Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Такие шарики («Orb») спонтанно получали на своих снимках очень многие любители. Иногда эти артефакты единичны, иногда их целые россыпи. Они могут быть разными по величине, иметь какую-то слабо различимую внутреннюю структуру, но абсолютно всегда на момент спуска затвора были невидимы невооружённому глазу.

Эта странность не может не вызывать естественные вопросы о природе явления, однако дать внятное ему объяснение никто особо не берётся.

Кроме, конечно же, "аномальщиков", у которых всегда найдётся дежурный набор вариантов от "плазменных сущностей УФ-диапазона" до "энергетических сгустков душ умерших".

Опытные фотографы обычно подсказывают так:

у всех снимков подобного рода есть одна объединяющая деталь – они сделаны при сработавшей встроенной вспышке "от себя". Свет рикошетит обратно практически от любого отражающего объекта, а в воздухе всегда присутствует водяной пар, частички конденсации или вообще конкретные капли (в дождь) или кристаллики льда и снежинки (зимой). Вот они-то и искрят, но оставаясь вне фокуса (мы же наводимся на модель, а не на что-то другое), эти "светляки" дают размытые полупрозрачные точки и пятна соответствующих сферических форм. При этом радужные разводы внутри шаров  появляются чисто физически в силу интерференции. 
Да и без дождя в атмосфере всегда есть взвесь самого разного микромусора (пыль, насекомые, споры растений и т.д.), и если он не виден глазу, то это вовсе не означает, что подобный "планктон" не проявится при контрастном освещении (удостовериться может каждый даже без эксперимента: вспомните, как в ярком луче кинопроектора или фильмоскопа в тёмной комнате  - пусть даже очень чистой и проветренной - обязательно кружатся и искрят самые разные точечки, волосинки и прочая пылевая мелочёвка). 

Однако, сторонники аномальных версий "легко опрокидывают" эти скучные доводы простым и резонным вопросом:
а почему "орбы" так непросто получить в ту же дождливую погоду  в кадре "на заказ", по своему желанию, просто щёлкая аппаратом по любым направлениям и объектам? 

На самом же деле ответ с рациональным объяснением никак не "опрокидывается", а неспособность спродуцировать заказные шары исходит лишь из непонимания самого механизма рассматриваемого явления и неправильно воспроизведённых условиях его появления.

Но давайте, сначала поясним, а после перейдём непосредственно к натурному эксперименту. 

Вот вы, к примеру, вечерком в походе-на даче-пещере-улице-и т.п. при влажной (или напротив, пыльной) погоде - т.е. в условиях, когда в воздухе есть потенциальные кандидаты в "орб" - снимаете на некий аппарат. 
Как правило, он поставлен на автоматический режим  экспозиционных параметров, а это значит, что при низкой освещённости камера постарается задрать ISO и полностью открыть диафрагму объектива, отчего, глубина резко изображаемого пространства станет минимальной (это, думаю, понятно даже самым начинающим любителям и отдельно тут объяснять ничего не надо). 
Если теперь случайная капелька (т.е. наш будущий "загадочный шар") окажется точно в фокусе, она с расстояния предстанет резкой и предельно малой (практически неразличимой на снимке) пиксельной точкой, и никакого "орба" из неё не получится по определению. 
Если же капелька выйдет буквально на пару десятков сантиметров за пределы резкой зоны, то опять неладно - она размажется в расфокусе и тоже в образе "орба" никак не предстанет. 

Отсюда важный вывод: для образования различимого "загадочного шара" наша капелька волею случая должна оказаться в довольно узком диапазоне расстояний от объектива, и никак иначе (причем этот диапазон будет свой для каждого объектива и каждого конкретного значения диафрагмы). 
Вот поэтому у вас с наскока ничего и не получится. И без наскока - чисто в природе – тоже: условия должны сложиться в те благоприятные параметры, которые я и указал. 

Теперь, имея понимание процесса, породим пару-тройку "шаров". 
Чтобы не генерировать микрокапли и пытаться потом как-то их ловить в объектив, я нанёс этих кандидаток (диаметром менее 1 мм) на прозрачную основу и расположил её напротив тёмного фона. 
Затем установил камеру на штатив, открыл диафрагму, сфокусировался по объектам (фокус зафиксировал), и, делая пробные снимки с использованием штатной встроенной вспышки, начал потихоньку удалятся от "моделей" (которые, естественно, стали потихоньку размываться и превращаться в орбы). 
Очень скоро, как и следовало ожидать, были получены чудные "загадочные шары" с замечательной внутренней структурой, что и требовалось показать. 
Характерно, что при дальнейшем отдалении они вполне ожидаемо пропали  - быстро и окончательно ушли в полный расфокус. 
Вот и вся история. 

Таким образом, если при съёмке со вспышкой некоего сюжета в воздухе и именно в пределах того короткого дистанционного диапазона, о котором я рассказал, случайно окажется отражающая свет микрочастица, она на кадре появится в виде этого самого "орба". Повторюсь – важны условия (см. выше). 

А вот и наши экспериментальные "чудеса" (прямо как живые!):

P.S. Всё вышесказанное относится к конкретному часто проявляющемуся на снимках оптическому артефакту и не претендует на охват иных сложных и часто вообще никак не объяснимых явлений в атмосфере, фиксируемых и визуально и аппаратурно, многие из которых я наблюдал лично и из кабины самолёта и с поверхности Земли.

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки4 года назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки2 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Техника съемки4 дн. назад
Моя работа со звездными треками вызвала много интересных вопросов. Поэтому здесь кратко дам нескольк...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки1 год назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки2 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки2 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки1 год назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
На всем скаку.
Динамическая фотосъемка

На всем скаку. Динамическая фотосъемка

Техника съемки2 года назад
ир полон движения. Как запечатлеть его на камеру, и передать всю динамику момента в одном снимке? Су...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Техника съемки4 года назад
В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте дв...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Техника съемки1 год назад
Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому советы по прим...
Композиция в пейзажной фотографии

Композиция в пейзажной фотографии

Техника съемки1 год назад
Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин...
Уроки Розова: Поцелуй на фоне селфи. Часть 2

Уроки Розова: Поцелуй на фоне селфи. Часть 2

Техника съемки4 года назад
В этом номере мы продолжаем публикацию серии статей Георгия Розова о трэвел-фотографии. Они готовятс...
Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?
Tom Fincher

Комментарии

Отправить