Я знаю места: путешествие по адресам ленинградского андеграунда
Ленинградский андеграунд – литературный, художественный – важная часть городского культурного кода. Это еще и территория мифов, центр которой – неизбежный «Сайгон». Впрочем, на карте ленинградской второй культуры были и другие места. В KGallery (Санкт-Петербург) открывается выставка «Я знаю места», посвящённая среде обитания героев андеграунда.
В советском журнале «Техника — молодежи» была популярная рубрика «Сделай сам». Читателям предлагалось проявить смекалку и сделать что-то своими руками — по заданным лекалам. Лучше других принцип «Сделай сам» усвоили деятели неофициальной культуры. Нас не печатают и не выставляют? Не принимают в творческие союзы? Ничего страшного. Устроим свои вернисажи и чтения, издадим свои журналы. Сформируем замкнутую творческую среду, которая не нуждается в одобрении и разрешении. Будем, в конце концов, жить так, как считаем нужным — интересно и насыщенно.
Куда в сонные семидесятые мог отправиться художник/писатель/поэт или рядовой ценитель искусства? В комнату Константина Кузьминского на бульваре Профсоюзов, затем на Владимирский проспект к Игорю Иванову. Выпить кофе в «Сайгоне», переместиться в коммуналку Юлии Вознесенской на улице Жуковского. А далее – везде. Можно было читать, смотреть и слушать, что хочешь, существуя вне контекста официальной культуры. Все, что требовалось от пытливого ценителя – знать правильные места. И тогда ему открывалась целая вселенная со своими звездами, вернисажами, премьерами, самиздатом, светской жизнью и дискуссионными клубами.
«Этот круг не был большим, на весь город было около двадцати точек – частных квартир, где можно было встретить интересных, живых творческих людей», – вспоминал фотограф Борис Кудряков.
«Я знаю места» – это выставка-путешествие. Коммуналки, мастерские, дома культуры, кафе – все это точки на карте, которые сложи-лись в определенный маршрут. Главный инструмент экспозиции – снимки ленинградских фотографов, находившихся в андеграунде – Смелова, Приходько, Окулова и других. Использованы также работы Рухина, Васми, Михнова-Войтенко, Гаврильчика. Основой проекта стали работы из собрания Валерия Вальрана – художника, куратора, историка андеграундной фотографии. С 1976 года он принимал участие в неофициальных, квартирных выставках, а с 1979 года – уже в выставочных залах и галереях. Вальран является автором ряда искусствоведческих статей, а также монографий «Ленинградский андеграунд», «Советская фотография. 1956 – 1986 гг».
В рамках выставки проходит обширная образовательная программа, включающая в себя лекции, экскурсии, мастер-классы и др.
Комментарии