотография на основе химических веществ.

На протяжении 20 века, с 1900 по 2000 год, было выпущено большое разнообразие плёночных камер, отличавшихся размерами и уровнем качества. Недорогие камеры с рулонной плёнкой, такие как Brownie, а затем и Instamatic, позволяли практически каждому фотографировать свою семью, друзей и путешествия. В то же время плёночные фотоаппараты таких компаний, как Nikon, Canon, Pentax и Leica, вывели фотографию на новый уровень.

image_6

Одна из первых цифровых камер, созданных Kodak.

«Цифра»

В середине 1970-х годов небольшая группа исследователей из Eastman Kodak начала экспериментировать с фотографией на основе электроники, пытаясь найти новый метод хранения изображений с использованием цифровых технологий. В качестве эксперимента они собрали камеру, которая  использовала специальную заднюю панель стандартного Nikon и хранила файлы на отдельном жестком диске. К 1990-м годам Kodak предлагала цифровые задники для известных 35-мм камер, таких как Nikon и Canon. При этом Руководство компании не видело будущего в цифровой фотографии, а если и видело, то рассматривало это, лишь как гипотетически возможную угрозу для основного бизнеса плёнки, бумаги и химикатов.

Но угроза оказалось более, чем реальной. Эпоха цифровых технологий оставила Eastman Kodak в пыли и в конечном итоге обанкротила компанию. Неспособность Kodak перейти к цифровым технологиям на долгие годы станет учебником для бизнес-школ.

Отсутствие дальновидности у лидера отрасли оставило достижения в области цифровой фотографии компаниям, которые все это время производили высококачественные камеры и стремились дистанцироваться от прихотей «Жёлтого папы» из Рочестера. Ещё более подготовленными оказались такие гиганты электроники, как Sony и Panasonic, которые привыкли к быстрым технологическим изменениям и не были привязаны к устаревшей плёночной технологии.

Цифровые технологии быстро развивались и совершенствовались, вместе с этим камеры стали становиться дешевле. Это продолжалось до тех пор, пока цифровая фотография не получила явного преимущества перед плёнкой. Переломный момент произошел на рубеже 21 века, в 2000 году.

К 2002 году у большинства крупных производителей фотоаппаратов были 5-мегапиксельные камеры в ценовом диапазоне от 1000 до 1500 долларов. Это делало их доступными только для бюджета профессиональных фотографов, которые стремились в полной мере воспользоваться преимуществами программного обеспечения, такого как Adobe Photoshop, и были готовы ко всем удобствам цифровой фотографии.

На ранних стадиях развития цифровых технологий некоторые люди предсказывали, что цифровые камеры должны иметь разрешение 30 мегапикселей, чтобы приблизиться по качеству к 35-миллиметровой плёнке. Но в то время казалось, что даже 1-мегапиксельные камеры были несбыточной мечтой. На самом же деле, поскольку в цифровых камерах используется один чип для всех трех цветов, необходимо всего 10 мегапикселей, чтобы не уступать плёнке.

Кроме того, в этом предсказании не учитывался тот факт, что для печати плёнка всегда представляет собой, по крайней мере, изображение второго уровня. Даже проецируемый слайд искажается проекционным объективом. Цифровое изображение всегда является первичным по определению, даже если оно скопировано, поэтому разрешение 5-мегапиксельных камер сопоставимо с плёнкой 35 мм. Камеры в диапазоне 12-15 мегапикселей могут легко превзойти качество среднеформатной плёнки.

Зародившись на пластинах в 19 веке, в 20 веке шагнув в плёночную эпоху и достигнув цифровой эры 21-го века, фотография показывает очевидную закономерность в своём развитиии. Любой, кто доживет до 22-го века, несомненно, будет поражен тем, что принесёт будущее для мира изображений.

Источник: PetaPixel

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Орельен Лонго: ритм пространств

Орельен Лонго: ритм пространств

Блог1 ч. назад
Орельен Лонго был одним из немногих людей, которым разрешили посетить Японию сразу после глобальной ...
«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

Блог2 года назад
«Водолаз и русалка» - серия фотографий, вдохновлённая художественными образами водолазов в тяжёлом с...
Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Блог2 мес. назад
Расположенный на северо-западе России, Санкт-Петербург пропитан историей и величием. Но внимание фра...
Уличный мотив: фотопроект «Time Lapse» Ксана Падрона

Уличный мотив: фотопроект «Time Lapse» Ксана Падрона

Блог1 год назад
Ксан Падрон родился в Испании, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Его интерес к фотографии начал...
Дэвид Ниссен: остановить движение

Дэвид Ниссен: остановить движение

Блог1 год назад
Дэвид Ниссен родился в Валансьене, Франция, в 1969 году, изучал фотографию и живопись в Школе изящны...
Белая цапля Кеничи Оно: Photoshop или реальность?

Белая цапля Кеничи Оно: Photoshop или реальность?

Блог1 год назад
Японский фотограф Кеничи Оно регулярно посещает местный водоём, чтобы попрактиковаться в фотографиро...
Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Блог2 года назад
После окончания Второй мировой войны сдавшаяся Япония была опустошена. Все крупные города, промышлен...
Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Блог1 мес. назад
Грег Мо фотографирует места, которые привлекают его естественным образом. По его мнению, часто именн...
Пейзажи Килиана Шенбергера

Пейзажи Килиана Шенбергера

Блог1 год назад
Килиан Шенбергер - фотограф из Германии, который очень быстро перешел от любителя к профессионалу. ...
Сицца Берналь: сочетание живописи и фотографии

Сицца Берналь: сочетание живописи и фотографии

Блог1 год назад
За последние несколько лет Мехико стал одним из самых популярных туристических направлений в мире. С...
Фотопроект Николы Дукати «Оттенки белого»

Фотопроект Николы Дукати «Оттенки белого»

Блог2 мес. назад
Уроженец Италии Дукати открыл для себя фотографию в детстве благодаря старому семейному фотоаппарату...
5 кадров с Pentax K1000

5 кадров с Pentax K1000

Блог1 год назад
Будучи в основном пользователем плёночных камер Nikon и Minolta, я удивил себя, став владельцем Pent...
Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Блог5 лет назад
Сегодня мы едем на Север, в Троссакс, всё ближе к Высокогорью – местам, воспетым в книгах Вальтера С...
Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Блог1 год назад
Художники всегда сталкивались с тяжелым трудом и умственным напряжением. Фотографам, например, прихо...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить