Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии — Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий. 

2

После Октябрьской революции спорт перестает быть элитарным, аристократическим способом проведения досуга и приобретает массовый характер. Культ здорового тела в послереволюционные годы — часть масштабного проекта по созданию нового человека. Всего через полтора месяца после подписания Брестского мира, на фоне уже начавшейся иностранной интервенции и разгорающейся Гражданской войны, 22 апреля 1918 года ВЦИК выпустил декрет, который наряду с «введением всеобщего военного обучения трудового населения» предполагал «как можно шире организовать физическое воспитание и спорт среди трудящихся». В 1923 году был принят декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР».

Советская власть активно пропагандировала спорт, а важнейшим способом пропаганды начиная с 1920-х годов были фотоиллюстрированные издания, которые выходили массовыми тиражами. Газеты, журналы, брошюры, посвященные спорту, формировали важный заказ для лучших фотографов того времени. Некоторые из этих раритетных изданий представлены на выставке.

8d73394c5f594eee931642ed7f83

4

Центральным образом советской фотографии спорта 1920-х — начала 1950-х годов является не профессиональный спортсмен с конкретным именем и историей выдающихся побед, а физкультурник. «Копьеметатель» и «Боксер» Макса Пенсона (1928), «Прыжок в воду» Михаила Прехнера (начало 1930-х), «Юная спортсменка» Ивана Шагина (1930-е) — эти снимки, ставшие классикой отечественной фотографии, демонстрируют физически совершенное тело в статуарных позах и обобщенный идеализированный образ нового человека.

 Одним из главных сюжетов фотографий 1930-х — начала 1950-х годов становится спортивный парад, который демонстрировал не соревновательность, а, наоборот, способность слиться в единое, слаженно движущееся коллективное тело. Акробатические пирамиды с транспарантами, помпезные декорации и сложнейшая хореография, в которой тела участников образуют одно гигантское многорукое существо, — эти массовые зрелища становятся новым видом монументального искусства, «в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» (Охлопков Н. Счастливый день // Газета «Известия», 26 июля 1938 г.). Физкультурные парады на Красной площади снимают лучшие фотографы — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Анатолий Егоров, Самарий Гурарий, Аркадий Шайхет. 

image_1

5

Расцвет физкультурных парадов приходится на тот период развития фотографии, когда авангардные эксперименты уже осуждены как «формализм», а творческие объединения, включая возглавляемую Александром Родченко в начале 1930-х конструктивистскую группу «Октябрь», ликвидированы. В фотографиях Родченко со спортивного парада на Красной площади 1936 года уже почти нет следов прежних экспериментов. Однако острые ракурсы, знаменитая «косина» композиции и то, что Дзига Вертов называл «динамической геометрией» кадра, все еще присутствуют в его снимках.

В 1930-е годы еще не были изобретены телеобъективы. Фотографы были вынуждены выбирать ближнюю точку съемки. Специальных фотозон не существовало: иногда они снимали прямо среди рядов физкультурников во время парадов или непосредственно за спинами легкоатлетов в момент старта («Старт» Ольги Игнатович, 1930-е).

Во второй половине 1940-х годов советский спорт начинает интегрироваться в международные спортивные ассоциации. В 1952 году в Хельсинки Советский Союз впервые получил представительство на Олимпиаде. Победы в международных соревнованиях обретают символический капитал, имеющий большое социальное и политическое значение.

image_6

image_7

С наступлением оттепели в фотографии расширяется диапазон допустимых выразительных средств и сюжетов. Становится возможным обращение к опыту фотографического авангарда 1920-х годов и его формальным находкам. Кроме того, возникает запрос на живую человеческую эмоцию и индивидуальный психологический портрет героя, в том числе спортсмена. В спортивной фотографии выразителем нового типа съемки стал Лев Бородулин, чьи снимки не только пользовались огромным успехом в Советском Союзе, но и во многом повлияли на мировую спортивную фотографию.

Спортивная фотография «аналоговой эпохи» ставила целью создание художественного образа. Снимая на пленку, фотограф физически не мог формировать новостной процесс. Негатив требовал проявки, печати и только потом отправлялся заказчику — газете или журналу. Во время проявки и печати фотографы в темной комнате «колдовали» над снимками. Так, например, Александр Абаза не только радикально кадрировал свои снимки, но и пользовался обильной ретушью и монтажом.

В 1970—1980-е годы стремительно развивается фототехника. Появившиеся инновации используют спортивные фотографы. Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием. Сергей Гунеев стал применять дистанционное управление фотокамерой: установив ее прямо на беговой дорожке, он создал знаменитый снимок «Бег с препятствиями», удостоенный 3-го приза World Press Photo в категории «Спорт» в 1980 году.

1

3

С развитием интернет-медиа спортивная фотография попадает в новый контекст. В частности, необходимость выбрать для публикации одну или две фотографии сменяется возможностью создать целую фотогалерею, представляющую событие в разных аспектах и позволяющую работать сериями. Этот период развития жанра представлен на выставке ведущими современными фотографами спорта — Сергеем Бобылевым (ТАСС), Дарьей Исаевой («Спорт-Экспресс»), Владимиром Песней (РИА Новости), Марией Плотниковой, Алексеем Филипповым (РИА Новости), Константином Чалабовым (РИА Новости).

МАММ благодарит РИА Новости, информационное агентство России ТАСС, Государственный музей В. В. Маяковского, МИРА коллекцию, «Спорт-Экспресс» за предоставление работ для выставки, а также Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставление кинохроники 1910—1920-х годов.

Подробнее на сайте МАММ >>

Николай Рахманов. Цвет московской фотографии

Выставки1 год назад
С 28 июля по 6 ноября 2023 года в Музее Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы про...
Валерий Фаминский. Май 45-го. Берлин.

Валерий Фаминский. Май 45-го. Берлин.

Выставки7 лет назад
15 апреля 2017 года Галерея Классической Фотографии открывает выставку редких военных снимков Валери...
Эля Саушкина. Иное

Эля Саушкина. Иное

Выставки1 мес. назад
С 27 июня по 27 августа 2024 в музее современного искусства АРТМУЗА (Санкт-Петербург) проходит выста...

Добро пожаловать в клуб

Выставки1 мес. назад
Центр «Зотов» (Москва) совместно с Архитектурной школой МАРШ, студией Марии Качаловой и Ольги Липато...

Валентин Барановский. Ленинградский рок-н-ролл. ЗОЛОТОЙ ВЕК

Выставки12 дн. назад
Валентин Барановский — участник многих выставок, коллективных и персональных, в СССР, России и за гр...
Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Новая волна. Художественная фотография конца 1970-х — начала 1990-х годов

Выставки1 год назад
Музейно выставочный центр Росфото (Санкт-Петербург) представляет проект «Новая волна», посвященный х...
Галерея Классической Фотографии возобновляет приём посетителей!

Галерея Классической Фотографии возобновляет приём посетителей!

Выставки4 года назад
Галерея Классической Фотографии начинает вновь принимать посетителей после шестимесячного перерыва, ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАЛЕНДАРЯ PIRELLI 2017 ПИТЕРА ЛИНДБЕРГА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАЛЕНДАРЯ PIRELLI 2017 ПИТЕРА ЛИНДБЕРГА

Выставки8 лет назад
В Париже состоялась презентация Календаря Pirelli 2017, созданного Питером Линдбергом, одним из самы...

Я знаю места: путешествие по адресам ленинградского андеграунда

Выставки1 год назад
Ленинградский андеграунд – литературный, художественный – важная часть городского культурного кода. ...

Али Алишир. В движении.

Выставки3 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Москва без окраин. Орехово-Борисово

Выставки11 дн. назад
В Музее Москвы на Зубовском бульваре открылась новая выставка проекта «Москва без окраин», посвященн...

Даша Пирс. Финальный штрих.

Выставки1 год назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку Даши Пирс, которая в сво...
Магический реализм Сергея Чубарова

Магический реализм Сергея Чубарова

Выставки3 года назад
В Галерее классической фотографии открылась выставка Сергея Чубарова «Хольга», которая продлится до ...

Выставка Александра Гринберга «Движение. 1920-е годы»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Мария Тимофеева. Память заменяет мне вид из окна

Выставки1 год назад
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» предст...
Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить