Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 2

Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода — одна из любимых для фотографов. Пейзажные кадры с туманом несомненно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные. Как снимать акварельные фото в тумане, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами делятся: Роман Дмитриев, Артём Самусенко, Айдын Урбушев, Ксения Соварцева, Виталий Левыкин, Виталий Новиков, Андрей Баскевич, Дария Дудина, Дмитрий Филатов.

Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7

Штативы Manfrotto в магазине ЛигаФото

Большой набор для спецэффектов Condor в магазине PhotoSale

01

Автор: Виталий Левыкин 

Ксения Соварцева:

“Даже в наше время доступности фотографии съемка туманов редко является специализацией для фотографа, при том, что почти каждый пользователь камеры хоть раз в жизни снимал данное явление. Я снимаю в целом природные сюжеты, привлекают меня в первую очередь птицы, однако, безусловно, в объектив попадают и туманы. Обычно это конечно пейзаж, но можно использовать туманную атмосферу и в других жанрах, расскажу о своих наблюдениях…


⦁ Возникновение

Безусловно, все знакомы с туманом над водой и понятно, что возникает он в связи с испарением большого количества влаги, которая мельчайшими капельками повисает в воздухе.

1. Появляется туман над теплой водой в холодном воздухе. Чаще это происходит на закате, тогда воздух остывает, а вода за ним не поспевает и остается теплой, так же случается в сильный мороз над открытой водой.

02

Озеро на Кольском полуострове вечером
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/25
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

2. От испарения тающего снега. В горах от более сильного излучения солнца и ветра поднимается марево с вершин и собирается в туман или облака.

3. Летом, если воздух влажный и после обильного дождя резко вышло жгучее солнце. Оно быстро нагревает землю и влага со стеблей и листьев растений моментально переходит в воздушную среду.

03

Поле в Рязанской области
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/160
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

Теперь поговорим тумане в фотографии, как его можно использовать.


⦁ Очень хорошо он создает атмосферу в кадрах:

1. В тумане видны лучи света от ярких источников, на пути которых есть препятствия, возникает свето-теневой рисунок – в родном селе летней ночью, свет от фонаря.

04

Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

2. Туман – основа таинственной и мрачной атмосферы. Он может быть густым и плотным и через него видны лишь силуэты.

3. Может ползти по поверхности лоскутами, быстро изменяясь.

05

Гора Тузлук, Нацпарк Приэльбрусье, Кабардино-Балкария
Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/10
Выдержка: 10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм


⦁ Туман подчеркивает деление на планы (похожий эффект дает также снегопад и дождь):

1. В горах дымка и туман разделяют соседние идущие друг за другом гряды, передние очерчены довольно резко и имеют хороший контраст, дальние покрыты пеленой или вообще растворяются вдали – вершины гор Архыза.

06

Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 30
ISO: 100
Фокусное расстояние: 300 мм

2. Деление на планы Подмосковного леса на холме.

07

Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/800
ISO: 100
Фокусное расстояние: 270 мм


⦁ С помощью тумана можно забыть про задний план, создать иллюзию неизвестности и стереть окружающее пространство:

1. Задний план пропадает в молочной дымке, люди будто идут в никуда – Сарыкумский бархан. Так же как и планы туман подчеркивает перспективу - уходящие вдаль линии.

08

Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 18 мм

2. И этот и предыдущий кадры – примеры минимализма. Здесь тоже деление на планы, только вода, тростник и туман позади – озеро Полисто в Полистовском заповеднике.

09

Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/6400
ISO: 500
Фокусное расстояние: 150 мм


⦁ Мне нравится снимать животных и растения в тумане, так как задний план становится молочным, приобретает пастельные оттенки. В таких условиях нет черных-черных теней:

10

Лис, плато Лаго-Наки, Адыгея
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/400
ISO: 320
Фокусное расстояние: 220 мм

Когда на улице туман и мороз, туман оседает инеем на окружающем пространстве.

11

Заиндевелая веточка в легком тумане
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/160
ISO: 320
Фокусное расстояние: 300 мм


⦁ Также снимки с туманом имеют особую мягкость.

12

Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/50
ISO: 100
Фокусное расстояние: 22 мм

А если присутствует свет, то некоторое свечение и легкость, а как это использовать – думайте сами, много творческих задумок позволяет реализовать туман”.

13

Камера: Nikon D500
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 100
Фокусное расстояние: 190 мм



Виталий Левыкин:

“Я увлекаюсь пейзажной фотографией. Именно это хобби позволяет мне отвлечься от рабочей суеты и полностью окунуться в мир природы. Съемка пейзажа с туманом мало чем отличается от других съемок такого типа, но также имеет свои нюансы.
Об этом мы сегодня и поговорим.

14

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/8
ISO: 64
Фокусное расстояние: 75 мм


⦁ Выбор локации


Множество современных технологий в наше время существенно облегчили жизнь фотографам. Для изучения точки съемки и поиска новых ракурсов и локаций
я использую программу Google Earth.

15

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/2
ISO: 64
Фокусное расстояние: 24 мм


⦁ Погода

Погода для пейзажного фотографа очень важна, так как, ориентируясь на прогноз, в голове возникает примерная картина того, что хочется получить на выходе. Я пользуюсь программой RP5. В ней очень хорошо отображаются такие показатели как ветер, влажность, вероятность тумана и температура с почасовым прогнозом.

16

Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/11
Выдержка: 2с
ISO: 100
Фокусное расстояние: 15 мм


⦁ Время съемки

Как вы знаете, зачастую туманы начинают появляться под утро, поэтому планировать поездку нужно с учетом рассвета. Приезжать на точку съемки примерно за час, а то и полтора, чтобы оценить местность и иметь достаточное время для поиска новых ракурсов. При наличии тумана местность меняется до неузнаваемости, что делает ее более интересной и своего рода мистической. Для отслеживания "режимного времени" и "голубого часа" я пользуюсь программой Exsate Golden Earth. В ней очень удобно отслеживать положение солнца с привязкой к карте местности.

17

Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/6
ISO: 64
Фокусное расстояние: 15 мм

Предугадать красивый рассвет да еще и с туманом практически невозможно, но есть некоторые погодные явления, которые нам в этом помогают. Сильный перепад температур как зимой, так и летом способствует появлению тумана. Чаще всего туман появляется в низменностях и в руслах рек. Влажность тоже немаловажный показатель.

18

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/400
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм


⦁ Съемка

Снимать интересно как на широкоугольную оптику, так и на телеобъектив.
Наличие штатива обязательно, так как удержать камеру на длинных выдержках в режимное время практически невозможно. Советую установить на камере отложенный спуск или воспользоваться пультом, чтобы избежать вибраций.

Съемку производить в режиме RAW. Это дает нам свободу в постобработке фотографии в дальнейшем. Значения диафрагмы ничем не отличаются от типичных значений пейзажной съемки f/9-f/16, ISO 100 или меньше в зависимости от камеры, чтобы избежать шумов.

Фокусировка в туман, наверное, самое сложное, потому что при густой пелене, автофокус практически бесполезен, тогда на помощь нам приходит ручная фокусировка. Отключаем на объективе режим автофокуса и наводимся вручную с помощью режима Live View. Либо устанавливаем фокусировочное кольцо объектива на режим "бесконечность". Это позволит сделать резкий кадр с точной фокусировкой.

19

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 44 мм


⦁ Особенности съемки тумана

Нужно помнить, что съемка тумана подразумевает повышенную влажность, поэтому рекомендуется запастись специальными салфетками для протирки оптики.
Одежду следует выбирать непромокаемую и в тоже время очень удобную, в теплое время года из обуви лучше иметь резиновые сапоги с хорошим протектором, чтобы не скользить по траве.


⦁ Оборудование

Я снимаю при помощи камеры Nikon D750 и объективов AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, 15mm f/2.4, 70-200 f/2.8. Также у меня всегда с собой штатив с шаровой головой и пульт.

Хорошего света и удачных кадров!


Дария Дудина:

“Фотографией я увлекаюсь с 2011 года. Любимые направления- репортажная съемка и пейзажи. Расскажу немного о съемке в условиях туманов и искусственных дымок.

⦁ Как предугадать туман?

С известностной точностью помогает прогноз погоды - если ожидается резкий перепад температуры, из-за смены времени суток или атмосферного фронта - велик шанс появления тумана.

20

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 51 мм

Играет роль и место - для большей вероятности застать это природное явление лучше присмотреть локации возле водоемов, или с перепадами высот. При ветренной погоде туман сдувает в низменности. Время съемки - в основном раннее утро весной и осенью, когда есть сильный контраст между ночной и дневной температурой.

21

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 27 мм


⦁ Искусственные дымки

Если эффект дымки нужен в неурочное для него время и караулить некогда - возможно создать его самостоятельно. Самый простой способ для больших территорий - использование дымовых гранат. Но важно помнить про технику безопасности, и проверить, можно ли в выбранной локации использовать пиротехнику. Также в части парков используются системы полива, по расписанию создающие тот самый туман.

22

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/800
ISO: 640
Фокусное расстояние: 31 мм


⦁ Съемка

Туман интересен тем, что усиливает воздушную перспективу, ограничивает видимость, уменьшает контраст и создает волшебные переливы света, если удалось поймать его в солнечную погоду.

23

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм

При большой плотности он сильно затемняет кадры, что можно скорректировать на месте или позже в редакторе. Стоит поэкспериментировать с разными фокусными расстояниями, особенно на рельефной местности - где-то у горизонта иногда скрываются красивые акварельные виды. Туман не мимолетен, как правило есть возможность сменить несколько точек съемки и осмотреться вокруг.

24

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 138 мм


⦁ Обработка

Я считаю, что обработка кадров дело вкуса, и единых правил здесь нет. Но все же в идеале надо найти баланс между естественным светом и цветом в кадре и украшательствами. Фото с туманом как правило не имеют сочных цветов и неполноконтрастны, но в зависимости от желаемого настроения можно немного растянуть гистограмму и добавить насыщенности.

25

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 112 мм

В контровом свете при небольшом добавлении цвета раскрываются жемчужные переливы.

26

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/500
ISO: 100
Фокусное расстояние: 27 мм


⦁ Съемка с людьми

В идеале заранее продумывать локацию, учитывая свет и надеясь, что туман окажется там, где бы вам хотелось. Или, как оно обычно у меня и происходит - быстро ориентироваться на месте, и в таком случае особенно спасает разнообразие кадров. Использование "заменителей" тумана упрощает такой процесс.

При репортажной съемке, когда нет возможности двигать людей и ждать нужного света остается только ловить момент, вписывающийся в настроение репортажа. Плюс туман - отличное подспорье для съемки силуэтов.


⦁ Разное

Внутри плотного тумана очень высокая влажность, так что смена объектива может привести к попаданию взвеси внутрь камеры. Вряд ли это приведет к серьезным последствиям, но лучше перестраховаться. Поскольку туман чаще всего возникает на рассвете и закате, когда солнечного света мало, для съемки может пригодится штатив. И обязательно тряпочка для оптики, из-за влажности воздуха.

27

Камера: Nikon D5100
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 280
Фокусное расстояние: 105 мм



Дмитрий Филатов:

“Знакомство с фотографией я начал, когда мне было лет пять или шесть, после дня рождения мне купили в качестве подарка пленочный фотоаппарат. В тот момент я заболел фотографией, которая не отпускает меня по сей день и, скорее всего, не отпустит никогда. Три года назад я приобрел Nikon D5200, и с этого момента началось мое становление в роли пейзажного фотографа. Еще один немаловажный факт — я, пожалуй, самый неправильный фотограф, поскольку 90% съемок, на которые я езжу, это не запланированные и спонтанные решения, которые зависят от настроения и погоды. Я не буду расписывать все большим объемом текста, который здесь просто не нужен, я считаю, что информации должно быть немного и она должна быть простой для понимания.

28

Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм

29

Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/60
Диафрагма: f/4
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм


⦁ Место съемки

Для съемки тумана подойдет практически любое место, начиная от пейзажей с лесами, озерами, реками и горами заканчивая городскими пейзажами. В любом из этих мест, можно найти интересный сюжет для съемки, который будет интересен зрителю, и он найдет в нем что-то свое. Точку для съемки необходимо выбирать в зависимости от вида тумана, идеи и цели, которую вы преследуете. Туман может различаться по своей плотности и высоте на которой он находится, это будет одним из решающих факторов для съемки.

30

Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/8
Диафрагма: f/18
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм


⦁ Используемая техника

В большинстве случаев для съемки тумана стоит использовать широкоугольные объективы, которые позволят захватить больше пространства в кадре, при этом, как и при любой пейзажной съемки не стоит забывать закрывать диафрагму хотя бы до f/8 чтобы получить максимальную резкость по всему полю кадра. Также я бы рекомендовал использовать штатив это поможет избежать смаза изображения в случаях, когда мало света и необходимо использовать длинные выдержки. В целом, модель камеры какой-то особой роли не играет в съемке, главное, чтобы она была хоть какая нибудь, даже пленочная. В качестве творческого инструмента можно использовать фонарик, чтобы подсветить какие-то объекты или создать интересный эффект в кадре, все зависит исключительно от вашей фантазии.

31

Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/11
ISO: 250
Фокусное расстояние: 18 мм


⦁ Время для съемки

Туман как природное явление образуется в любое время года, как правило это происходит утром или вечером, редко бывает днем. Синоптики научились предсказывать появление тумана, но естественно это не 100% прогнозы, в любом случае надо смотреть на прогноз и по возможности выезжать на планируемую точку съемки за несколько часов до рассвета или заката.

32

Камера: Nikon D5200
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Выдержка: 5
Диафрагма: f/22
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм

Главный совет, нарушайте правила съемки, мыслите нестандартно и воплощайте свои идеи какими бы безумными они не были, возможно, когда-нибудь именно ваши работы станут искусством и будут цениться во всем мире”.

33

Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 250 мм

34

Камера: Nikon D5200
Выдержка: 1/320
Диафрагма: f/5.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 110 мм

Источник: https://nikonofficial.livejournal.com/1142471.html
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Тревел-фото или съемка в путешествии

Тревел-фото или съемка в путешествии

Техника съемки1 год назад
Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет в...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки2 года назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки1 год назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Детектор фотографа

Детектор фотографа

Техника съемки1 год назад
Сегодня очень коротко! А вас тоже раздражают персонажи с камерами, мнящие себя фотографами, но по ф...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 года назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки1 год назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки2 года назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки4 мес. назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Лоренц Холдер: история создания снимка, объединяющего в себе архитектуру и спорт

Лоренц Холдер: история создания снимка, объединяющего в себе архитектуру и спорт

Техника съемки1 год назад
«Я не занимаюсь традиционной съемкой динамичных видов спорта. Я бы сказал, что я работаю в стиле худ...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки5 мес. назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки1 год назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Техника съемки5 мес. назад
Стекло не станет выглядеть лучше, если вы направите свет прямо на него. Прямая подсветка всего лиш...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 2
Nikon

Комментарии

Отправить