Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Такие шарики («Orb») спонтанно получали на своих снимках очень многие любители. Иногда эти артефакты единичны, иногда их целые россыпи. Они могут быть разными по величине, иметь какую-то слабо различимую внутреннюю структуру, но абсолютно всегда на момент спуска затвора были невидимы невооружённому глазу.

Эта странность не может не вызывать естественные вопросы о природе явления, однако дать внятное ему объяснение никто особо не берётся.

Кроме, конечно же, "аномальщиков", у которых всегда найдётся дежурный набор вариантов от "плазменных сущностей УФ-диапазона" до "энергетических сгустков душ умерших".

Опытные фотографы обычно подсказывают так:

у всех снимков подобного рода есть одна объединяющая деталь – они сделаны при сработавшей встроенной вспышке "от себя". Свет рикошетит обратно практически от любого отражающего объекта, а в воздухе всегда присутствует водяной пар, частички конденсации или вообще конкретные капли (в дождь) или кристаллики льда и снежинки (зимой). Вот они-то и искрят, но оставаясь вне фокуса (мы же наводимся на модель, а не на что-то другое), эти "светляки" дают размытые полупрозрачные точки и пятна соответствующих сферических форм. При этом радужные разводы внутри шаров  появляются чисто физически в силу интерференции. 
Да и без дождя в атмосфере всегда есть взвесь самого разного микромусора (пыль, насекомые, споры растений и т.д.), и если он не виден глазу, то это вовсе не означает, что подобный "планктон" не проявится при контрастном освещении (удостовериться может каждый даже без эксперимента: вспомните, как в ярком луче кинопроектора или фильмоскопа в тёмной комнате  - пусть даже очень чистой и проветренной - обязательно кружатся и искрят самые разные точечки, волосинки и прочая пылевая мелочёвка). 

Однако, сторонники аномальных версий "легко опрокидывают" эти скучные доводы простым и резонным вопросом:
а почему "орбы" так непросто получить в ту же дождливую погоду  в кадре "на заказ", по своему желанию, просто щёлкая аппаратом по любым направлениям и объектам? 

На самом же деле ответ с рациональным объяснением никак не "опрокидывается", а неспособность спродуцировать заказные шары исходит лишь из непонимания самого механизма рассматриваемого явления и неправильно воспроизведённых условиях его появления.

Но давайте, сначала поясним, а после перейдём непосредственно к натурному эксперименту. 

Вот вы, к примеру, вечерком в походе-на даче-пещере-улице-и т.п. при влажной (или напротив, пыльной) погоде - т.е. в условиях, когда в воздухе есть потенциальные кандидаты в "орб" - снимаете на некий аппарат. 
Как правило, он поставлен на автоматический режим  экспозиционных параметров, а это значит, что при низкой освещённости камера постарается задрать ISO и полностью открыть диафрагму объектива, отчего, глубина резко изображаемого пространства станет минимальной (это, думаю, понятно даже самым начинающим любителям и отдельно тут объяснять ничего не надо). 
Если теперь случайная капелька (т.е. наш будущий "загадочный шар") окажется точно в фокусе, она с расстояния предстанет резкой и предельно малой (практически неразличимой на снимке) пиксельной точкой, и никакого "орба" из неё не получится по определению. 
Если же капелька выйдет буквально на пару десятков сантиметров за пределы резкой зоны, то опять неладно - она размажется в расфокусе и тоже в образе "орба" никак не предстанет. 

Отсюда важный вывод: для образования различимого "загадочного шара" наша капелька волею случая должна оказаться в довольно узком диапазоне расстояний от объектива, и никак иначе (причем этот диапазон будет свой для каждого объектива и каждого конкретного значения диафрагмы). 
Вот поэтому у вас с наскока ничего и не получится. И без наскока - чисто в природе – тоже: условия должны сложиться в те благоприятные параметры, которые я и указал. 

Теперь, имея понимание процесса, породим пару-тройку "шаров". 
Чтобы не генерировать микрокапли и пытаться потом как-то их ловить в объектив, я нанёс этих кандидаток (диаметром менее 1 мм) на прозрачную основу и расположил её напротив тёмного фона. 
Затем установил камеру на штатив, открыл диафрагму, сфокусировался по объектам (фокус зафиксировал), и, делая пробные снимки с использованием штатной встроенной вспышки, начал потихоньку удалятся от "моделей" (которые, естественно, стали потихоньку размываться и превращаться в орбы). 
Очень скоро, как и следовало ожидать, были получены чудные "загадочные шары" с замечательной внутренней структурой, что и требовалось показать. 
Характерно, что при дальнейшем отдалении они вполне ожидаемо пропали  - быстро и окончательно ушли в полный расфокус. 
Вот и вся история. 

Таким образом, если при съёмке со вспышкой некоего сюжета в воздухе и именно в пределах того короткого дистанционного диапазона, о котором я рассказал, случайно окажется отражающая свет микрочастица, она на кадре появится в виде этого самого "орба". Повторюсь – важны условия (см. выше). 

А вот и наши экспериментальные "чудеса" (прямо как живые!):

P.S. Всё вышесказанное относится к конкретному часто проявляющемуся на снимках оптическому артефакту и не претендует на охват иных сложных и часто вообще никак не объяснимых явлений в атмосфере, фиксируемых и визуально и аппаратурно, многие из которых я наблюдал лично и из кабины самолёта и с поверхности Земли.

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

Техника съемки2 года назад
Хотите снять лучший уличный портрет в вашей жизни? Тогда новая обучающая Магистратура Nikon специаль...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Техника съемки5 мес. назад
Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магис...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки4 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки4 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки3 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки1 год назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Техника съемки4 года назад
Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей п...
Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Техника съемки2 года назад
Cозерцание звезд на ночном небосводе дарит нам по-настоящему волшебные мгновения. А теперь, благодар...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Техника съемки4 года назад
Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время пр...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Управление экспозицией

Управление экспозицией

Техника съемки2 года назад
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определя...
Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки4 года назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки3 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?
Tom Fincher

Комментарии

Отправить