Новые сущности
Московская школа современного искусства (MSCA) и SISTEMA GALLERY открывают групповую выставку студентов «Новые сущности». Произведения 13 художников станут отражением рассуждений о мире за пределами человеческого восприятия. В экспозиции выставки дипломных работ студентов программы «Современное искусство» MSCA. представлены объекты, инсталляции, работы на ткани, скульптуры, серии фотографий, живопись и компьютерная игра. Выставка пройдет с 11 июля по 1 сентября, вход свободный.
Выставка «Новые сущности» стала результатом лаборатории куратора Нади Октябрь с 13 студентами, которая строилась вокруг вопроса Что означает «мир-без-нас?». Результатом стали 17 проектов, среди которых объекты, инсталляции, живопись, фотография, работы на ткани и компьютерная игра. Вместе с участниками лаборатории зрителям предлагается «выйти за пределы своего мышления» и попробовать помыслить о непознаваемом.
«Мир-без-нас» – это формулировка философа Юджина Такера, отсылающая к одному из основных тезисов направления философии спекулятивного реализма: объекты и реальность существуют независимо от человека. Мир для человека ограничен возможностями восприятия, значит, полностью реальность недоступна для понимания и «на самом деле» она может оказаться любой. Но как ее помыслить? Чтобы глубже понять этот тезис, студентам был предложен список книг известных в этом направлении философии авторов, кроме упомянутого Юджина Такера, в том числе Грэма Хармана, Бена Вударда, Тимоти Мортона, Квентина Мейясу.
Размышляя о «вне-человеческом», студенты обращались к образам из мифологии и мистики, научно-фантастической литературы и кино, материи микромира и макромира, исследованиям о доисторическом и космическом, к вопросам экологии и жизни после человечества. Основная задача была сместить антропоцентристский взгляд: человек не мера всех вещей.
Следующим этапом лаборатории стал поиск, как в искусстве воплотить ощущение отдельности и чужеродности «мира-без-нас». Со студентами куратором было проведено исследование методов «объектно-ориентированного искусства», которое непосредственно связывают с упомянутым новым философским направлением (агрегаторы ofluxo, kubaparis и др.). Обобщая, можно сказать, что это методы сюрреалистического искажения и коллажирования, а также сценографии экспозиции с эффектом «присутствия». Под словом «присутствие» имеется в виду создание ощущения, что представленное произведение – это документация некой существующей формы из другой «реальности». Сама тема и метод работы с ней меняет подход к созданию произведения и позволяет опираться не на историю искусства, а осуществлять свободный поиск формообразования из любых материалов и предметов.
Студенты использовали описанную методологию для расширения своих практик, но в создании произведений исходили из своих творческих интересов и техник, с которыми уже работали. Часть студентов обратилась к созданию инородных «организмов», часть – к осмыслению обыденных предметов как отдельных сущностей, ломая их привычное функциональное восприятие. На выставке произведения дополняют друг друга, создавая общую тревожную атмосферу переходного состояния между живой и искусственной материей.
Комментарии