В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

Текст и фото: Антон Агарков

 

Грамотная одежда в зимней съемке - залог успеха. Одеться плохо, значит постоянно думать не о съемке, а о том, как бы поскорее вернуться в тепло

 

Начнем мы с того, что подготовим к съемке себя. Фотографу приходится долго стоять на одном месте, так что замерзнуть в ожидании рассвета или заката - дело нехитрое. Но если правильно одеться, то мороза можно вообще не заметить.

Для зимних съемок я практикую одеваться слоями.Нижним слоем идет термобелье из толстого флиса. Дальше - тонкая пуховая куртка, толстая флиска и пуховик либо ветрозащитная куртка с дополнительным утеплением. На ноги можно надеть термобелье из толстого флиса, толстые флисовые штаны и поверх этого бурерброда либо горнолыжные штаны с дополнительным утеплением, либо просторные рыбацкие штаны-комбинезон, которые стоят недорого, а защищают очень надежно.

Самое сложное - подобрать подходящую обувь. Мой совет - ищите ботинки на завышенные температуры. Так, я специально для зимних вылазок взял себе канадские ботинки фирмы Baffin на -100С - чтобы уж наверняка. Формула подбора обуви очень простая - берете минимально возможную температуру на маршруте, удваиваете ее и ищите обувь именно на такой мороз.

Обязательно позаботьтесь о защите головы. Плотная теплая шапка, желательно из непродуваемого материала Windstopper или Windblock должна надежно защитить вас от ветра. Если вы планируете кататься на снегоходах, то в дополнение к шапке возьмите балаклаву из такого же материала.

Возможно, самым сложным для любого фотографа станет подбор перчаток для защиты рук от холода. Я советую взять пару тонких перчаток из непродуваемого материала на те моменты, когда вам надо эффективно управлять камерой, и пару теплых варежек, чтобы защитить руки между съемками.

Себя защитили, теперь надо позаботиться о камере. Сразу скажу, что никаких свитеров или шуб ей не надо. Вопреки информации в руководстве по эксплуатации, зеркальные камеры класса Nikon D850 работают надежно даже в пятидесятиградусный мороз. Проверено на себе. Так что можете спокойно отправляться снимать в такую стужу. Первое, что вы заметите в такой холод - это замедленная реакция ЖК-экранов камеры. Особенно сильно будут тормозить дополнительный экран и информация в видоискателе. Так что будьте готовы, что на особенно сильном морозе индикация смены точки фокусировки будет отставать на полсекунды от нажатия кнопки.

Если вы вышли снимать в метель, то постарайтесь защитить переднюю линзу объектива от снега. Лучше всего для этого подойдет бленда. Но если снег все-таки попал на линзу, то я советую протирать капли не микрофиброй - она их просто не впитает - а одноразовыми бумажными платочками.

 

В такую погоду беречь камеру от холода и снега бессмысленно - все равно замерзнет и превратится в сугроб

 

Самое важное, о чем нужно помнить во время зимних съемок - мороз очень сильно сокращает емкость аккумуляторов. К счастью, на зеркальных камерах с их аккумуляторами большой емкости это сказывается не так сильно, как на беззеркалках, которые на морозе мрут как мухи. На зимних съемках я советую иметь как можно больше аккумуляторов. Я стараюсь брать не меньше трех, но здесь работает железное правило - чем больше, тем лучше. Все аккумуляторы кроме активного стоит переложить из фоторюкзака в каманы как можно ближе к телу, чтобы они не замерзали. Так вы сможете сохранить их работоспособность на более долгое время.

После съемок я советую занести фототехнику в помещение, но ни в коем случае не открывать рюкзак. Если вы хотите достать флешку, чтобы переписать кадры, сделайте это на улице. Если вы все-таки решите занести холодную камеру в тепло, то на ней очень быстро образуется конденсат, который не исчезнет, пока камера не прогреется до комнатной температуры.

А вот штатив я советую не просто занести в тепло, а еще и поставить у печки или обогревателя, причем в разложенном состоянии. Снег, попав в замки штатива, в тепле растает, и если эта вода не испарится до конца, то на морозе даже малого ее количества будет достаточно, чтобы у штатива замерзли замки и не раскладывались ноги.

А теперь давайте поговорим о том, что же вообще стоит фотографировать зимой. Выбираясь на зимнюю съемку внимательно следите за погодой. Резкое падение температуры может означать чистое небо и красивые рассветные и закатные краски.

 

Нередко зимние рассветы и закаты дарят впечатляющие краски

 

Реки также могут стать для вас интересным объектом для съемки. Особое внимание стоит уделить рекам с перекатами, где даже в сильный мороз вода не покрывается льдом. В особенно холодную погоду такие реки могут эффектно парить, а на прибрежных  деревьях может образоваться красивая шуба из инея.

 

Зима преображает многие сюжеты. Плотная метель может скрыть из вида задний план и сделать картину минималистичной

 

Но что если вам не повезло со светом? Даже плохую погоду можно и нужно использовать для съемок. Так, сильная метель может создать эффект тоновой перспективы, отсечь все лишнее, убрать визуальный мусор и подчеркнуть, например, одиноко стоящие деревья.

 

Если в вашей команде есть человек в красной куртке, он может стать лучшим героем для ваших зимних кадров!

 

Обязательно постарайтесь поснимать в синий час - это время после захода солнца, когда пейзаж в кадре приобретает голубой оттенок. Особенно эффектно такие пейзажи смотрятся с одиноко стоящей избушкой, в окошке которой горит свет. Контраст общего синего тона кадра и теплого света из окна создаст ощущение уюта.

 

Пример съемки в синий час. Обратите внимание, как контрастирует теплый цвет окна и холодный цвет пейзажа

 

Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки7 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки5 лет назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Техника съемки10 лет назад
Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из кот...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки6 лет назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки5 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки5 лет назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки8 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Черно-белый взгляд на цветной мир

Черно-белый взгляд на цветной мир

Техника съемки5 лет назад
Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-бел...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?
Антон Агарков

Комментарии

Отправить