Размышления на тему портрета

Наверное, я неправильный портретист, если задаюсь вопросом: «Зачем снимать портреты?». Мы же не задумываемся, зачем нам дышать, есть, спать. Творить - такая же естественная потребность для человека. У меня она выражается в желании создавать эти самые портреты. До недавнего времени не было никаких «зачем», а сейчас эти вопросы появились. Давайте вместе разберемся.

Автор: Даниил Контрович

00

Портрет как способ общения

Кому и зачем нужен портрет? Разумеется, тем, кто его создает. Порой истинный мотив - не само достижение результата, а процесс съемки, общения. Фотография - это удобный способ знакомиться, коммуницировать с людьми.

Портрет как самопознание автора и человека в кадре

Человек в кадре находится в центре внимания. А фотограф не хуже психолога способен раскрыть, показать портретируемого с новой для него стороны или передать естество человека, что может благотворно повлиять на его самооценку, борьбу с внутренними комплексами. Также создавая образ, автор может посмотреть со стороны и на себя, сделать автопортрет через другого. Это немаловажная составляющая для самоанализа. Особенно когда автор при съемке способен обратиться к бессознательному, а затем проанализировать получившийся результат.

01

Портрет как осознание себя во времени

Созерцая фотографию, портретируемый становится зрителем и получает образ самого себя в конкретный момент времени. Часто вследствие искаженного представления о себе, человек не ценит, чем обладает. Но через несколько лет снимок становится более ценным документом, воспоминанием.

02

Портрет как история

Какую задачу ставит перед собой автор, создавая портрет? Сделать фотографию ради фотографии, оперируя только технической и визуальной составляющей кадра?

На мой взгляд, задача более высокая: отобразить, оставить что-то во времени, а не показывать себе и сверстникам: "Как я могу". Когда автор задумывается над этим, как раз и начинается череда резонных вопросов: “О чем ты повествуешь? Что нового ты можешь внести? Или насколько фотография отражает твоих современников, время, в котором ты живешь?”. Возьмите интересного вам человека и расскажите его историю, - это уже будет не просто портрет, а фотоэссе. Оно может содержать в себе и предметы быта, окружения, атмосферы, присущей человеку. Еще возможно социальное исследование, когда портреты разных людей объединены общей тематикой, проблематикой. Такие истории будут интересны и сейчас, и сквозь время. Только это уже не будет портрет в привычном понимании.

03

А как же фотосайты и модели?!

Мы живем в век потребления. Фотографам, как и не-фотографам хочется обладать. Например, полуобнаженной девушкой или просто ее красивым личиком. В таких работах модель часто безмолвно говорит: "Посмотрите на меня, я красивая/я показываю". Это больше похоже на рекламу, чем на человека, которому хочется сопереживать и узнать ближе. Формально эта работа все же остается портретом.

04

Как же научиться отличать хороший портрет?

Хорошая портретная фотография должна транслировать что-то настоящее, актуальное и для модели, и для фотографа. Тогда она приобретает краски жизни.Для меня существуют два главных критерия в портретной фотографии.

Первый - присутствие Человека. Наличие человека в кадре не говорит о том, что он там есть. Не исключено, что перед нами очень качественная копия, манекен. Такое бывает, когда модель стремится что-то показать, не переживая это, надевает маску. Сопереживание возникает при зрительном контакте с человеком, испытывающим внутреннюю эмоцию. Только так фотография будет показывать Человека, а не куклу, пусть и очень реалистичную. В то же время даже при отсутствии человека в кадре, только одни предметы, характеризующие его, передающие атмосферу, могут создать полноценный портрет.

05

Второй критерий - образность или характер, типаж. Чем больше ассоциаций можно придумать к вашему портретируемому, тем лучше! Зритель найдет свое родство, воспоминания, вызванные вашей фотографией. Изображенный человек не будет казаться чужим, если в его образе есть что-то схожее с тем, что зритель уже видел.

06

***

Подводя итог, вполне разумно поставить вопрос: какой портрет нужен именно вам?

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/razmyshleniya-na-temu-portreta
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки5 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки6 лет назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Техника съемки5 лет назад
Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода — одна из любимы...
Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Техника съемки5 лет назад
Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что я достойный кулинар и ужасный пекарь. Мне требуется много...
Простой способ изготовления операторской тележки

Простой способ изготовления операторской тележки

Техника съемки5 лет назад
Любой, кто решил встать на путь видеографа, вскоре понимает, что перемещение камеры во время съёмки ...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки5 лет назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Техника съемки6 лет назад
Такие шарики ("орбы") спонтанно получали на своих снимках очень многие любители. Иногда эти артефакт...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Техника съемки10 лет назад
Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фо...
Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Техника съемки7 лет назад
Техника верторам позволяет получить кадр с очень крупным передним планом при съемке на широкоугольни...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки7 лет назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Размышления на тему портрета
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить