Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - отлично, получится сделать «тяжелый» передний план, чтобы вовлечь зрителя. 20 или 24 мм - тоже неплохо. Фокусные расстояния выше 50 мм для пейзажа, как правило, не рассматриваются. Но телеобъектив и даже супертелевик может открыть совершенно новые интересные перспективы для пейзажной съемки.

Текст: Антон Агарков

Если вы решили попробовать поснимать пейзаж на телевик, вам придется отказаться от всех привычных техник пейзажной съемки. Широкоугольник растягивает пространство, позволяет создать объем благодаря акцентированию линий и четком разделению пейзажа на планы. Телевик работает с точностью до наоборот - сжимает пространство, лишает картинку объема. Поэтому лучше всего отказаться от передачи объема и начать работать с таким пейзажем не как с фотографией, а как с графикой.

Такая работа требует огромной внимательности к деталям, знания законов композиции и психологии восприятия. Для начала вам следует навсегда забыть правило третей - возможно, самое страшное и бесполезное правило, которое годами популяризировали журналы и курсы по фотографии. Размещение объектов на каких-то волшебных линиях или в силовых точках…

Конечно, было очень здорово, если бы наше восприятие было настолько примитивным, чтобы эти законы работали. Но, к сожалению или к счастью, мы устроены гораздо сложнее. Объекты, размещенные где угодно в кадре могут работать только в том случае, если у них будет противовес - явный, но несколько менее контрастный объект в противоположной части кадра. Поборники правила третей в доказательство работы своей теории обычно приводят кадры, в которых этот самый противовес есть. Такой кадр работает и выглядит гармоничным, только вот трети к этой гармонии имеют условное отношение.

Ищите линии, которые станут вашим главным проводником в кадре, они не создадут объем, но придадут кадру динамику. Сетка линий затягивает взгляд зрителя, заставляет его изучать кадр. Но в композиции удачно работают не только диагонали, но и горизонтальные линии, которые вводят в кадр психологические ступени, а также кривые-арабески, за которыми человек следит взглядом вне зависимости от их направления и положения в кадре.

Постарайтесь найти главного героя. Это может быть одинокое желтое дерево среди деревьев с опавшей листвой, домик у подножия гор, одинокий путник на тропе или автомобиль на дороге. В такой съемке герой не всегда обязателен, но он может придать кадру некий новый смысл.

Постарайтесь дождаться интересных погодных условий. Низкая облачность и туман вводят в кадр тоновую перспективу, иней создает интересный эффект приглушенных цветов, рваная облачность позволяет ловить световые пятна на горах. Иногда такие причуды погоды создают сюжет там, где в нормальных условиях его вообще нет.

Что касается техники, то для подобной съемки мало умеренного телевика. Объектив с фокусным расстоянием до 200 миллиметров поможет вам выхватить часть пейзажа, но не достаточно малую. А вот фокусные расстояния от 300 до 600 миллиметров позволят вырывать часть картины из контекста. С такими фокусными расстояниями вы можете снимать небольшой кусочек склона горы, находясь на противоположном склоне ущелья, вырывать фрагмент скалы с бегущей по ней рекой или сфотографировать небольшой фрагмент каньона. Подобные абстрактные фотографии отлично подходят для оформления современных интерьеров. Кроме того, вы можете развлечь ваших подписчиков в соцсетях неожиданной угадайкой: показать такой очень крупный план и спросить, что изображено на снимке. Отличный способ активации аудитории.

Как я уже сказал, идеальным для подобной съемки можно считать фокусные расстояния от 300 мм. Однако объективы с такими фокусными тяжелые и громоздкие, тащить их в горы - задача не из легких. Но сегодня в линейке объективов Nikkor есть компромиссный вариант - объектив AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, который заменит на маршруте одновременно стандартный и супертелеобъектив, обладает приемлемым весом и оптическим качеством. Все фотографии в этом разделе фотошколы сняты именно на него.

Телеобъективы с таким фокусным расстоянием очень требовательны к вибрациям. Снимать с рук на выдержках длиннее 1/500 сек. на них крайне сложно. Частично помогает встроенный во многие подобные объективы стабилизатор. И все-таки я рекомендую снимать подобные сюжеты со штатива.

Но даже небольшая вибрация от подъема зеркала даст на итоговой картинке явную шевеленку. Поэтому при съемке со штатива на объективы с таким фокусными обязательно зафиксируйте штатив и его головку как можно лучше, установите на штатив не саму камеру, а объектив при помощи штативной лапки, а также установите режим отложенного спуска и отложенного хода затвора. Первый даст время утихнуть вибрациям после нажатия на кнопку спуска, второй - вибрациям от подъема зеркала.

 

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Посмотрите на Хэллоуин новым взглядом и создайте незабываемые фотоистории

Посмотрите на Хэллоуин новым взглядом и создайте незабываемые фотоистории

Техника съемки1 год назад
В канун Хэллоуина социальные сети пестрят жанровыми фото. Здесь и фигурно вырезанные тыквы, и жутког...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки4 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки4 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки1 год назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляюще...
Композиция в пейзажной фотографии

Композиция в пейзажной фотографии

Техника съемки1 год назад
Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки2 года назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки1 год назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Герой нашего времени. В пейзаже

Герой нашего времени. В пейзаже

Техника съемки2 года назад
Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая перво...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 год назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Я | УЧУСЬ С NIKON

Я | УЧУСЬ С NIKON

Техника съемки2 года назад
сегодня мы хотели бы рассказать вам, что такое снепы. Это лексика из набора fashion-фотографа, а им...
Спорт, как и жизнь, скоротечен – снимайте сериями…

Спорт, как и жизнь, скоротечен – снимайте сериями…

Техника съемки2 года назад
Если говорить кратко, то спортивная съемка - это один из видов съемки репортажной, но она требует ос...
Пять приемов фотосъемки концертов

Пять приемов фотосъемки концертов

Техника съемки2 года назад
Cъемки, обработка фотографий и проведение мастер-классов занимают почти все время. У моего соавтора ...
Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Фотоартефакты по имени «Orb» – необъяснённые аномалии или оптический эффект?

Техника съемки5 мес. назад
Такие шарики ("орбы") спонтанно получали на своих снимках очень многие любители. Иногда эти артефакт...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив
Антон Агарков

Комментарии

Отправить