Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков

Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп. Выставка начнет работу 17.11.2023 в музейно-выставочном центре РОСФОТО, Санкт-Петербург.

image_7

Проект обращается к трем мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии. Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе.

Вызываемая стереофотографиями иллюзия объема связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далеких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью.

image_8

Из архива семьи Левиных-Радловых
Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е
РОСФОТО

Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны.

Новая технология ставила для фотографов новые художественные задачи: как применяются правила композиции, если мы говорим об изображении, существующем в трехмерном пространстве? Часто не слишком выразительный снимок на бумаге оживает в стереоскопе и, наоборот, интересная композиция ничего не приобретает от появившегося объема.

На противоположной стороне находится любительская стереофотография. Поскольку стереоаппаратура часто была дешевле и проще в обращении, чем профессиональная фототехника, стереокамеры пользовались большой популярностью для любительской съемки.

image_9

Оросительные каналы. Лыжники
Неизвестный автор,1910-е. Издательство "Свет"
РОСФОТО

Среди жанров любительской стереофотографии можно встретить портреты членов семьи, групповые снимки, зарисовки из повседневности. Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре.

Стереофотография переживет с момента изобретения периоды спада и подъема популярности, станет во многом предвестником появления трехмерной графики в кинематографе, будет применяться в науке и медицине. Сейчас можно уверенно говорить о том, что это интереснейший период в истории становления фотографии, повлиявший на развитие ее визуального языка.

Подробнее на сайте РОСФОТО >>

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки2 года назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...

Фотоклуб «Новатор». ХХ век

Выставки4 дн. назад
РОСФОТО (Санкт-Петербург) представляет масштабный проект «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век», который демон...

Аркадий Шлеин. "10"

Выставки1 год назад
10 июля в Галерее Классической Фотографии (Москва) откроется персональная выставка тамбовского фотог...

Игорь Мухин «Москва – Париж – Вена»

Выставки3 года назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика современно...

Выставка «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong)

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная ...

Выставка «Три жизни Аньес Варда»

Выставки6 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Первая международная биеннале «Искусство будущего»

Выставки3 года назад
21 декабря 2021 года Мультимедиа Арт Музей, Москва открывает первую международную биеннале «Искусств...

Темная призма Матушки Медоуз

Выставки1 год назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку фотографа Матушки Медоуз...

Анна Бёрч. Сажа бела

Выставки14 дн. назад
Фонд Ruarts (Москва) представляет персональную выставку Анны Бёрч – «Сажа бела» – оксюморон, объедин...

Владимир Мишуков. "Если бы я был…"

Выставки4 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Владимира Мишукова «Если бы я был…». На выставке...

Дмитрий Булин «Сodex rescriptus»

Выставки3 года назад
В рамках XIV международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2022» Мультимедия Арт Музей пре...

Выставка «Новое прошлое Тамары Стофферс»

Выставки6 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ молодой голландской художницы Тама...

Билл Каннингем «Мода на подиумах и тротуарах»

Выставки4 года назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представля...
Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTikTok

Выставки «Фотобиеннале – 2020», которые МАММ покажет в октябре, и #КультурныйTik...

Выставки4 года назад
Маски и перчатки не мешают нам наслаждаться искусством, но спасают нас от заражения. Искусство спаса...

Выставка Эрика Мадигана Хека «Вперед в прошлое»

Выставки6 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...
Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить