Цифровые фотокамеры: куда ведет дорога за «облачные» сервисы?
Фотоаппараты — и это касается всех категорий и классов — создаются и улучшаются инженерами и не создаются дизайнерами и художниками. Из России может показаться, что оно и к лучшему: отход от инженерного прошлого к разгулу мистического мышления пугает, образование обесценено и деградирует, а дизайнеры, бытуют мнения, все как один необразованные и бесталанные лентяи. Как говорится, заводы стоят. Однако и технократия имеет свои недостатки.
Разительные изменения в технике, если взять период, скажем, в последние лет десять, на поверку окажутся не более чем экстенсивным развитием. Оптика, разрешение и производительность процессоров в совокупности, безусловно, приращивают качество, но не дают принципиально нового опыта.
Текст: АНДРЕЙ ПУЗЫРЕВ
Мегапикселей нам давно хватает
Беззеркальные «системные» фотоаппараты, лучший в новейшей истории фототехники пример инновационного подхода, с трудом преодолевают сопротивление консерваторов. Достаточно вспомнить, как в первых моделях, уже устранив зеркало, конструкторы упорно воспроизводили набившие оскомину темы. Зачем делать зеркалку без зеркала?
Уместно возразить, что фототехника как отрасль стара, давно до мелочей продумана, и сложно уже изобрести здесь что-то разительно новое, не исключая даже и новый дизайн.
Возможно и так. Однако у нас появились электрические автомобили и пятидверные купе, невесомые ноутбуки, «посткомпьютерные» планшеты, роботы-пылесосы и «умные» телевизоры.
Реальная жизнь стремительно уходит в онлайн, социальные сети радикально меняют социумы. И только ультразумы и ультракомпакты остаются такими же, какими были десять лет назад.
А попытка создать красивую фотокамеру неизбежно приводит к конструктивно неотличимой «мыльнице» (в буквальном смысле) или копии дизайна семидесятых годов. Последнее получается старо, но — честно! — не особо ведь некрасиво…
На рынке компьютерной техники есть компания Apple. За дюжину лет в этой фирме перепридумали сотовый телефон, принципы разработки и распространения софта и планшетный компьютер. А заодно показали, что сложная техника, будучи функциональной и удобной, может быть также красивой и модной.
Относиться к культовой марке и потребителям ее продукции можно по-всякому. Но Windows Mobile до появления iPhone годами оставалась беспощадно ущербной игрушкой айтишников, ноутбуки без серии MacBook до сих пор собирали бы из толстого пластика, а «кнопофоны» — тоже ведь решение, проверенное временем — остались бы доминирующим форматом мобильных. Интернет-планшет неразумные последователи Apple и сейчас пытаются превратить обратно в ноутбук.
На рынке фототехники Apple больше нет, и вряд ли она снова там будет (преданные фанаты прекрасно обходятся камерами в iPhone и приложением Instagram).
Очень жаль! Хотелось бы, в очередной раз выбирая камеру, увидеть не новые числа, а новые идеи. Сменить не коробочку на коробочку, а в целом переосмыслить принципы и основы работы с фототехникой. В размере, в управлении, в коммуникационных возможностях, хотя бы в красивом интерфейсе или дизайне.
Иногда это делают компании вроде Sony и Samsung. Надо бы поднажать — мегапикселей нам давно хватает. Творческого подхода к созданию новой техники не хватает.
Иду за «облачную» высь
Тема «а эти большие, но по пять» раскрыта давно и хорошо, однако нисколько в жизни не теряет актуальности. С выбором раков по-прежнему все непросто, при взгляде же на современный рынок компактных «системных» фотокамер точно так же начинает хотеться «больших и по три».
Новейшие обновления в линейке Samsung NX невероятно привлекательны сразу по многим соображениям. Во-первых, они просто симпатичны, а красивая техника лучше некрасивой.
Во-вторых, интересна идея Samsung интегрировать фотоаппарат в среду, которую теперь называют «цифровым окружением» современного пользователя. Проще говоря, научить камеру общаться и по-всякому взаимодействовать с телефонами, планшетами, телевизорами и даже социальными сетями и другими интернет-сервисами владельца. Чего стоят только выгрузка фотоснимков в облачное хранилище и применение смартфона в качестве дистанционного беспроводного видоискателя!
Все это в той или иной мере пытались реализовать разные производители и до Samsung. Но, во-первых, каждый по отдельности сильно не дотягивал с «мерой», во-вторых, никто еще этого не делал в классе беззеркальных систем.
Технологии Samsung также не безупречны, но являют пример хорошей, масштабной попытки, а не отмазки вроде возможности закачать картинки дома на домашний компьютер, предварительно установив и настроив сложный и малопонятный софт.
Есть у линейки Samsung NX еще преимущество: к системе можно приобрести дополнительные объективы. То есть даже в имеющемся ограниченном парке есть разумный выбор и сравнительно адекватные цены. Обратная сторона медали напоминает о «неуравновешенной» программной начинке той же NX200 (первые поколения работали намного надежнее и приятнее), а также о спорном решении разработчика самостоятельно производить матрицы.
20-мегапиксельный сенсор, установленный во всех нынешних NX, очень не универсален: хорош в одних ситуациях, но заметно уступает иным конкурентам в других. В общем, по три рубля. Но маленькие.
Идеальная фотокамера получилась бы, сумей Samsung перекупить электронику и математику Canon, установленные, например, в PowerShot G1 X. Чтобы получить совсем «большие, как вчера», неплохо бы пересобрать это в более компактном корпусе наподобие Sony NEX-5N с ее же откидным дисплеем. Так удалось бы махом снять все покупательские терзания.
Но об этом еще более ранний классик писал: «Если бы губы Никанора Ивановича…» — и далее по тексту, но выбирать приходится из того, что есть. Хорошо, что, несмотря на локальные недоработки, выбирать все-таки есть из чего.
Зеркальная камера года под номер 800?
Весна принесла на фотографические рынки не так уж и много новинок, тем не менее фотосообщество еще бурлит, обсуждая самую сенсационную камеру этого года — Nikon D800. Когда была представлена до сих пор не поступившая в продажу топовая камера Canon EOS 1X, все замерли в ожидании, чем ответит Nikon.
Ответа долго ждать не пришлось, но особенно неожиданным он не был: характеристики Nikon D4 оказались довольно близки к характеристикам вечного конкурента в секторе топовых репортажных камер. Однако в секторе вторых по уровню полноформатных камер профессионалов ожидало подлинное потрясение. Все ожидали несколько ухудшенный вариант «четверки» для бедных, однако заявленное разрешение в 36 мегапикселей для относительно недорогой камеры ввело фотографическое сообщество в ступор.
Появился реальный конкурент цифровым задникам за реальные деньги. С появлением в Сети первых тестовых снимков сомнения быстро уступили место восторгам, а отзывы специалистов по видеосъемке только добавили топлива в жаркие споры на форумах.
Теперь, когда Nikon D800 уже в продаже и у него много счастливых владельцев, можно с уверенностью говорить о том, что это действительно «камера года» безотносительно к количеству призов или качеству продукции конкурентов.
Фотографы долго убеждали друг друга и окружающих, что число мегапикселей не главное, что смотреть надо на другие характеристики, и были во многом правы. Действительно, плотно упакованные на мелких матрицах чувствительные элементы с учетом относительно примитивной работы внутрикамерных процессоров по результату работы совсем не впечатляли.
Даже примеры топовых камер невозможно принимать во внимание всерьез, потому что аппарат по цене, превышающей годовой доход среднего россиянина, так же недоступен, как и луна на небе. Поэтому большинство профессионалов вполне удовлетворились 12–16 мегапикселями в своих рабочих «коробках» и особенно не думали о снимках с действительно высоким разрешением. Компания Nikon установила новую планку качества для профессионалов.
На самом деле в этом случае просто возникла новая тенденция. После некоего «стабильного периода» появились новые матрицы, существенно возросла мощность процессоров и заметно подешевели твердотельные носители информации. В сочетании с более совершенными алгоритмами обработки файлов это обеспечило резкий рост мегапиксельности новых моделей.
Одна за другой появляются любительские камеры Sony с матрицами более 20 мегапикселей, и другие компании от нее не отстают. Значит и профессионалам волей-неволей приходится задумываться о том, какой результат они выдают. Естественно, большая часть изображений в конечном счете не требует высокого разрешения, и может показаться, что достаточно установить требуемое разрешение при съемке и успокоиться.
Однако все фотографы устанавливают максимум разрешения и минимум сжатия, что бы ни снимали. Все хотят получить качество на пределе возможностей, и производители на это реагируют…
Комментарии