Выставка Александра Гринберга «Движение. 1920-е годы»

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии, одного из самых ярких мастеров пикториализма Александра Гринберга.

image_24

Александр Данилович Гринберг родился в Москве в 1885 году. Окончил физико-математический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище — именно там он увлекся фотографией. В 1907 году стал членом Русского фотографического общества (РФО), где познакомился и близко сошелся с группой фотографов-пикториалистов: Сергеем Лобовиковым, Николаем Петровым, Анатолием Трапани, Сергеем Саврасовым и др.

Пикториалисты опирались на живописные каноны, это касалось и выбора сюжетов, и восприятия каждого фотоотпечатка как уникального произведения искусства, появлявшегося в ходе сложной технологической обработки негатива, который был лишь основой для последующего преображения снимка; а также использовали объектив типа «монокль», что позволяло добиться мягкого «живописного» изображения.

Гринберг в совершенстве овладел техникой «благородной» печати, предполагавшей масляную обработку отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). Стремясь к совершенству, он экспериментировал с фотопроцессами, бесконечно варьировал и нюансировал одни и те же сюжеты и композиционные построения, добиваясь в своих фотографиях небывалых возможностей передачи эмоциональных состояний персонажа и его окружения. «Способ печати масляными красками (типографскими, литографскими) дает простор художественному вкусу. Он позволяет неограниченно усиливать или ослаблять рисунок, совершенно свободно менять его в зависимости от авторского замысла», — писал Гринберг.

В 1909 году Александр Гринберг добился международного признания, завоевав золотую медаль на Международной фотографической выставке в Дрездене, кроме того, его работы были отмечены на многочисленных конкурсах и выставках по всей Российской империи.

В 1912 году фотограф был назначен заведующим павильоном для съемок и лабораторией РФО. По словам Гринберга, в его обязанности также входило «консультировать членов общества при выполнении тех или иных работ, следить за новинками техники, поддерживать сохранность аппаратуры и приборов».

image_26

В 1914 году Александру Гринбергу предложили организовать отдел фото-кинорекламы на кинофабрике Александра Ханжонкова в Москве. Там он оборудовал лабораторию, оснастив ее специальными печатными аппаратами «Кодак», и наладил массовый выпуск фотографий. Кроме того, на кинофабрике он впервые попробовал себя в роли оператора, что в последствии оказало огромное влияние на его фотографические опыты с этюдами движения.

В начале Первой мировой войны Александр Гринберг был призван в армию и в 1915 году попал в немецкий плен. Там, по воле случая, в его руках оказались книги по фото-кинохимии и истории фотографии, в том числе издания о немецком пикториализме. Обладая инженерным складом ума, Гринберг взял на вооружение все технические новшества и, по освобождении из плена, воплотил их в своем творчестве.

К 20-м годам ХХ века пикториализм постепенно исчерпал свой эстетический потенциал в мировой фотографии, но обрел второе дыхание в Советской России. В Государственной академии художественных наук (ГАХН) под руководством Бориса Подлузского был создан Фотокабинет, объединивший фотографов-пикториалистов. Помимо Александра Гринберга, в этот круг входили Юрий Еремин, Николай Свищов-Паола, Александр Хлебников и другие. Не желая отступать от своих творческих принципов, фотографы «старой школы» оказывали «тихое сопротивление» как движению модернистов во главе с Александром Родченко, так и набирающему силу соцреализму.

Фотокабинет ГАХН занялся изучением искусства движения, способов его восприятия и отображения в пластических искусствах. Интерес к этой теме вызвал приезд в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, создавшей школу свободного танца. В ГАХН была образована «Хореологическая лаборатория», результатом работы которой стали четыре выставки под общим названием «Искусство движения» (1925–1928), в которых принимал участие и Александр Гринберг.

Экспозиция «Александр Гринберг. Движение. 1920-е. Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва» знакомит зрителей именно с этим периодом творчества фотографа. В состав выставки вошли съемки пластических этюдов движения студии Веры Майя, реализовавшей в своих постановках идеи Айседоры Дункан, и знаменитые «ню» Гринберга, для которых позировали танцовщицы студии Екатерина Лопатина, Леля Попова, Нина Фролова, а также известная актриса, сценарист и режиссер Маргарита Барская (в замужестве Чардынина) — Гринберг познакомился с ней через ее мужа, режиссера Петра Чардынина, с которым работал в начале 1920-х. Результатом творческого союза Гринберга и Барской стала серия обнаженных этюдов, отражающих исключительное умение фотографа выразить гармонию духовного и телесного, передать естественность модели, опираясь на скульптурные и живописные каноны.

В 1928 году открылась выставка «Советская фотография за десять лет», включавшая более пятидесяти работ Александра Гринберга. Выставка спровоцировала дискуссию «О формализме и натурализме в фотоискусстве», в рамках которой фотографы-пикториалисты подверглись яростным нападкам со стороны ангажированных советских критиков, увидевших в них эстетическую оппозицию советской идеологии.

С конца 1920-х годов во всех областях советской жизни, в том числе в искусстве, начался поиск врагов революционных преобразований. В фотографии «врагами» оказались пикториалисты — им инкриминировалось пристрастие к старому нереволюционному миру, в котором вместо классовой борьбы доминировали иные, буржуазные, с точки зрения советской власти, ценности.

image_28

Александр Гринберг попал в число заклейменных официальной пропагандой фотографов. Особенно жесткой критики удостоились его съемки обнаженной натуры. Несмотря на это, Гринберг рискнул представить свои этюды ню на знаменитой выставке 1935 года «Мастера советского фотоискусства». Любопытно, что развеской этой выставки занимался Александр Родченко, сосед Гринберга по лестничной площадке и самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве — модернизма, которое также вскоре подверглось критике со стороны властей.

Под абсурдным предлогом распространения порнографии в 1936 году Гринберг был репрессирован и сослан в сталинские лагеря. Наказание Александр Гринберг отбывал в Бамлаге (Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере), где работал фотографом и техноруком в фотобюро управления лагеря. В 1939 году после досрочного освобождения за ударный труд и примерное поведение устроился фотографом в музей Троице-Сергиевой лавры.

После смерти Сталина Александр Гринберг добивался восстановления своей репутации, полагая, что обвинения в его адрес были мотивированы политически. Ему долго отказывали, упирая на то, что он был осужден по «криминальной» статье. Гринберг был реабилитирован только в конце 50-х, ему так и не удалось оправиться от несправедливости и потрясений. Он вел очень тихую жизнь. Как и многие его коллеги-пикториалисты, преподавал на курсах фотографии. Иногда делал съемки по заказу кондитерских фабрик и Дома моделей на Пятницкой. Умер в Москве в 1979 году.

***

Дата проведения 28 июня 2019 — 21 июля 2019

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Куратор: Елена Мисаланди
Корпоративный попечитель музея: Норникель

Галерея Классической Фотографии приглашает вас посетить Валаамскую фотомастерскую начала ХХ века

Галерея Классической Фотографии приглашает вас посетить Валаамскую фотомастерску...

Выставки2 ч. назад
26 января и 2 февраля с 13.00 до 19.00 в Галерее Классической Фотографии будет работать импровизиров...

Международный фестиваль актуальной фотографии PHOTOBOOKFEST 2018 объявляет старт...

Выставки2 года назад
Фотокнига сегодня открывает новые способы интерпретации изображений в яркое драматическое событие, о...

Завтра открывается Фотофорум’2019.

Выставки1 год назад
Завтра, 11 апреля, начнет свою работу Фотофорум’2019 – мероприятие с почти двадцатилетней историей, ...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки2 года назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...
Nikon примет участие в Фотофоруме-2018

Nikon примет участие в Фотофоруме-2018

Выставки2 года назад
Компания Nikon примет участие в Фотофоруме-2018, который пройдет с 12 по 14 апреля в Крокус Экспо. Л...
Новый совместный проект HUAWEI и фотографа Евгения Шишкина меняет представление о мобильной фотосъемке

Новый совместный проект HUAWEI и фотографа Евгения Шишкина меняет представление ...

Выставки1 год назад
Российский фотограф Евгений Шишкин сделал с помощью смартфона HUAWEI P30 Pro тридцать художественных...
События июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер

События июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Выставки2 года назад
Мы рады поделиться с вами ближайшими событиями в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Выставка «G...
AliExpress возьмет предоплату: ритейлер протестировал новый метод продаж

AliExpress возьмет предоплату: ритейлер протестировал новый метод продаж

Выставки1 год назад
Китайские площадки AliExpress и Tmall начали тестировать в России возможность частичной оплаты заказ...

Выставка «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong)

Выставки2 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная ...
Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Уральских авторов представят на Московской биеннале современного искусства

Выставки2 года назад
С 29 сентября Екатеринбургская галерея современного искусства презентует кураторский проект «Женщина...

Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера

Выставки2 года назад
С 31 января по 15 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет первая в России выставка м...

А вы готовы к новому Фотофоруму?

Выставки2 года назад
Организаторы легендарного Фотофорума объявляют о трансформации выставки в образовательный мегапроект...
Nikon вновь представила выставку лучших фотографий 2018 года

Nikon вновь представила выставку лучших фотографий 2018 года

Выставки1 год назад
Перед запуском нового сезона фотоконкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ», компания Nikon открыла выставк...

В Москве открылся 19-й по счету Фотофорум

Выставки1 год назад
11 апреля Фотофорум’2019 встретил первых посетителей. Одно из важнейших событий для российской фотои...

В Галерее Классической Фотографии пройдёт мультимедийная выставка «Валаам. Прост...

Выставки2 мес. назад
С 17 декабря 2019 года по 30 января 2020 года в Галерее Классической Фотографии пройдёт мультимедийн...
Выставка Александра Гринберга «Движение. 1920-е годы»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить