Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из самых интересных сфер фотографии — съемка звездного неба. Мы собрали лучших профессионалов астрофотографии и их самые важные советы, рекомендации и, конечно, потрясающие кадры, чтобы помочь вам разобраться раз и навсегда с самыми сложными аспектами этой области фотографии.


Автор: Даниил Коржонов



Даниил Коржонов:

“Когда планируются астрофотографические поездки, сначала ищешь интересных людей. Есть такой профессиональный астрофотограф – Юрий Белецкий (материал с Юрием ищите ниже), у него сумасшедшие фотографии звёздного неба в Атакаме. Он предложил мне отправиться с ним к ALMA – крупнейшему проекту радиотелескопов в мире. Это огромные тарелки, которые стоят на высоте 5000 метров и принимают и отправляют сигналы из космоса.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

На самом деле, у нас в мире мест, где можно так поснимать звезды, не так уж и много. Такое место, во-первых, должно быть далеко от цивилизации, ведь даже самая маленькая деревня будет давать сильную засветку, и тогда никакого цвета в Млечном Пути не увидишь. Во-вторых, нужно быть очень близко к небу – Альтиплано подходит как нельзя лучше. Это четыре-пять тысяч метров, высота, на которой постоянно путешествуешь. С одной стороны, это непросто, требует подготовки, там холодно. С другой – звезды здесь просто чумовые, кажется, именно здесь их можно рукой потрогать.

Вообще, в пустыне Атакама, пожалуй, лучшие условия для астрофотографии в мире. Тут практически ноль процентов осадков и не бывает облаков. Недаром самые серьезные обсерватории мира расположены именно в Атакаме.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

1. Панорамы

При ночной съемке не получается сделать много кадров. Куча времени тратится на экспозиции, дубли, подсветки. Делаешь много панорам. Скажем, фото, которые захватывают видимый Млечный Путь целиком, – это все панорамы. Многие боятся их делать – им кажется, что звёзды сдвигаются и снимки потом не удастся склеить. Ничего подобного! Панорамы очень интересно собирать: мне нравится софт PTGui. Даже если прошло 5–10 минут между кадрами, он замечательно автоматически склеивает кадры. Иногда нужно вручную выбрать одинаковые яркие звёздочки, и программа быстро подхватывает эти точки.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

2. Техника

Я снимал эти кадры на камеру Nikon 810A, она специально адаптирована для астрофотографии. Чаще всего меня спрашивают, чем этот фотоаппарат отличается от «обычного» Nikon 810. Об этом много написано – он оснащен инфракрасным режекторным светофильтром. Самое главное – он очень хорошо воспринимает свет от туманности. То есть на волне приблизительно 656 нм это красный цвет. На практике это дает насыщенный красный цвет во всех туманностях. И Млечный Путь получается действительно живым и цветным. На 810-м с засветками не получить такой цвет. Одной камерой, конечно же, все не ограничивается. Мы снимали в основном на Nikon 810A и объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G – он светосильный, что очень важно для наших задач. Меня часто спрашивают, с какой светосилой объектив выбрать – 2.8 или 4.0, и, конечно же, первый даст просто невероятный прирост яркости звезд!


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

В список моего оборудования также входит штатив RRS TVC 33 c шаровой головой BH 40 LR II Ballhead, также я использую комплект L-Plate + Nodal Slide rail 180 mm вместо большой панорамной головы. Для подсветки – фонарики Petzl и фонарик-факел с рассеянным светом во все стороны.

Еще одно отличие Nikon D810а от Nikon D810 – в чуть более чистой картинке на одинаковой чувствительности. Скажем, если на Nikon D810 я снимал с ISO 3200, то Nikon 810a такую же картинку выдает с ISO 4000. Это значит, что я могу чуть «задрать» чувствительность и получить более яркий Млечный Путь. Он получается действительно ярким – на постобработке я не добавляю никаких цветов, я только могу немного подкорректировать баланс белого и кривые. Большинство камер не даст такую картинку с цветом. Причем цвет – это не только туманности, красные туманности, но и такие интересные явления, как свечение атмосферы. В небе бывают видны такие красные или зеленые покрывала – это не северное сияние и не засветки от городов, это именно свечение атмосферы. Это очень слабое излучение света атмосферой планеты. В случае с атмосферой Земли этот оптический феномен приводит к тому, что ночное небо никогда не является полностью тёмным, даже если исключить свет звёзд и рассеянный свет Солнца с дневной стороны.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

3. Постобработка космоса

Как я работаю со снимками? Снимаю в RAW. Делаю цветокоррекцию почти у каждой фотографии, в кривых и с использованием моих методик, включающих световые маски, маски, слои наложения, брекетинг, фокус-стекинг, вертикальные панорамы. Всё делаю на глаз. Цвета очень субъективны, однако я всегда советую выбирать любимую гамму, по которой в том числе будут узнавать фотографа.

Баланс белого может быть любой, он вытягивается из RAW. Однако гораздо приятнее сразу получать красивую фотографию с правильной экспозицией и правильным балансом белого, это мотивирует сделать ее еще лучше. Цвет определяют только глаза. И, конечно же, сердце с душой. Ну и если замерз во время съемок, то баланс белого будет холоднее.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 15 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

4. Точность

Для астрофотографии очень важна точность того, что ты производишь, а не монтажи каких-то кусков. На снимке должно быть видно, где какие звезды, туманности, свет. Это ведь не раскраска, тут недопустимо чрезмерное задирание контраста, добавление неестественных цветов – астрономы смотрят на такие снимки и смеются. И, конечно же, такие снимки, например, NASA не опубликует. А ведь конечный «потребитель» профессиональной астрофотосъемки – это как раз NASA, IESO, различные астрофотографические журналы. Очень любопытно, когда Юра однажды сказал, что пойдет обрабатывать данные. Нас сначала это ввело в ступор, а потом рассмешило, ведь мы привыкли «обрабатывать фотографии», а астрономы очень внимательно относятся и к документальной, смысловой составляющей явления”.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810а
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Юрий Белецкий:

Астрофотография, а именно ночная пейзажная съёмка, несколько отличается от обычной пейзажной фотографии, где фотографирование ведется преимущественно в светлое время суток. Недостаток освещенности ночью создает определенные трудности при съёмке, а также повышает требования как к аппаратуре, так и к обработке изображений.

1. Выбор камеры и настройки

Несколько советов по подготовке к съёмке:

- Камера крайне желательна полного формата (full frame), например, Nikon D750, Nikon D810a, Nikon D5. Полноформатный сенсор обладает лучшими шумовыми характеристиками, что является крайне важным фактором при съёмке ночью;
- Светосильная оптика. Низкая освещенность требует довольно большой светосилы от объектива для уверенной проработки деталей (f/1.4-f/2.8). AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED на данный момент является одним из лучших объективов для ночной фотографии;
- Надежный и стабильный штатив. Выдержки при ночной съёмке зачастую составляют десятки секунд, и стабильность камеры на штативе крайне важна;
- Интервалометр. Очень помогает при съемке серий длительных экспозиций и позволяет избежать вибраций от прикосновения к камере.

Во время съемки:

- Камера устанавливается в ручной режим «М»;
- Диафрагма, как правило, используется максимально открытой (f/1.4–f/2.8);
- Выдержка определяется условиями съемки (темнота неба, прозрачность атмосферы, наличие засветки), а также фокусным расстоянием объектива. Вследствие вращения нашей планеты, изображение звезд на снимке начинает смазываться, если экспозиция становится достаточно велика для данного фокусного расстояния. Поэтому для определения экспозиции, которая нам даст практически точечные изображения звёзд, пользуемся «правилом 500» (число 500 делим на фокусное расстояние объектива и получаем максимальное значение выдержки для данного фокусного расстояния). Как правило, выдержка составляет 10-30 секунд для широкоугольных объективов;
- Значение ISO выбираем в пределах от 800 (съемка в сумерках) до 3200-6400 (съемка ночью);
- Формат изображений - только RAW, режим встроенного шумоподавления отключаем.

2. Композиция

В отличие от дневной съемки, кадрирование в ночных условиях намного сложнее. Поэтому для построения композиции, как правило, сначала наводим камеру на объект и приблизительно её (камеру) ориентируем, затем делается несколько тестовых снимков (с экспозицией в несколько секунд), чтобы подтвердить желаемое положение камеры. При этом очень сильно помогает наличие встроенного электронного уровня, который показывает, насколько хорошо камера ориентирована в горизонтальной плоскости. К сожалению, из-за крайне низкой освещенности функция Live View не может быть эффективно использована для построения кадра ночью, но она довольно хорошо справляется в сумерках.

Снимок ниже — одиночный снимок, полученный со светосильной оптикой. Вид на статую моаи, а также созвездия Ориона и Большого Пса. Остров Пасхи, Чили.


Диафрагма: f/2
Выдержка: 15
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a

3. Фокусировка

Фокусируемся только (!) в ручном режиме. Для этого объектив (если он автофокусный) переводится в режим ручной фокусировки. Также здесь нам приходит на помощь функция камеры Live View. Переключаем камеру в этот режим, наводимся на какую-либо яркую звезду на небе и, когда звезда появляется в кадре, увеличиваем её изображение с помощью функции Zoom. После чего на экране камеры наблюдаем изображение звезды и ручной фокусировкой добиваемся резкости. На снимке ниже фокусировка производилась по ярким звездам в созвездии Южного Креста. При съёмке хорошо проработан Млечный Путь над 2.5-метровым телескопом “ДюПонт” (Du Pont) на обсерватории Лас Кампанас (Las Campanas) в Чили. Снимок получен незадолго до рассвета.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 25 (панорама)
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm F2.8G ED

4. Панорамная съемка

Млечный Путь, один из наиболее часто фотографируемых объектов на ночном небе, имеет довольно большую протяженность. Если ставить целью получение фотографии Млечного Пути «от горизонта до горизонта», в таком случае даже очень широкоугольные объективы (как, например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED) не могут предложить требуемый охват. Решение приходит в виде съёмки панорамы. При этом, в отличие от дневной фотографии, в панорамной ночной фотографии есть ограничение — вращение нашей планеты. Из-за этого видимая картинка ночного неба постоянно меняется, что приводит к сложностям в дальнейшей обработке панорам. Поэтому, как правило, в данном случае выдержки делаются немного короче, чем при съёмке одиночных ночных пейзажных кадров. Или же используются очень широкоугольные объективы (12-14 mm), которые позволяют экспонировать чуть дольше без получения смаза на снимке. Дальнейшая сборка панорамы производится программным методом (например, Adobe Lightroom, Adobe Photoshop, Autopano, Ptgui и т. п.).

Панорама — собственное свечение атмосферы (airglow) над обсерваторией Лас Кампанас (Las Campanas) в Чили. Один из редких моментов, когда сияние атмосферы было особенно интенсивным. Очень интересна волнообразная структура сияния, а также его цвета — зеленый и красновато-оранжевый. Справа на снимке видны башни 6.5-метровых телескопов Магеллана.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30 (панорама)
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm F2.8G ED

5. Планирование съемки

На самом деле, в астрофотографии это довольно важный момент. Базовые знания в области астрономии помогут лучше ориентироваться на ночном небе, а также будут очень полезны при планировании фотосессии. Такие небесные явления, как затмения (лунные и солнечные), метеорные дожди, различные конфигурации планет и Млечного Пути требуют тщательного планирования до съемки. На данный момент существует набор приложений для мобильных телефонов, например, PhotoPills и TPE значительно облегчают задачу планирования. Рекомендую к ним присмотреться.

Снимок ниже является результатом такого планирования — Луна и Венера расположились над телескопом АТ обсерватории ESO Paranal в пустыне Атакама, Чили.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 3
ISO: 400
Фокусное расстояние: 150 мм
Камера: Nikon D810a

6. Знание предмета съёмки

Планирование всегда полезно, но иногда наша камера может запечатлеть небесные явления, которые намного менее известны и могут поставить в тупик даже бывалых любителей астрономии, не говоря уже об обычных пейзажных фотографах. Об одном таком явлении, которое нередко встречается на ночных снимках, но очень часто относится к «дефектам» съёмки, я расскажу здесь. Многие хорошо знакомы со снимками полярного сияния — потрясающей игры света в верхних слоях атмосферы, в виде причудливых форм и градиентов. Это явление наблюдается в околополярных областях (и очень редко в средних широтах). Но иногда фотографы видят что-то очень похожее на своих ночных снимках, только интенсивность видимых градиентов существенно ниже (цвет при этом может меняться от зеленого до красноватого). Что же это такое? Если исключить ситуацию с городской засветкой, то объяснение эффекта довольно простое — мы наблюдаем так называемое собственное свечение атмосферы (airglow - англ.) В отличие от полярного сияния, которое видно только в околополярных областях, собственное свечение атмосферы наблюдается по всей планете. На снимке ниже пример такого собственного свечения атмосферы. Цвет ночного неба имеет ярко выраженный красный оттенок (и он реален!). Снимок получен на острове Пасхи, Чили.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 15 (панорама)
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm F2.8G ED

7. Вращение звездного неба

Один из очень популярных видов ночной съемки — фиксация треков звезд. Это один из наиболее простых видов ночной фотографии в плане техники съемки. Камера устанавливается на неподвижный штатив, выбираем композицию таким образом, чтобы небесный полюс (Северный или Южный, в зависимости от вашего географического положения) попал в поле зрения камеры. Кадрируем снимок и устанавливаем экспозицию. В данном случае нам очень пригодится внешний интервалометр, который позволит снять серию кадров длительностью в несколько часов (это позволит получить на изображении треки достаточной длины). Одиночная экспозиция в данном случае выбирается в пределах 20-60 секунд. Дальнейшая обработка проводится в любом удобном графическом редакторе, или же специализированных программах, например, Startrails, StarStarX. На снимке ниже вы можете видеть результат такой съемки — вращение звездного неба вокруг Южного полюса на обсерватории Маунт Стромло (Mt. Stromlo) в Австралии. На переднем плане видна башня 74"-го телескопа.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 15 (2.5 часа — общее время экспозиции)
ISO: 800
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm F2.8G ED

8. Астрофотография в городе

Что делать, если вы живете в городе со значительной засветкой? На самом деле, даже в таких условиях можно довольно успешно фотографировать небесные объекты. Правила композиции и планирования будут такими же, как уже описано выше. Что касается параметров съемки, то уличная засветка будет накладывать свои ограничения на длительность экспозиции. Диафрагму объектива нужно будет немного прикрывать (до f/4—f/8), а также снимать на пониженном ISO (400—800)”.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1
ISO: 800
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D810a
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Со всеми снимками Юрия вы можете ознакомиться в его социальных сетях:

Instagram: /data/away/c9756d62db13ac96f08c2ff3dcdb2775/
Facebook: /data/away/8723b23262f04e66405a5f186b7a8de0/
Twitter: /data/away/7d21a736f3f2493e9b7dec045ae97b66/

Александр Трашин:

К тому времени, когда ваши друзья в компании на берегу моря расходятся спать, вы достаёте камеру со штативом и отправляетесь в заранее запланированную точку съемки, потому что, возможно, именно в этот момент Млечный Путь будет расположен так, как представляется вам в ваших творческих замыслах.

Астрофотография — неспешный и подробно спланированный вид съемки, требующий внимания к положению звёздных объектов в зависимости от времени года и месяца.


Двухрядная панорама из 8 вертикальных кадров.
Верхний ряд:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Нижний ряд:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 30
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

1. Съемка Млечного Пути

С начала весны и до поздней осени на ночном небе можно наблюдать Млечный Путь. Для достижения успешных результатов важно заранее планировать время и место так, чтобы городская засветка и Луна не мешали ночным съемкам. Для этого лучше выбирать даты за несколько дней до и после новолуния. Также стоит обратить внимание на время восхода и захода молодого или стареющего месяца.


Двухрядная панорама из 12 вертикальных кадров в два ряда.
Верхний ряд:
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 15
ISO: 3200
Нижний ряд:
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 15 и 30 (дубли для светов и стек-фокуса переднего плана нижнего ряда)
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

2. Гаджеты

Пользуйтесь программами звёздного неба для мобильных приложений. Так вы сможете уже на заходе солнца, где-то на берегу моря или двигаясь по ночному ущелью, среди высоких гор, определить местоположение Млечного Пути для построения наиболее интересных композиций.


Двухрядная панорама из 12 вертикальных кадров.
Верх:
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 15
ISO: 1600 и 1250
Низ:
Диафрагма: f/2.2 и 3.5
Выдержка: 15
ISO: 1600 и 1000
Дубли для светов и стек-фокуса
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

3. Техника и экспозиция

Используйте светосильные, резкие на полностью открытой диафрагме широкоугольные объективы с f/1.4 или f/1.8 и фокусным расстоянием 24 mm и 28 mm. Минимальная дисторсия по углам данного типа оптики позволяет показать в кадре звезды как светящиеся объекты ночного неба, без искажений по всему полю кадра с выдержкой от 13 до 15 секунд. А недостающий угол обзора расширьте, в зависимости от творческих задач, с помощью панорамы.


Двухрядная панорама из 6 вертикальных кадров.
Верх:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 2
Низ:
ISO: 6400
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 30
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

Старайтесь не устанавливать при съёмке и конвертации RAW-файла в редакторе тёплый баланс белого. Выбирая холодный или нейтральный цветовой баланс, вы получите возможность при постобработке добиться большего количества оттенков звёздного неба.


Двухрядная панорама из 12 вертикальных кадров.
Верх:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Низ:
ISO: 5000
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 30
Дубли для стек-фокуса
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

Советую применять для горизонтальных панорам эль-планку для съёмки в вертикальном положении с минимальным параллаксом и шаровую голову с маркировкой градусов для штатива. А для вертикальных панорам при горизонтальном положении камеры — показания гироскопа в режиме Live View.


Панорама из 12 вертикальных кадров в три ряда.
Верхний ряд:
ISO: 2500
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Средний ряд:
ISO: 2500
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Нижний ряд:
ISO: 5000
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 30
Дубли для светов и стек-фокуса
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

И последний совет: налобный фонарик облегчит работу с камерой, а горячий чай с шоколадом поднимет настроение в период ожидания подходящего сюжета:) .


Панорама из 18 вертикальных кадров в три ряда.
Верхний ряд:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Средний ряд:
ISO: 3200
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 20
Нижний ряд:
ISO: 6400
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 30
Дубли для стек-фокуса
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G

Александр Меркушев:

Особенность ночной съёмки в том, что она очень требовательна к камерам, так как нам нужно получить качественную фотографию на высоких числах ISO, от 800 до 1600/2000, а чтобы запечатлеть динамику полярного сияния, необходимо выставлять короткую выдержку.

1. Съемка звездного неба и полярного сияния

Из оптики в нашем случае понадобятся светосильные широкоугольные объективы.
Что касается аксессуаров, нам необходим пульт или так называемый «тросик». Немаловажно использовать «грелки» на объектив, что позволяет избежать перепадов температуры и выпадения росы на оптику.


Панорама из 2 вертикальных кадров.
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 20
ISO: 800
Фокусное расстояние: 15 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

2. Лунный свет

Если мы снимаем полярное сияние, из этого можно извлечь выгоду в плане снижения чувствительности ISO. Также можно выставить короткую выдержку, чтобы запечатлеть динамику сияния, но не для съемки звезд и Млечного Пути (только если Луна в виде месяца, что не сильно засвечивает небо).

Заранее планируйте поездку в то или иное место и обращайте внимание на лунный календарь.


Панорама из 2 горизонтальных кадров.
Диафрагма: f/4
Выдержка: 15
ISO: 800
Фокусное расстояние: 18 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm F/2.8G ED

3. Использование трекера

Данное приспособление позволяет нам снимать звездное небо без какого-либо смещения, то есть звезды не образуют треки на небе. Этот метод подходит для панорамных съемок, так как при съемке звезд на длинных выдержках у нас начинает смазываться «земля», а в дальнейшем после съемки неба мы отключаем трекер, чтобы снять дальний/передний план.


Панорама из 3 вертикальных кадров.
Звезды:
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 60
ISO: 1000
Земля:
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 20 мм
Камера: Nikon D800


Диафрагма: f/2.8
Верх:
Выдержка: 200 (с часовым ведением)
ISO: 640
Низ:
Выдержка: 265
ISO: 800
Фокусное расстояние: 15 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

4. Фокусировка

Я обычно использую фонарь для фокусировки на переднем/среднем плане, а чтобы корректно выставить бесконечность, навожу на самую яркую звезду в небе. Рекомендую заранее выставить значение бесконечности на объективе и впредь не отвлекаться на фокусировку.

Снимайте компанией — хоть это и может создать неудобства, зато будете чувствовать себя в безопасности.

Берите с собой тёплые вещи и держите запасные аккумуляторы в тепле, а если вы «походник», ставьте лагерь недалеко от точки съемки.


Небо:
Панорама из 2 вертикальных кадров
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 25
Земля:
Панорама из 2 вертикальных кадров
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 18 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Алексей Вершинин:

На мой взгляд, астрофото является одним из самых сложных жанров фотографии, необходимо, чтобы совпали много факторов, так сказать, «чтобы сложились звезды» — погода, безлунный день, место съемки без лишних источников света и без дымки. Но если вы приложите усилия для того, чтобы отследить все эти факторы и запасетесь терпением и кофе, вы будете весьма щедро награждены. Главное пробовать, экспериментировать и не бояться путешествовать по ночам.

1. Поиск точки съемки

Приезжайте на съемку днем, пристреляйтесь, расставьте точки на карте, чтобы знать, куда вернуться, если снимаете, например, в поле. Я пользуюсь бесплатными оффлайн-картами MapsMe. Так вам не придется блуждать в темноте в поисках ракурса, и вы сможете сосредоточиться непосредственно на съемке.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 400
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF
Фильтр: ND1000


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 20
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF

2. Возьмите с собой фонарик

Фонарик, пожалуй, одна из самых важных вещей, которая у меня всегда с собой: им можно не только осветить себе дорогу, но и доэкспонировать «землю» или смягчить тени от жестких уличных фонарей.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 25
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 15
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF

3. Время съемки

Пользуйтесь лунным календарем. Оптимальное время для астрофотографии — между заходом солнца и восходом Луны, иногда это несколько часов, а иногда почти вся ночь. Зная эти данные, вы сможете правильно планировать свою поездку. Если по каким-то причинам поймать «безлуние» вам не удалось, попробуйте поэкспериментировать с лунным светом, нередко получаются неземные пейзажи, пусть и без Млечного Пути.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF

4. Оперативность

Звёзды движутся достаточно быстро, и если немного замешкаться, то при сшивании панорамы могут возникнуть трудности. Если вы по какой-то причине остановились на середине панорамы, например, протереть фильтр от влаги, лучше начать сначала.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF

5. Фокусировка

Фокусируйтесь в Live View на максимальном увеличении кадра вручную - так вы не промахнетесь с фокусировкой на бесконечность. Если объектив не позволяет точно сфокусироваться вручную, то сфокусируйтесь на самом дальнем светлом объекте по центральной точке видоискателя.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 20
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17–35mm f/2.8D ED-IF

6. Несколько лайфхаков:

- Если фонарик дает синий свет в кадре, при теплом уличном освещении на него можно закрепить скотчем обычный желтый фильтр, например, со вспышки Nikon SB910.
- Чтобы каждый раз не фокусироваться на бесконечность, достаточно сделать это один раз и надеть на объектив обычный силиконовый браслет, внахлест корпуса и фокусировочного кольца.
- Ночью стёкла объектива запотевают и покрываются влагой — чтобы минимизировать этот эффект, протрите фильтр объектива каплей жидкого мыла, которую нужно стереть сухой бумажной салфеткой. Тереть линзы объектива я крайне не рекомендую.
- Пользуйтесь картой засветки планеты, чтобы точно знать, можно ли в том или ином месте сфотографировать звезды. Я пользуюсь вот этим сервисом”.
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Портрет в цветах, или об искусстве комбинирования цветных светофильтров

Портрет в цветах, или об искусстве комбинирования цветных светофильтров

Техника съемки5 лет назад
В основе фотографии, и цветной, и черно-белой, лежит свет. Без света нет ни цвета, ни фотографии. В ...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки6 лет назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки6 лет назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки7 лет назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки5 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки6 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Как создать эффект парящей еды на фотографии

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Техника съемки6 лет назад
Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки8 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Самая большая фотография, созданная методом мокрого коллодионного процесса

Самая большая фотография, созданная методом мокрого коллодионного процесса

Техника съемки5 лет назад
Фотограф Ян Рахтер из Лос-Анджелеса увлекается крупноформатной съёмкой, используя метод мокрого колл...
Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Техника съемки6 лет назад
Такие шарики ("орбы") спонтанно получали на своих снимках очень многие любители. Иногда эти артефакт...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки7 лет назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Советы по съёмке абстрактной фотографии

Советы по съёмке абстрактной фотографии

Техника съемки5 лет назад
Фотографы Константин Зернов и Оксана Морозюк помогут разобраться в особенностях абстрактной фотограф...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии
Nikon

Комментарии

Отправить