В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

Текст и фото: Антон Агарков

 

Грамотная одежда в зимней съемке - залог успеха. Одеться плохо, значит постоянно думать не о съемке, а о том, как бы поскорее вернуться в тепло

 

Начнем мы с того, что подготовим к съемке себя. Фотографу приходится долго стоять на одном месте, так что замерзнуть в ожидании рассвета или заката - дело нехитрое. Но если правильно одеться, то мороза можно вообще не заметить.

Для зимних съемок я практикую одеваться слоями.Нижним слоем идет термобелье из толстого флиса. Дальше - тонкая пуховая куртка, толстая флиска и пуховик либо ветрозащитная куртка с дополнительным утеплением. На ноги можно надеть термобелье из толстого флиса, толстые флисовые штаны и поверх этого бурерброда либо горнолыжные штаны с дополнительным утеплением, либо просторные рыбацкие штаны-комбинезон, которые стоят недорого, а защищают очень надежно.

Самое сложное - подобрать подходящую обувь. Мой совет - ищите ботинки на завышенные температуры. Так, я специально для зимних вылазок взял себе канадские ботинки фирмы Baffin на -100С - чтобы уж наверняка. Формула подбора обуви очень простая - берете минимально возможную температуру на маршруте, удваиваете ее и ищите обувь именно на такой мороз.

Обязательно позаботьтесь о защите головы. Плотная теплая шапка, желательно из непродуваемого материала Windstopper или Windblock должна надежно защитить вас от ветра. Если вы планируете кататься на снегоходах, то в дополнение к шапке возьмите балаклаву из такого же материала.

Возможно, самым сложным для любого фотографа станет подбор перчаток для защиты рук от холода. Я советую взять пару тонких перчаток из непродуваемого материала на те моменты, когда вам надо эффективно управлять камерой, и пару теплых варежек, чтобы защитить руки между съемками.

Себя защитили, теперь надо позаботиться о камере. Сразу скажу, что никаких свитеров или шуб ей не надо. Вопреки информации в руководстве по эксплуатации, зеркальные камеры класса Nikon D850 работают надежно даже в пятидесятиградусный мороз. Проверено на себе. Так что можете спокойно отправляться снимать в такую стужу. Первое, что вы заметите в такой холод - это замедленная реакция ЖК-экранов камеры. Особенно сильно будут тормозить дополнительный экран и информация в видоискателе. Так что будьте готовы, что на особенно сильном морозе индикация смены точки фокусировки будет отставать на полсекунды от нажатия кнопки.

Если вы вышли снимать в метель, то постарайтесь защитить переднюю линзу объектива от снега. Лучше всего для этого подойдет бленда. Но если снег все-таки попал на линзу, то я советую протирать капли не микрофиброй - она их просто не впитает - а одноразовыми бумажными платочками.

 

В такую погоду беречь камеру от холода и снега бессмысленно - все равно замерзнет и превратится в сугроб

 

Самое важное, о чем нужно помнить во время зимних съемок - мороз очень сильно сокращает емкость аккумуляторов. К счастью, на зеркальных камерах с их аккумуляторами большой емкости это сказывается не так сильно, как на беззеркалках, которые на морозе мрут как мухи. На зимних съемках я советую иметь как можно больше аккумуляторов. Я стараюсь брать не меньше трех, но здесь работает железное правило - чем больше, тем лучше. Все аккумуляторы кроме активного стоит переложить из фоторюкзака в каманы как можно ближе к телу, чтобы они не замерзали. Так вы сможете сохранить их работоспособность на более долгое время.

После съемок я советую занести фототехнику в помещение, но ни в коем случае не открывать рюкзак. Если вы хотите достать флешку, чтобы переписать кадры, сделайте это на улице. Если вы все-таки решите занести холодную камеру в тепло, то на ней очень быстро образуется конденсат, который не исчезнет, пока камера не прогреется до комнатной температуры.

А вот штатив я советую не просто занести в тепло, а еще и поставить у печки или обогревателя, причем в разложенном состоянии. Снег, попав в замки штатива, в тепле растает, и если эта вода не испарится до конца, то на морозе даже малого ее количества будет достаточно, чтобы у штатива замерзли замки и не раскладывались ноги.

А теперь давайте поговорим о том, что же вообще стоит фотографировать зимой. Выбираясь на зимнюю съемку внимательно следите за погодой. Резкое падение температуры может означать чистое небо и красивые рассветные и закатные краски.

 

Нередко зимние рассветы и закаты дарят впечатляющие краски

 

Реки также могут стать для вас интересным объектом для съемки. Особое внимание стоит уделить рекам с перекатами, где даже в сильный мороз вода не покрывается льдом. В особенно холодную погоду такие реки могут эффектно парить, а на прибрежных  деревьях может образоваться красивая шуба из инея.

 

Зима преображает многие сюжеты. Плотная метель может скрыть из вида задний план и сделать картину минималистичной

 

Но что если вам не повезло со светом? Даже плохую погоду можно и нужно использовать для съемок. Так, сильная метель может создать эффект тоновой перспективы, отсечь все лишнее, убрать визуальный мусор и подчеркнуть, например, одиноко стоящие деревья.

 

Если в вашей команде есть человек в красной куртке, он может стать лучшим героем для ваших зимних кадров!

 

Обязательно постарайтесь поснимать в синий час - это время после захода солнца, когда пейзаж в кадре приобретает голубой оттенок. Особенно эффектно такие пейзажи смотрятся с одиноко стоящей избушкой, в окошке которой горит свет. Контраст общего синего тона кадра и теплого света из окна создаст ощущение уюта.

 

Пример съемки в синий час. Обратите внимание, как контрастирует теплый цвет окна и холодный цвет пейзажа

 

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки4 года назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Техника съемки6 дн. назад
Моя работа со звездными треками вызвала много интересных вопросов. Поэтому здесь кратко дам нескольк...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки2 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Техника съемки3 мес. назад
Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магис...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки2 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки1 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта,...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Техника съемки4 года назад
Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фо...
Управление экспозицией

Управление экспозицией

Техника съемки2 года назад
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определя...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки1 год назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?
Антон Агарков

Комментарии

Отправить