В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

Текст и фото: Антон Агарков

 

Грамотная одежда в зимней съемке - залог успеха. Одеться плохо, значит постоянно думать не о съемке, а о том, как бы поскорее вернуться в тепло

 

Начнем мы с того, что подготовим к съемке себя. Фотографу приходится долго стоять на одном месте, так что замерзнуть в ожидании рассвета или заката - дело нехитрое. Но если правильно одеться, то мороза можно вообще не заметить.

Для зимних съемок я практикую одеваться слоями.Нижним слоем идет термобелье из толстого флиса. Дальше - тонкая пуховая куртка, толстая флиска и пуховик либо ветрозащитная куртка с дополнительным утеплением. На ноги можно надеть термобелье из толстого флиса, толстые флисовые штаны и поверх этого бурерброда либо горнолыжные штаны с дополнительным утеплением, либо просторные рыбацкие штаны-комбинезон, которые стоят недорого, а защищают очень надежно.

Самое сложное - подобрать подходящую обувь. Мой совет - ищите ботинки на завышенные температуры. Так, я специально для зимних вылазок взял себе канадские ботинки фирмы Baffin на -100С - чтобы уж наверняка. Формула подбора обуви очень простая - берете минимально возможную температуру на маршруте, удваиваете ее и ищите обувь именно на такой мороз.

Обязательно позаботьтесь о защите головы. Плотная теплая шапка, желательно из непродуваемого материала Windstopper или Windblock должна надежно защитить вас от ветра. Если вы планируете кататься на снегоходах, то в дополнение к шапке возьмите балаклаву из такого же материала.

Возможно, самым сложным для любого фотографа станет подбор перчаток для защиты рук от холода. Я советую взять пару тонких перчаток из непродуваемого материала на те моменты, когда вам надо эффективно управлять камерой, и пару теплых варежек, чтобы защитить руки между съемками.

Себя защитили, теперь надо позаботиться о камере. Сразу скажу, что никаких свитеров или шуб ей не надо. Вопреки информации в руководстве по эксплуатации, зеркальные камеры класса Nikon D850 работают надежно даже в пятидесятиградусный мороз. Проверено на себе. Так что можете спокойно отправляться снимать в такую стужу. Первое, что вы заметите в такой холод - это замедленная реакция ЖК-экранов камеры. Особенно сильно будут тормозить дополнительный экран и информация в видоискателе. Так что будьте готовы, что на особенно сильном морозе индикация смены точки фокусировки будет отставать на полсекунды от нажатия кнопки.

Если вы вышли снимать в метель, то постарайтесь защитить переднюю линзу объектива от снега. Лучше всего для этого подойдет бленда. Но если снег все-таки попал на линзу, то я советую протирать капли не микрофиброй - она их просто не впитает - а одноразовыми бумажными платочками.

 

В такую погоду беречь камеру от холода и снега бессмысленно - все равно замерзнет и превратится в сугроб

 

Самое важное, о чем нужно помнить во время зимних съемок - мороз очень сильно сокращает емкость аккумуляторов. К счастью, на зеркальных камерах с их аккумуляторами большой емкости это сказывается не так сильно, как на беззеркалках, которые на морозе мрут как мухи. На зимних съемках я советую иметь как можно больше аккумуляторов. Я стараюсь брать не меньше трех, но здесь работает железное правило - чем больше, тем лучше. Все аккумуляторы кроме активного стоит переложить из фоторюкзака в каманы как можно ближе к телу, чтобы они не замерзали. Так вы сможете сохранить их работоспособность на более долгое время.

После съемок я советую занести фототехнику в помещение, но ни в коем случае не открывать рюкзак. Если вы хотите достать флешку, чтобы переписать кадры, сделайте это на улице. Если вы все-таки решите занести холодную камеру в тепло, то на ней очень быстро образуется конденсат, который не исчезнет, пока камера не прогреется до комнатной температуры.

А вот штатив я советую не просто занести в тепло, а еще и поставить у печки или обогревателя, причем в разложенном состоянии. Снег, попав в замки штатива, в тепле растает, и если эта вода не испарится до конца, то на морозе даже малого ее количества будет достаточно, чтобы у штатива замерзли замки и не раскладывались ноги.

А теперь давайте поговорим о том, что же вообще стоит фотографировать зимой. Выбираясь на зимнюю съемку внимательно следите за погодой. Резкое падение температуры может означать чистое небо и красивые рассветные и закатные краски.

 

Нередко зимние рассветы и закаты дарят впечатляющие краски

 

Реки также могут стать для вас интересным объектом для съемки. Особое внимание стоит уделить рекам с перекатами, где даже в сильный мороз вода не покрывается льдом. В особенно холодную погоду такие реки могут эффектно парить, а на прибрежных  деревьях может образоваться красивая шуба из инея.

 

Зима преображает многие сюжеты. Плотная метель может скрыть из вида задний план и сделать картину минималистичной

 

Но что если вам не повезло со светом? Даже плохую погоду можно и нужно использовать для съемок. Так, сильная метель может создать эффект тоновой перспективы, отсечь все лишнее, убрать визуальный мусор и подчеркнуть, например, одиноко стоящие деревья.

 

Если в вашей команде есть человек в красной куртке, он может стать лучшим героем для ваших зимних кадров!

 

Обязательно постарайтесь поснимать в синий час - это время после захода солнца, когда пейзаж в кадре приобретает голубой оттенок. Особенно эффектно такие пейзажи смотрятся с одиноко стоящей избушкой, в окошке которой горит свет. Контраст общего синего тона кадра и теплого света из окна создаст ощущение уюта.

 

Пример съемки в синий час. Обратите внимание, как контрастирует теплый цвет окна и холодный цвет пейзажа

 

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки3 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

Техника съемки1 год назад
Иногда я ловлю себя на мысли, что во время аналогичных съемок использую наработанные схемы и установ...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки3 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляюще...
Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Техника съемки1 год назад
Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому советы по прим...
Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Техника съемки1 год назад
Техника верторам позволяет получить кадр с очень крупным передним планом при съемке на широкоугольни...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки1 год назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Герой нашего времени. В пейзаже

Герой нашего времени. В пейзаже

Техника съемки2 года назад
Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая перво...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 год назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из кот...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?
Антон Агарков

Комментарии

Отправить