Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Ася Гордеева

Практика проведения мастер-классов, распространенная во всем мире, добралась до нас несколько лет назад. Принцип интенсивных краткосрочных курсов (англ. workshop) построен на том, что в течение нескольких дней мастер делится с учениками накопленным опытом. Это не академическая школа, где по канонам дают единый рецепт «как надо», а именно авторские творческие мастерские, которые позволяют оценить разницу в подходе (зачастую диаметрально противоположную «стандарту») уже состоявшихся мастеров своего дела. Мастер-класс (в дальнейшем — МК) не претендует на некую абсолютную истину — ценность тут скорей именно в субъективности и точке зрения конкретного мастера на тему.... Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии…

 Текст: Ася Гордеева. www.gordeeva.info

 

Занятная штука — эти свадебные МК! С одной стороны, посети их хоть десяток — вряд ли что-то принципиально изменится в умении собственно снимать. Такие вещи достигаются практикой, практикой и снова практикой. С другой стороны, это как тренинг — самый эффективный способ получить мощный творческий толчок, слезть с печи и начать что-то делать независимо от опыта, наработанного к этому моменту. Новички и «признанные эксперты» находятся практически в равных условиях, и после МК возможности для нового старта у них почти равные…

У МК как способа получения образования очень много достоинств: после занятия «с погружением», которое происходит в результате контакта с преподавателем целый день (если, конечно, не халявить и все честно отработать), можно проснуться «новым человеком». В смысле технических навыков вряд ли, а в плане мировоззрения и подхода к съемке — точно! Потому что, если амбиции ваши простираются дальше желания стать сезонным ремесленником, обязательно нужно искать способы выразить и максимально раскрыть именно свои способности к творчеству. Главное — найти «своего» Мастера, который поможет вытянуть на свет божий ваши и только ваши возможности, не пытаясь от бессилия скопировать чужие достижения. В противном случае есть риск потеряться среди обладателей клонирующих устройств типа «зеркальная камера», которые еще не так давно всего лишь прилагались к фотографу как подручное средство для самовыражения.

Мне повезло быть организатором такого «воркшопа». Его проводил в Санкт-Петербурге Рустам Хаджибаев — на мой взгляд, один из наиболее интересных российских свадебных фотографов, с ярко выраженными почерком и стилем, который не упирается просто в какие-то конкретные приемы. Глядя на его работы, невольно ловишь себя на мысли: а не выйти ли замуж снова — хотя бы для того, чтобы придумать что-нибудь интересное и пригласить Мастера запечатлеть это с именно ему присущими юмором, красотой и изобретательностью…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Wedding-фотография. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Мастер-класс Рустама Хаджибаева

«Мастер-класс Рустама — это бесконечная открытость и желание делиться своими знаниями, опытом, умением искать новые идеи и черпать вдохновение из обыкновенного… Как можно увидеть в повседневных вещах необычно красивые, совершенно новые стороны и как создать красивую картинку, сделав всего лишь маленький шаг в сторону от привычного взгляда!

Для меня этот мастер-класс — маленький переворот мировоззрения и заряд вдохновения, огромная школа практической съемки под руководствам Мастера, с неиссякаемым запасом идей, гениальных в своей простоте…»

Мария П., участница МК.

Собственно, эпиграфом практически все сказано: если вы ждете от мастер-класса каких-то конкретных рецептов и приемов, которые можно потом просто шаблонно использовать, то, наверное, лучше пойти к кому-то другому. Работа Рустама — это сплошная импровизация, творчество каждую минуту, когда в дело идет все, что есть под рукой: солнечные блики на стене и отражение в луже, случайные велосипедисты и продавцы шариков… При этом он вовсе не массовик-затейник, этакий «фотограф-тамада», а вежливый, интеллигентный, очень внимательный. Он умудряется как-то ненавязчиво и добродушно втягивать в игру окружающих, которые сами незаметно для себя становятся участниками этого действа.

Было очень любопытно, у кого что получится: вот мы перемещаемся по центру Петербурга, местам, всем нам знакомым и, вроде, уже не сулящим ничего нового. Мы — это наша самоотверженная семейная пара, которая прикатила из Риги специально для того, чтобы освежить воспоминания о свадебной фотосессии, потом сам Маэстро и следом группа ребят с фотоаппаратами — как стайка грызунов за музыкантом, доверие к которому безгранично настолько, что за ним можно и в Неву… Но никто не тонет — напротив, к вечеру на лицах просветления даже больше, чем усталости. Несмотря на «общую точку зрения», картинки у всех получились разные, каждый в итоге усвоил, подметил и зафиксировал что-то свое…

— Рустам, когда проводишь мастер-класс, ощущаешь ли разницу между людьми с опытом и совсем новичками? С кем проще или, может, интересней?

— Я стараюсь не разделять. К тому же сложно сказать, что такое — больше опыта или меньше: человек, вовсе его не имеющий, может воспринимать материал гораздо лучше и быстрее. А встречаются люди очень опытные, снявшие десятки свадеб; а их опыт взять бы да и выбросить в корзину, потому что он весь состоит из каких-то штампов, которые они для себя придумали или где-то украли и используют везде и всюду, как пасьянс раскладывают — один и тот же набор… Поэтому такой опыт я посчитал бы вредным, и лучше его не иметь вовсе.

 

Фото: Людмила Мартикайнен.

Невеста. Фото: Людмила Мартикайнен.

— То есть когда люди воспринимают с чистого листа, они более открыты к информации, чем те, кто крепко держится за свой «опыт»?.. А вот такая очень распространенная сейчас ситуация: человек, толком не владея базовыми фотографическими знаниями, идет на 3–4 разных МК, составляет себе из этих картинок вполне приличное портфолио и объявляет себя «профессионалом». Что ты думаешь по этому поводу?

— Я никого не стал бы осуждать: у каждого есть свои мотивы так поступать. Истории известно множество примеров, когда гениальные фотографы (или актеры, или музыканты) начинали каким-то таким хитрым образом — лукаво заходили «не с той двери» в свою профессию, а потом как-то закреплялись и уже утверждались в ней. И если у человека есть какие-то таланты и способности, для него это будет просто первоначальный шаг. Для любого начинающего нужен какой-то маленький толчок. Способный человек потом это отбросит и будет делать только свое. Другое дело, что ремесленник продолжит штамповать что-то шаблонное, но его тоже трудно осуждать, потому что способности всем нам даны неравномерные. А талантливый человек в любом случае талантливо «вылезет», безусловно!

Повторюсь: у каждого свой путь, и, если кто-то хочет начать, выложив фотографии с МК, — почему нет? В конце концов, он ведь не украл эти фотографии, а снимал их сам (другое дело, что с чьей-то помощью)… Ну нет у него других фотографий сейчас, а надо с чего-то начинать! Естественно, потом он вынужден будет делать что-то еще. И я надеюсь, что это будет лучше того, что он видел и делал на МК.

— Все равно сложно не раздражаться, когда с этим сталкиваешься, да и обидно…

— Я думаю, главное перед собой быть честным, и все! Мы же не можем на эти вещи влиять. Так было, и всегда будет…

— Один мой знакомый сказал: «Хаджибаев такой один, я никогда не научусь снимать, как он, — так какой смысл идти на мастер-класс?». Как ты считаешь, в чем основной эффект от МК и зачем нужны занятия в таком формате? Все-таки за два дня действительно невозможно научиться снимать, а чтобы выработать некий собственный стиль, вообще нужны годы…

— Главное — увидеть, как работает более опытный человек, это очень важно! Когда я был молодым начинающим фотографом, мне было безумно интересно, как работают мастера, но увидеть это было практически невозможно. К тому же мастера старой школы почему-то очень боялись раскрывать свои секреты. И очень боялись конкуренции, то есть какие-то хитрости фотографические мало кто кому выдавал. Я, помню, тогда тщательно фиксировал все, что касалось пленочной фотографии. А с появлением цифровой фотографии методы обработки и процессы, которые для слуха современного фотографа ничего не значат, исчезли и сейчас элементарным образом воспроизводятся в «Фотошопе». Соответственно, и те секреты понемногу исчезли… Но все равно, индивидуальность — она же остается у человека, как бы то ни было. Технологии меняются, но великих фотографов больше не становится.

— Помимо ценности общения с мастером происходит ли еще и психологический какой-то толчок?

— Мне очень многие пишут, что после МК они начали снимать и думать по-другому. То есть люди пытаются иначе взглянуть на свет, на работу с молодоженами, на окружающую обстановку и уже просто не могут снимать так, как делали это раньше! Они понимают, что это был какой-то этап, но нужно идти дальше.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На сцене. Фото: Рустам Хаджибаев.

 «То, как Рустам создает снимки, используя все, что происходит вокруг, как подключает случайных прохожих, как видит свет, как умеет расшевелить пару, — это то, чему стоит у него поучиться.»

Иван П., участник МК

— Как бы ты сам сформулировал свой стиль работы? Вот если человек никогда не видел твоих картинок, а срочно нужно в двух словах обрисовать…

— Фотографию описывать словами — очень неблагодарное дело! Срежиссированный репортаж — это слишком сухое определение. Для меня главное, чтобы в фотографии присутствовала романтика. Романтика по сути, но выраженная фотографическим языком… А как это назвать: постановкой, репортажем — мне абсолютно все равно. Я знаю, что в жизни как нет чистого репортажа (будь то даже боевые действия), так и нет чистой постановки.

Репортер, который работает, невольно влияет на ситуацию, а значит фотография уже несет элемент постановки. Также и постановка может нести элемент случайности и, соответственно, репортажа! Это только вопрос определения, вопрос понятий. Для меня есть только два определения: ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ!

— Откуда и когда вообще взялся свадебный фотограф Рустам Хаджибаев?

— 20 лет назад я начал снимать профессионально, в смысле — жить за счет фотографии. Вначале это была газета, потом журнал, потом все это надоело, и я стал снимать рекламу. Потом стало интересно проделать весь путь от съемки до готового буклета, и я стал все делать сам «под ключ»: снимал, верстал, сам отдавал в типографию и сам отвозил заказчику. Так работал с несколькими крупными компаниями, но почему-то это тоже наскучило. Студийная съемка вообще не моя стезя — это было интересно, но как какой-то опыт на определенном этапе, не более того.

Потом снимал фэшн — сначала в студии, потом перешел в журнал и снимал всякие показы и модные коллекции (хотя это тоже было мне не очень интересно) и одновременно с этим (где-то в 2002 году) меня пригласили снять свадьбу совершенно случайные знакомые, которые просто знали, что я фотограф. И мне было интересно снять, как я это вижу.

А традицией тогда была съемка в загсе: пара приезжала в загс, делала какие-то обязательные фото вдвоем, с родителями, в группе и на каком-нибудь фоне. Этим вся свадебная фотосессия и заканчивалась. В лучшем случае шли к какой-нибудь березе и, обняв ее, снимались в причудливых позах… Я так снимать не мог, поэтому снял так, как привык это делать.

Каким-то образом все понравилось, и, к моему удивлению, в следующем году я снял уже около двадцати свадеб. Тогда я решил рискнуть и переключиться целиком. С тех пор прошло уже 8 лет!

— А как ты сейчас оцениваешь для себя ту самую первую съемку: сделал бы все по-другому, или даже с нынешней точки зрения ты ей все равно доволен?

— Даже с нынешней точки зрения доволен!

— У тебя есть «самая любимая» съемка?

— Наверное, это «Питер по-балкански» все-таки (полную версию можно посмотреть в ЖЖ rustal.livejournal.com. — А. Г.). Есть несколько любимых свадеб, но «Питер» как-то особенно выделяю… Там идеально сошлись мироощущения пары и мои. И в том, что они во всем пошли мне навстречу: и все мои пожелания исполняли, и подготовка была тоже проведена замечательно, все рекомендации, которые я дал, они выполнили. Практически все, что я задумал, исполнилось! Всегда задумываешь гораздо больше, и это один из немногих случаев, когда все сложилось по максимуму. За исключением нескольких интересных моментов, которые еще больше украсили бы эту съемку, но в силу ряда причин они не были реализованы. Например, я по Питеру хотел прогуляться с живым петухом…

— ???

— Это было бы очень интересно, провокативно! Хотели его держать на веревочке, чтобы не улетел, и в людных местах мы бы его выпускали… Реакция людей была бы очень любопытная, интересная. Питер у меня вполне гармонизируется с образом петуха.

— И что помешало?

— Любовь к животным, которая перевесила визуальные преимущества. Невеста очень щепетильно отнеслась, не хотела «мучить животное», и никакие уговоры не подействовали.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Постановка. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Многие фотографы, посмотрев результаты чужой удачной фотосессии, любят поныть: «Ну конечно, с такими-то ребятами (веселыми-живыми-красивыми)!.. А вот я бы посмотрел, как он справится с теми «буратинами», что мне довелось снимать в прошлую пятницу…» — и так далее. Как ты считаешь, почему кому-то всегда попадаются «хорошие», а другим вечно «не везет»?

— Это происходит в большинстве случаев, когда вопрос решается чисто технически: клиентам нравятся какие-то фотографии, они приглашают фотографа и формально договариваются. Я сторонник более близких отношений с парой. То есть фотограф должен стать практически самым близким человеком в течение этого дня — во всяком случае, должен постараться это сделать. И когда это случается, тогда и возникает такая степень доверия и откровенности от пары, а потом реализуется в визуальные образы.

Естественно, это не всегда бывает, степень этой близости всегда разная. Но когда это случается, я даже до свадьбы вижу, что результат будет интересный. И всегда вначале стараюсь выяснить, что они хотят получить в результате. Просто если они иначе понимают и представляют, работать вместе будет сложно, хотя бы им и рекомендовали друзья, которых я снимал… Если это «не мои» клиенты — мы не сможем найти общий язык. Наше непонимание может слишком затянуться, а мне хочется, чтобы они были счастливы в этот день, так зачем мы будем ломать друг другу праздник?

— Ты способен расшевелить самую зажатую и чопорную пару?

— Наверное, если я скажу любую, мне мало кто поверит. Я скажу так: ту пару, которая готова открыться, чтобы получить такой результат. Тогда этот результат вполне возможен. Я проповедую такой свободный, открытый эмоционально, постановочный репортаж (или репортажную постановку). А когда пара совершенно другого склада и люди хотят что-то помпезное (иногда случайно попадается), то я им сразу говорю, что неправильно поняли или ошиблись, и пытаюсь их переманить на свою сторону. Снимаю и показываю результаты, как я это вижу. Чаще всего им начинает нравиться то, что я предлагаю. Ну, а когда это происходит, уже проще провести дальнейшую съемку, контакт уже налажен.

— Мастерство фотографа способно спасти любую ситуацию, но все-таки… Откуда берутся такие замечательные ребята, как в съемке «Питер по-балкански»? К тебе тянется народ определенного склада или ты «воспитываешь» их в процессе?

— Естественно, что далеко не все жаждут такой съемки, далеко не все пары понимают интересность такой фотографии. Я считаю, что нужно воспитывать своего клиента, и специально выкладываю в свое портфолио (в блоге и на сайте) фотографии с таким видением. Я выставляю флаги или вывешиваю фонарь такой, чтобы на меня шли пары именно с соответствующим восприятием фотографии.

— То есть ты имеешь в виду воспитание не в процессе съемки, а заранее?

— Да! Мне не нужны пары, которые бы отрицали это и хотели бы другой результат. Я им другой результат не дам — не потому, что я не могу, а потому, что мне это неинтересно. Я могу снять только то, что мне интересно, в таком ключе. И какой-то небольшой процент пар просто мечтает получить именно такую съемку. Для меня этого более чем достаточно. Поэтому я советую всем фотографам, которые хотят добиться чего-то в свадебной фотографии, постараться воспитать своего клиента. Создать для них такой интересный продукт, чтобы шли именно на вас, то есть вы можете этот результат дать, а они хотят его получить. Получается идеальный альянс. Не тот продукт, который покупают все, а тот, который именно вам интересен. Обязательно найдется категория людей, которые к вам за ним придут, а кому это неинтересно — они могут найти себе сотни других фотографов…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На мосту. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Далеко не все заказчики способны оценить креативность такой степени. Для этого все-таки требуются определенная культура и «насмотренность», которая выходит за рамки традиционных представлений о красоте и качестве снимка… И еще я предположу, что для адекватного восприятия изображения себя любимого, сделанного «очень широкоугольным» объективом, нужно хорошее чувство юмора…

— Ну да, люди, которые не сталкивались с фотографией вообще (или знакомы только с традиционными подходами), естественно, не идут ко мне. Фотография, которую я предлагаю, требует культурной и визуальной подготовленности. «Мои» клиенты — это категория людей, которые любят смотреть хорошее кино, — не мейнстримовое, а скорей какой-нибудь артхаус… Они приходят мотивированные уже на такой результат, и они его получают.

— Но у тебя ведь много и более консервативных (с точки зрения технических приемов) съемок, которые от этого не выглядят менее творчески. То есть дело тут не в приеме как таковом (например, широкоугольный объектив), а в умении мастера использовать имеющийся инструмент… Ты продумываешь ход съемки заранее или едешь, куда везут, и импровизируешь на ходу?

— Естественно, есть базовые точки, некая обязательная программа, а уже в пределах нее стараюсь импровизировать.

— Сейчас очень модное и востребованное, «топовое» направление — «гламурная» съемка, когда в итоге все смотрится глянцево-шикарно. Мне очень понравилось выражение «вау-эффект», когда ты говорил про это направление, рассчитанное на «неискушенного» клиента. Да, в результате все выглядит очень дорого, но, по сути, это ведь все те же штампы, только очень дорогие?

— Да, дорого оформленные. Всегда так было, даже в искусстве. Большинству интересен стандартный подход, оформленный в дорогую раму и дорого поданный. И есть категория фотографов, которые успешно реализуют такой подход и извлекают максимум для себя из этого. И я вполне уважаю такой подход: все цветы должны расти…

— Ну да, они точно так же «воспитали» своего клиента в соответствии со своими интересами, и он идет к ним за вполне конкретным «вау-результатом»… Есть ведь категория граждан, которым «дешевых верблюдов не надо», и они подходят к выбору фотографа сразу со стороны верхних позиций прейскуранта, а ниже определенного ценника даже и рассматривать не будут. Это стиль позиционируется авторами как искусство, но ведь это скорее ремесло?

— Конечно, ремесло. Но ремесло часто пересекается с настоящим искусством. Так же, как художники в средние века делали на заказ портреты известных господ, и эти царственные парадные портреты сейчас висят в музеях. Сделанные под заказ, за деньги, по традиционным рецептам, они переросли свое предназначение — заказной портрет — и стали произведениями искусства. А огромное количество такого рода продукции кануло в лету, исчезли или лежат, никем не востребованные. То же самое и в фотографии. Есть категория работ, которые переросли ремесленнический подход. Но чаще всего это обыкновенные заказные фотографии. Творческий подход немногие фотографы проповедуют, на самом деле он довольно рискован. Гораздо проще делать понятные, предсказуемые вещи, получать хорошие отзывы и радовать клиентов.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

С трубой. Фото: Рустам Хаджибаев.

 «Рустам, мне очень понравился Ваш метод взаимодействия с окружающим пространством. Как чудесно все пришло к нам: попугай, обезьянки, собаки, добрые загорающие люди…»

Любовь Р., участница МК

— Как так получается, что у тебя при съемке все случается в нужное время в нужном месте: прилетают веселые чайки, кошки-собачки, милиционеры и алкоголики приходят, как будто ты с ними заранее договорился?

— Трудно объяснить, это уже из области чего-то иррационального. Наверное, я просто очень этого хочу… Идея о том, что мысль материальна, мне очень близка. Это вещи недоказуемые, но когда все складывается именно так, начинаешь в них верить. Я всегда надеюсь на какой-то случай, и в итоге он обычно и подворачивается. Наверное, кто-то идет мне навстречу «там».

— А делаешь ли ты традиционные картинки «для бабушек-дедушек», незамысловатые и внятные, которые они могли бы поставить в рамочку?

— Обязательно делаю, и всем советую делать! Если вы представите своим клиентам только экспериментальные фотографии, отражение вашего видения, и побрезгуете снять традиционные снимки, вы рискуете оказаться непонятыми родственниками молодых, которые специально ждут именно таких, чтобы поставить в рамку и любоваться. Я думаю, что не составит труда такие фотографии сделать, ведь не обязательно снимать их с трагическим выражением лица. Это можно сделать не совсем традиционным способом, но это будут парные и групповые портреты. Если постараться поймать атмосферу радости, которую они будут ощущать и излучать, это всем очень понравится и в то же время не будет противоречить общей концепции.

— Помнишь «шесть правил Глеба Жеглова»? На мой взгляд, самое сложное — «Проявляй к человеку искренний интерес». Мне кажется, что у тебя на этом многое построено.

— Абсолютно правильно! Я целый день провожу в другой семье, разве можно быть при этом быть отстраненным от их жизни, оставаться чужим? Я знаю фотографов-операторов, которые отстраняются эмоционально от всех и просто делают свое дело, но я уверен, что ничего хорошего из этого не выйдет. Люди их посчитают какими-то пришлыми и вряд ли раскроются. А если приходишь в дом с улыбкой и пытаешься говорить со всеми на их языке, интересоваться их жизнью, элементарно завоевывая доверие, то люди удивительно быстро проникаются к незнакомому человеку, впервые вошедшим в их дом. И потом весь день проходит в атмосфере ощущения, что все эти люди тебе очень близки. Так работать несравнимо приятнее, и охотнее, и результативнее.

— Ты работаешь без ассистента. Расскажи, как ты выходишь из положения, когда нужно использовать дополнительные средства, например свет или отражатель?

— Я не использую ни дополнительные осветительные приборы, ни отражатель. И вообще считаю, что для настоящего фотографа достаточно камеры. Лучше, конечно, две: вторая страхует от случайностей. У меня однажды сломался затвор, и я с ужасом думаю, что бы было, не имей я с собой второго фотоаппарата… К тому же я не люблю менять объективы, поэтому у меня с собой две камеры с разными объективами, чтобы избежать потерь времени. Плюс гарантия того, что не упустишь момент.

— То есть любой красоты свет на твоих картинках всегда естественный?

— Абсолютно! Ни отражателя, ни вспышек — только естественный свет. Искусственный использую только иногда на банкете, и то не всегда.

— Ты себя ощущаешь больше коммерческим фотографом или человеком искусства?

— Я бы не хотел это подводить под какие-то категории. Я просто делаю то, что мне нравится. И если находятся люди, которым это тоже нравится, и они готовы это заказывать, то это огромная радость для меня. Если бы дело касалось только денег, я бы нашел другую профессию, в которой зарабатывал гораздо больше. И хотя у меня такая возможность есть, я этого не делаю, потому что мне нравится фотография.

— То есть если у тебя на один день приходится два заказа и у одного более творческие перспективы, а другой более выгодный финансово, ты предпочтешь первое?

— Конечно, я выберу творческий, тут даже сомнений никаких нет, однозначно! Если я буду знать, что получу какой-то интересный результат от недорогого заказа, то, безусловно, на это пойду. Удовлетворение от процесса съемки гораздо важнее материальной компенсации, которая будет пусть меньше, но работа в эмоциональном плане получится гораздо богаче…

— Заголовок твоего ЖЖ — «Свадебная фотография должна быть искусством!». Что для тебя является критерием искусства в свадебной фотографии?

— Конечно, я не преувеличиваю роль свадебной фотографии, она в какой-то степени имеет прикладное значение. Но и в ее рамках фотограф может реализоваться творчески и сделать фотографии, которые выходят за рамки утилитарного. Да, я снимаю свадьбы для моих клиентов, но пытаюсь в этих границах делать творческие проекты. Насколько это искусство или нет, мне сложно судить. Искусство — это для меня что-то особняком стоящее и проверенное временем. В остальном это такой визуальный фон, который, скажем так, достоин внимания.

— Ты как-то обмолвился, что не смотришь работы свадебных фотографов, я правильно поняла? Расскажи пожалуйста, кого смотришь?

— Да, стараюсь не смотреть, это скучновато — смотреть свадебные фотографии. А вдохновляюсь альбомами известных мастеров-классиков: пейзажников, известных фэшн-фотографов, информационных репортажных агентств типа «Магнума», фотографов National Geographic. То есть меня вдохновляют совсем не свадебные снимки.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Под башней. Фото: Рустам Хаджибаев.

— Если отставить фотографию в сторону, то какое «из всех искусств важнейшим» является для тебя? И вообще, чем ты вдохновляешься?

— Конечно, живопись!

— А кино?

— Кино — это просто отдельно! Большая ниша и источник визуальной информации. Кино, наверное, главнее всего того, что я назвал. Не знаю, почему я сразу о кино не сказал…

Кино — это как вечные ценности, из кино можно черпать бесконечные образы для свадебной фотографии! Но не всякое кино — только кино интересное, операторское… Есть много операторов, работы которых фотографичны в самом высоком смысле этого слова, и каждый кадр в фильме достоин быть отпечатанным большим размером на бумаге, и этими кадрами можно любоваться…

Назову только нескольких, и прежде всего это представители нашей операторской школы. Работы таких операторов, как Урусевский, Москвин, Лебешев, Княжинский и Рерберг, изучают в операторских школах во всем мире. Если кто-то не слышал этих имен, пожалуйста, я очень рекомендую посмотреть их фильмы, которые, я уверен, перевернут фотографическое сознание. После просмотра и изучения этих фильмов человек, пропустивший через себя такой огромный визуальный материал высшего качества, просто не сможет снимать по-ремесленному.

— Что снимаешь для себя, когда не занят работой?

— Раньше я снимал просто пейзажи, мне это было интересно. А сейчас, в связи с большой погруженностью в свадебную фотографию, я не могу из нее выйти даже в момент своего отдыха. И я пытаюсь пару (даже не молодоженов, а просто молодого человека и девушку) вписать в эти визуальные образы, которые я вижу, где бы ни находился. Когда в мае был в Азии и путешествовал по горам, я нашел там местную пару, которую возил на машине по всяким экзотическим местам и снимал с ними пейзаж…

— Что можешь посоветовать тем, кто планирует достичь серьезных высот в свадебной фотографии? Высот не в смысле статуса и позиционирования себя как «самого крутого», а с точки зрения действительно творческого результата, когда фотография хороша сама по себе настолько, что уже не важно, свадебная она или нет…

— Для этого нужно любить фотографию вообще, нужно жить ею! Я прекрасно понимаю, что далеко не все люди, которые пришли в свадебную фотографию, хотят каких-то творческих успехов. Большинство хотят элементарно заработать, и их можно понять. Но если хочется добиться успеха (это касается любой области), надо жить этой профессией. Надо, чтобы она не выходила из головы, чтобы и днем, и ночью мозг работал в плане совершенствования. Живите фотографией! Не забывая при этом, что жизнь гораздо шире… 

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

По следам. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Фото: Иван Петров.

С факелом. Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева, Петербург, Петропавловская крепость.

 

Фото: Иван Петров.

Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева в Петербурге.

Свет, которым освещена невеста, создан вовсе не отражателем, как многие подумали. Это естественный блик от стены дома, освещенного вечерним солнцем.

 

Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки7 лет назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки6 лет назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки7 лет назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Тревел-фото или съемка в путешествии

Тревел-фото или съемка в путешествии

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет в...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки5 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Техника съемки5 лет назад
Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что я достойный кулинар и ужасный пекарь. Мне требуется много...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Техника съемки5 лет назад
Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода — одна из любимы...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки6 лет назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки8 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году

Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году

Техника съемки6 лет назад
Эта камера была создана для одной единственной цели – съёмки поезда «The Alton Limited», который был...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Единство и борьба противоположностей, или как нарисовать движение смешанным светом

Единство и борьба противоположностей, или как нарисовать движение смешанным свет...

Техника съемки5 лет назад
Недавно я выполнял работу для одного заказчика, после чего решил описать все технические детали этой...
Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Техника съемки5 лет назад
В этой статье фуд-фотограф Эд Рудольф из Лос-Анджелеса даёт 10 советов по оформлению еды перед съёмк...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить